Ахузабет — ровесница Тель-Авива

0

"Город без остановки": несколько историй о его домах и жителях

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Алёна КОШЕЛЕНКО

 

Любое крупное событие рождается из множества мелких и на первый взгляд незначительных – так из маленьких ручейков появляются могучие реки и водопады.

Одно из таких незначительных, на первый взгляд, событий случилось 5 июля 1906 года, когда в разморенный летней жарой яффский порт прибыл Акива Арье Вайс – часовщик, ювелир и архитектор-самоучка. Человек, с которого и начался город Тель-Авив.

11 апреля 1909 года, во второй день Песаха, произошло знаменательное событие, знаменитая «ракушечная лотерея». В этот день родился город Тель-Авив — «Весенний Холм».

Акива Вайс начал строительство собственного дома. Он решил возвести нечто, отличающееся и от европейского стандарта, и от арабского стиля яффских жилищ, и свой дом по адресу ул. Герцль, 2, что напротив гимназии "Герцлия", спроектировал самостоятельно.

Менее чем через год после начала строительства на повозках были перевезены мебель и прочий домашний скарб семьи Вайс из съемного дома в Яффо на улицу Герцль в Ахузат-Байт.

В год основания Тель-Авива, то бишь тогда еще Ахузат-Байт, у четы Вайсов рождается младшая дочь – первый ребенок нового города. И отец, недолго раздумывая, решает назвать девочку в честь своего детища – то есть Ахузат Байт. Но тут воспротивилась мать, и после некоторых споров и раздумий они нашли компромисс и дали дочери имя Ахузабет – по аналогии с модной тогда Элизабет. В детстве родные звали девочку Ахуза, но, повзрослев, она изменила свое странноватое имя на Элизабет, с которым и прожила до самой смерти.

Среди спроектированных Вайсом домов — и тот, что расположен на улице Мазэ. Он особо интересен тем, что отсюда начиналась знаменитая бриллиантовая биржа Рамат-Гана, а еще точнее – что ее истоки находятся в одной угловой комнате на втором этаже. Ювелир по профессии, Вайс и в Тель-Авиве продолжает заниматься своим делом. В этом доме часто собирались ювелиры и приносили с собой образцы своих товаров. Члены этого небольшого клуба занимались как бриллиантами, так и украшениями. Для хранения драгоценностей Вайсом был приобретен немецкий супернадежный сейф, взломать который предлагалось любому желающему – но таковых, однако, не оказалось.

Именно здесь и именно так зародился бриллиантовый бизнес будущего государства Израиль, его знаменитая Алмазная биржа. Официальной датой ее основания принято считать 8 декабря 1937 года, когда была создана первая коммерческая организация по торговле бриллиантами «Алмазный клуб Палестины». И Акива Вайс стоит у истоков этой крупнейшей отрасли промышленности нынешнего Израиля, которая успешно развивается с тех самых пор и по сей день.

 

Тель-Авив становится всё более привлекательным для проживания, и сюда начинают стекаться состоятельные люди, которым, разумеется, нужны были собственные дома. В городе появляются самые знаменитые его здания…

Один из самых красивых и самых необычных домов – Бейт-Пагода («Дом-Пагода»). Это первое здание города, провозглашенное культурным и историческим наследием и, соответственно, охраняемое государством. Он был построен в 1925 году для Мориса (Моше Давида) Блоха, состоятельного вдовца из Америки, по проекту архитектора Александра Леви. Дом примечателен двумя поистине уникальными проектами – во-первых, в нем была проведена система центрального отопления с подогревом пола, а во-вторых, в нем был построен лифт, действующий по сей день.

Дом-Пагода вызывает огромный интерес, но до сегодняшнего дня остается недоступным для публики, несмотря на многолетние усилия организаторов популярнейшей ежегодной акции «Дома изнутри».

Проект Александра Леви не мог остаться безответным со стороны самого тель-авивского архитектора Йегуды Магидовича, который оставил после себя в городе порядка четырехсот зданий. В 1924 году он делает проект дома для богатого американского купца Якова Левина. Построенный в стиле тосканской виллы, дом выделялся среди прочих своей красотой и роскошью.

Дом сменил несколько владельцев и арендаторов, в числе которых было даже посольство СССР. Но после того, как его покинул последний арендатор, дом стоял пустым и ветшал до начала 80-х годов, пока его не купил Альфред Акиров, владелец компании «Альров».

В 1991 году дом Левина был объявлен памятником архитектуры, и вскоре были начаты работы по его восстановлению под руководством архитектора-реставратора Амнона Бар-Ора.

Особенностью дома Левина стало то, что он единственный сохранил на себе табличку со старой нумерацией – когда-то, когда нумерация на бульваре Ротшильд начиналась со 121 дома, он носил номер 175.

Но есть в городе дома, которые не столь знамениты и красивы, но обладают историей не менее захватывающей и интересной. Как, к примеру, два дома семьи Исмаиловых – зажиточной еврейской семьи из Ирана, которая, перебравшись в Тель-Авив, занялась гостиничным бизнесом и заказала оба своих дома у все того же Йегуды Магидовича.

Первый дом, построенный в 1925 году, стал отелем «Исмаилофф». Дом имел два крыла – одно протянулось вдоль улицы Явне, второе – вдоль улицы Монтефиори. Сбоку дома Магидович строит башенку (его любимая "фишка" и практически визитная карточка).

Гостиничный бизнес оказывается настолько выгодным, что семья заказывает Магидовичу еще один дом, который начинает строиться рядом, по улице Монтефиори — угол Алленби. Он был полностью закончен лишь в 1929 году.

Сегодня ни один из домов уже не принадлежит потомкам семьи Исмаиловых. Домом на углу Алленби-Монтефиори ныне владеют люди, не имеющие никакого отношения к первоначальным владельцам. Состояние дома довольно плачевно, но реставрационные работы в нем пока не ведутся из-за нежелания хозяев.

Здание отеля частично разрушилось, в нем никто давно не живет. Пока оно стоит пустым, но его уже готовят к реставрационным работам, и когда-нибудь в будущем он снова откроет для посетителей свои двери.

Фотографии отеля «Исмаилофф» и его макет, а также макеты многих других домов были представлены на выставке, посвященной Йегуде Магидовичу в здании Мигдаль а-Шалом — первом небоскребе Тель-Авива и всего Израиля.

Небоскреб был возведен в 1962-65 гг на месте бывшей гимназии «Герцлия» архитекторами Ицхаком Перельштейном и Гидеоном Зивом. Подрядчик строительства предприниматель Мордехай Меир (Майер) был охвачен идеей сделать Тель-Авив одним из городов-рекордсменов мира и потому решил построить высотку в американском стиле. Небоскреб был построен в виде двух зданий, стоящих по разные стороны улицы и соединяющихся между собой на уровне второго этажа и выше.

Законченное в 1965 году 34-этажное здание высотой 142 метра потрясало воображение жителей всего Израиля. На самом верху небоскреба была оборудована смотровая площадка, с которой открывался великолепный вид на город. Эта площадка функционировала до 1999 года и закрылась, когда жители и гости города предпочли ей обзорную площадку нового торгового центра Азриэли, построенного в том же году.

Появление первого небоскрёба на Святой Земле ознаменовало превращение Тель-Авива в экономический и торговый центр страны, что предвидел и чего хотел для своего детища Акива Арье Вайс. На учредительном заседании общества «Ахузат-Байт» он сказал:

«…как Нью-Йорк является главными воротами Америки, так и нам следует стремиться к тому, чтобы со временем наш город стал вратами земли израильской».

И – если посмотреть на город такой, каким он является сегодня – многоликий, разноязыкий, пестрый, живой, лояльный и терпимый, в котором перемешаны запахи, вкусы, наречия всех стран и народов, где гортанные крики перемежаются журчащей французской речью – можно сказать: его мечта сбылась!

Полную версию рассказов, а так же большое количество чудесных фотографий можно посмотреть в блоге Евгения Кошеленко LookAtIsrael.com.

Ну и… продолжение следует!

Кому Тель-Авив обязан своим именем?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий