Постоянный автор журнала "ИсраГео" Ирина ОПАЧЕВСКАЯ, публикация которой "О современном, прости господи, искусстве" вызвала бурную полемику, вновь возвращается к этой теме
Но на сей раз она не собирается уподобляться мальчику, воскликнувшему "А король-то голый!" – сегодняшние заметки скорее можно назвать ностальгическими. Итак…
В Тель-Авиве на улице Беркович, как раз позади Тель-Авивского Музея искусств, стоит Museum Tower.
На втором этаже находится знаменитая галерея "Литвак", а в холле постоянно действует экспозиция современного искусства. В этот раз она была в стиле "ретро".
Мы умиляемся, приехав в город детства и обнаружив тихую улочку, по которой шлепали босиком в пушистой пыли, закатанной ныне в асфальт.
Зато колонка с питьевой водой осталась на прежнем месте, и разрослась над ней ива, бывшая тогда тоненьким деревцем.
Так и со старыми вещами… Научно-технический прогресс прошагал по миру, изменил жизнь и отменил многие вещи, казавшиеся в детстве незыблемыми.
Пятидесятилетние, вы помните, что телефон был не в каждой квартире?
"640 килобайт памяти всегда будет достаточно для персональных компьютеров", — уверял Билл Гейтс в 1981 году.
Тридцатилетние, вы помните появление дигитальных фотоаппаратов и холивар на тему пленка vs цифра?
Жизнь изменилась, и только встретившись со старыми вещами, понимаешь, насколько.
А? Что? Говорят, что это искусство. Ну так и пусть говорят…
А это просто ностальгия по ушедшей молодости.
Прочитала оба материала. Не могу сказать, что точки зрения на конкретные работы, вывешенные в первом из них, совпадают, есть картины, которые мне по вкусу. Но в целом Ирина и процитированный Гарри Резниковский четко обозначили суть: открыт ящик Пандоры, из которого в мир искусства могут вылетать абсолютно неумелые художники с претензией на новаторство и философское переосмысление окружающей действительности.
Yacov Shaus Лилиана, во-первых, шана това! Во-вторых, есть и другой взгляд: закоснелость художника в повторах того, что уже делали тысячи предшественников, приводит к "вылету" из затхлого ящика произведений, не превосходящих то, о чем Вы говорите. Это вопрос взгляда, вкуса, эстетической платформы. Спорить можно, но в этих спорах рождается не истина, а все новые дискуссии…
Лилиана Блуштейн Шана това, Яков! Главное в этих спорах — не выплеснуть вместе с водой и талантливого младенца. Я часто бываю в парижской галерее д`Орсе и между делом наблюдаю за реакцией туристов из бывшего СССР, которые только что с умным видом слушали гида-искусствоведа, а оставшись наедине друг с другом, крыли увиденное. Прелюбопытнейшее занятие! И, тем не менее, слишком много бездарностей, попав в мэйнстрим, оказались на поверхности.
Yacov Shaus Лилиана, да кто ж спорит! Многие формы современного искусства вдохновляют неучей и бездарей: дай-ка и я так попробую! Но развитие искусства не может остановиться на Леонардо. Повторю свою нехитрую мысль: а тиражирование "реализма" не привело к его превращению в натурализм и бездарные штампы? Взять хоть советский соцреализм.
Лилиана Блуштейн Налбандяны и Бродские тоже не ушли в прошлое, несомненно. Но они хотя бы умели рисовать
Yacov Shaus https://www.facebook.com/groups/isrageo/ Автор, чтобы не "изменить себе", подчеркивает: это не искусство, а ностальгия по прошлому. Но тем самым признает, что вещи, не ассоцирующиеся с "привычным" искусством, способны бередить душу, создавать настроение. Отсюда — один шаг до признания того неприятного "традиционалистам" факта, что вещи могут быть элементами художественных композиций и даже выражать какую-то мысль! Это дело вкуса и вопрос терминологии.
Желаю Ирине хорошего года и сохранения любопытства к непривычному, что является залогом обновления!
Irina Opachevsky https://www.facebook.com/groups/isrageo/ Спасибо, Яков! Вам всех благ в Новом году! Берегите здоровье и не кидайтесь на тех, у кого отличная от вашей точка зрения
Yacov Shaus Да я не кидаюсь, Ирина. Но резковат, наверное. А спор — штука легитимная.