История болезней Иерусалима

0

О чем может рассказать медицинская карта? Правильно, об истории болезни и назначаемом врачом лечении. А если речь идёт не о рядовом больном, а о целом городе, да еще таком, как Иерусалим

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Элеонора ХРИЗМАН

Почти 150 лет назад в Иерусалиме бушевала эпидемия холеры, угрожая уничтожить все население города. Единственному врачу-еврею, вступившему в схватку со смертельной болезнью, пришлось нелегко. Традиционные методы лечения не помогали, дошло даже до того, что иерусалимцы обвинили самого врача в распространении болезни. Выставка «Иерусалим: история болезни», которая проходит в столичном музее «Мигдаль Давид» («Башня Давида») и продлится до апреля 2015 года, рассказывает об эпидемии холеры и многих других заболеваниях, которыми «переболела» столица Израиля.

Перед открытием выставки было решено привести в порядок могилу доктора Беньямина Роцигеля, человека, который вынужден был в одиночку сражаться со страшной эпидемией. В Иерусалиме 1865-го года не было инфекционных больниц, антибиотиков, и только один врач на город, где вспыхнула страшная эпидемия, истребившая десятую часть населения. В тот год – 1865-й и 5625 по еврейскому календарю – похороны стали обычным явлением, каждый день умирало около 30 человек. Развитию эпидемии способствовало и то, что в то время жители Иерусалима и слышать не хотели о том, чтобы поселиться за крепостными стенами.

«Первые пациенты появились сразу после Йом Кипур, маленький двор перед нашим домом был заполнен людьми, женщинами и детьми, умолявшими изобрести лекарство от болезни и спасти их», — рассказывал д-р Роцигель в интервью выходившей тогда в Иерусалиме газете «А-Магид». Не удалось доктору спасти и самых близких ему людей: почти в самом конце эпидемии заболели и скончались его жена и малолетний сын.

Прогнать холеру из Иерусалима было решено попробовать и другим, веками проверенным способом борьбы с эпидемиями. На старом кладбище, распололоженном на Масличной горе, рядом с могилой Яд Авшалом община устроила хупу для пары сирот. Остановила ли черная хупа эпидемию холеры утверждать сложно. Вовлеченные в ритуал были уверены в правильности Божественного промысла, атеисты утверждали, что на следующий день после свадьбы молодожены были найдены мертвыми в своей постели. Это, кстати, один из важнейших аспектов выставки «Иерусалим: история болезни» — где проходит грань между физическим и духовным, кто лечит наше тело и исцеляет душу, что превалирует – наука или вера? Медицинские хроники Иерусалима тесно переплетаются с его религиозной историей, оставляя нам возможность сделать свой выбор между верой в Бога или наукой.

IMG_0391Эпидемия холеры завершилась также внезапно, как и возникла, оставшись только в качестве ругательства в разговорном иврите. Современная инфраструктура водоснабжения и канализации, значительно улучшенная с прежних времен, сводит на нет возможность появления подобных болезней. Холера убила в Иерусалиме 1800 человек, последней ее жертвой стал Беньямин Роцигель. Впрочем, бедствие сыграло и положительную роль: иерусалимцы, наконец, решились выйти из стен города.

На выставке «Иерусалим: история болезни», расположившейся в двух залах музея «Башня Давида», собраны сотни экспонатов, наглядно представляющих медицинскую историю этого города, повествующие о его больных и лекарях, больницах и эпидемиях, о медицине как науке и вере во Всевышнего, считавшегося главным врачевателем всех времен и народов.

Первая часть экспозиции, посвященная духовной стороне врачевания, ее философского смысла, находится в одном из залов башни Фасаэля, для того же, чтобы познакомиться с экспонатами второй части выставки, рассказывающей о медицине как о науке, нужно спуститься вниз, немного поплутав в переходах древней крепости.

При входе во второй зал посетителей встречают врачи, медсестры и больные Иерусалима конца 19-го начала 20-го века. Речь не идет о радушной встрече гостей: персонажи медицинской пьесы заняты своим делом, позволяя нам заглянуть в их черно-белый мир через объективы фотографов, оставивших для нас зримые подробности того времени.

Во втором зале представлены экспонаты, рассказывающие о новой медицинской истории Иерусалима, о том периоде, когда уже сохранились фотографии и многочисленные свидетельства. Город трех религий, как его принято называть, всегда считался одним из важнейших центров мировой медицины. Все разговоры о святости Иерусалима тоже добавили свою лепту в общий имидж медицинской столицы. Считалось, что само присутствие в городе могло исцелить. Взять хотя бы три главных праздника («Шлошет а-регалим»), когда в Иерусалим стекались огромные толпы народа, чтобы принести жертвы в Храм, сложно поверить, что здесь не думали о том, как позаботиться о здоровье паломников.

Долгая история города, переходившего от одного правителя к другому, была полна не только кровавыми военными событиями. Обычно захватывая города новые хозяева старались стереть признаки пребывания своих предшественников, но в Иерусалиме сохранялась не только архитектура, но и общий уклад жизни. И прежде всего то, что касалось медицины, врачевания. Здесь строили больницы и христиане, и евреи, и мусульмане.

IMG_0366«При переходе от старого времени к новому возникает и занимает особое место фигура врача. В прошлом врач и аптекарь – это было одно лицо. Побывав на приеме у врача, пациент уходил домой с лекарством, приготовленным самим врачом. Позже с развитием общества и медицины врачи стали ревниво оберегать свой статус. Доказательством этому могут служить медицинские книги. На выставке собрана целая витрина с книгами врачей, каждая из которых отмечена оригинальным экслибрисом, выполненным художником. Врачи очень дорожили своими книгами, которых в то время было не так много, и отмечали их особыми знаками. В экслибрисах, создаваемых художниками, главенствующее место занимала фигура змея, служившего международным символом здоровья», — рассказывает куратор выставки д-р Нирит Шалев-Калифа.

— Почему в древности именно змея была выбрана в качестве символа здоровья многими народами?

— Яд змеи обладает одновременно двумя противоположными свойствами – умерщвлять и воскрешать. Когда нас кусает змея, мы должны определить, какая именно, потому, что именно ее яд поможет нам вновь обрести здоровье. Змеиный яд занимает центральное место в магической сфере, входит в состав колдовских зелий, использовавшихся и как целительные. Кстати, и дизайн выставки по форме напоминает движение змеи.

Еврейские источники повествуют о Медном Змее. «Нахаш нехуштан» — знамя, изготовленное Моисеем в виде медного змея во время перехода евреев из Египта в Ханаан для исцеления укушенных ядовитыми змеями, которых Бог наслал на израильтян за то, что они роптали на Него. Существовало поверье, что ужаленный, взглянувший на Медного змея, остается жив. Хотя в Пятикнижии Медный змей не являлся объектом культового поклонения, царь Хизкияху (начало 8 в. до н. э.) повелел разбить его изображение во время проведения религиозной реформы. По всей видимости, к этому периоду Медный змей-Нехуштан, стал связываться с идолопоклонством. В хананейском культе, например, змей – символ плодородия.

Символика змея исцеляющего очень часто встречается и на керамической посуде, и на картинах, и украшениях.

Большинство книг, ставших экспонатами выставки, принадлежат иерусалимским врачам. В основном, это книги, принадлежавшие еврейским врачам, есть книга на армянском языке, которая «приехала» из Африки.

Одна из старейших книг на выставке – «Маасе Тувья», автор которой Тувья Коэн был и раввинистическим ученым, и врачом. Тувья был из семьи потомственных врачей. Его дед Элиэзер Коэн переехал из Иерусалима в Польшу, а отец – Моше жил в Меце, где в 1652 году и родился Тувья, но после погромов 1673 года вернулся в Польшу. Тувья был одним из первых еврейских студентов в университете во Франкфурте на Одере, он учился при поддержке самого курфюрста Бранденбурга. Степень доктора он получил в университете Падуи. Тувья Коэн служил придворным врачом у османских султанов Мехмеда IV, Сулеймана II, Ахмеда II, Мустафы II и Ахмеда III, в 1714 году переехал в Иерусалим и жил там до самой смерти в 1729-м году.

Тувья Коэн был выдающейся личностью, он знал много языков, в том числе иврит, немецкий, итальянский, французский, испанский, турецкий, латинский, греческий и арабский. «Маасе Тувья», опубликованный в 1707-м году, в Венеции, представляет собой всеобъемлющий энциклопедический трактат, объединяющий в себе знания по теологии, астрономии, медицине и гигиене, ботанике, географии и другим наукам. Трактат снабжен подробными иллюстрациями по анатомии и астрономии, что для того периода было достаточно редко. Научные достижения того времени Тувья Коэн рассматривал с точки зрения религии и не со всеми соглашался. Книга была написана с целью восполнить пробелы в знаниях евреев, в подавляющем большинстве, не изучавших ничего, кроме канонической религиозной литературы. Основная часть книги посвящена вопросам анатомии, медицины и профилактики заболеваний, особенно стригущего лишая, очень распространенного в Польше.

«Маасе тувья» выдержала несколько переизданий, второе издание вышло в 1721 году в Германии и считается памятником раннего германского образования.

Пример Тувьи Коэна – не единственный, в истории еврейской медицины, независимо от местонахождения общины, вплоть до периода Аскалы врачеванием занимались духовные авторитеты – Рамбам, Ицхак бен Шломо Исраэли из Кайруана, Авраам ибн-Эзра и другие.

Медицина была тесно связана с религией не только у евреев. Христиане верили в то, что врачеванием они смогут убедить больных обратиться в их веру. В Иерусалиме пользовались большим влиянием и были очень активны христианские ордены. Один из самых влиятельных — Рыцарский орден госпитальеров или орден Святого Иоанна (Сент Джон) учредил в Иерусалиме офтальмологическую больницу. В 1882 году было получено разрешение султана на покупку земли, а тем временем д-р Уэддел, руководивший проектом, арендовал помещение для глазной клиники. Успех предприятия – пациентами клиники стали не только жители города, приезжали даже из Цфата и Дамаска – подтвердил необходимость расширения больницы, и в 1883 году было найдено подходящее здание. Это был двухэтажный дом с внутренним двором, стоявший на краю горы над долиной Бен-Инном. В 1889 году число больных, получивших лечение в «Сент Джон» со дня создания превысило 58000 человек. После 1960-го года офтальмологическая больница «Сент Джон» переехала в новое здание района Шейх Джарах (Шимон а-Цадик), где, по традиции, продолжают лечить пациентов бесплатно. В старом здании больницы «Сент Джон» сегодня располагается гостиница «Хар Цион». На выставке «Иерусалим: история болезни» представлена форма сестер-монашек госпиталя «Сент Джон».

IMG_0350Организаторы выставки получили в пользование весь медицинский архив больницы «Шаарей а-цедек», первой еврейской больницы, построенной за стенами Старого Города. Кроме нее, в Иерусалиме уже действовали «Бикур Холим», «Мисгав Ладах» и больница Ротшильда, но в самом начале 20-го века немецкие евреи, решили создать свой собственный медицинский центр. Отцом-основателем новой больницы стал молодой врач из Франкфурта. Доктор Валах позаботился и о финансировании, и об участке земли, спроектировал же больницу немецкий архитектор Теодор Зандель. Как пишет в своей статье краевед и знаток Иерусалима Лев Виленский, «именно в «Шаарей-Цедек» впервые в Иерусалиме появилось закрытое отделение для заразных больных, по образцу европейских больниц. В «Шаарей-Цедек» все медсестры и младший медицинский персонал были обязаны носить форменную одежду, и менять ее каждый день. Также обязательным было ежедневное купание больных. На тот момент по сравнению с «Шаарей Цедек», остальные больничные заведения Иерусалима померкли и казались жалкой и неумелой пародией на истинную немецкую медицину. При этом первоначальный замысел доктора Валаха – принимать на лечение больных из еврейских общин стран Европы – потерпел фиаско. Основной принцип медицины – лечить больного вне зависимости от его происхождения – работал и здесь. В «Шаарей Цедек» лечились и раввины из Меа-Шеарим, и шейхи из Цур-Бахера и Бейт-Цафафы. А душой больницы, ее бессменным главврачом и директором, оставался доктор Валлах, каждое утро обходивший своих больных и помещения больницы. На его животе побрякивала огромная связка ключей. В свободное от работы время доктор учил Тору, и пил чай с лимоном у себя во флигеле. Но такого свободного времени у него было очень мало…»

Современное здание больницы «Шаарей Цедек» расположено недалеко от горы Герцля, где в 1980 году был куплен участок земли для строительства новых корпусов.

В Иерусалиме таже впервые встал вопрос о создании детской больницы. Стало ясно, что маленькие пациенты нуждаются в особом подходе. Первое детское отделение, где родители могли оставаться вместе с заболевшими детьми было открыто при больнице, расположенной в районе Американская колония. В то время как детей лечили, для матерей тоже находилось занятие – их учили вышивать, например. В самом конце зала можно увидеть большую фотографию с изображением арабской женщины, сидящей на широком подоконнике с рукоделием в руках, в стороне видны кровати с маленькими пациентами.

«Первая педиатрическая больница, появившаяся в Иерусалиме на улице Пророков (А-Невиим), была основана врачом из Германии Максом Сендерецким и получила название Мариеншифт, в честь великой герцогини Марии Фон Шварцбург Рудольштат, муж которой стал первым финансовым и моральным спонсором больницы,   – рассказывает куратор выставки. — В 1872 году доктор Сендерецкий арендовал дом 29, принадлежавший сирийской церкви и сохранившийся до наших времен. Больница была маленькой, всего на 17 коек, но начинание было новаторским, поэтому его поддерживал также еврейский фонд «Ваад клали Кнессет Исраэль», на средства которого было арендовано дополнительное помещение в дом номер 30. Больница Мариеншифт прекратила свое существование в 1899 году, из-за самоубийства доктора Сендерецкого. Маленьких пациентов перевели в соседнюю больницу Меира Ротшильда».

На выставке много предметов, принадлежавших частным врачам Иерусалима, которых тоже было немало. Здесь можно увидеть вышитую шелковую скатерть, которую подарил доктору Эрлангеру мухтар Абу-Диса в знак благодарности за лечение катаракты. Наиболее известен доктор Авраам (Альберт) Тихо, дом которого на улице Рав Кук, 9, сегодня является художественным музеем. Здание дома-музея является одним из первых зданий в Иерусалиме, построенных вне стен Старого города. Дом служил местом проживания и работы художницы Анны Тихо и её мужа, офтальмолога Авраама (Альберта) Тихо. Супруги были видными представителями еврейской интеллигенции в Эрец-Исраэль в начале 20-го века. В клинике доктора Тихо действовал тот же принцип, что и в остальных больницах и частных клиниках Иерусалима, полный интернационализм и социальное равенство.

Потрепанная тетрадка из архива больницы «Шаарей Цедек» – регистрационный журнал приемного покоя, по мнению организаторов выставки, отвечает на вопрос, почему Иерусалим является и являлся во все времена мировой столицей пластической медицины. В тетради, датированной 1948 годом, можно проследить все происходившие в то время события, прочесть фамилии пациентов, пострадавших от взрыва ресторана или раненых по дороге в Иерусалим.

«Иерусалим: история болезни» — первая подобная выставка по масштабу рассматриваемых тем и количеству представленных экспонатов из Израиля и заграницы – готовилась всего два года. Обычно организация выставок такого рода занимает в два раза больше времени.

У Иерусалима действительно богатая история болезни. Удачное оформление выставки позволяет самостоятельно знакомиться с медицинской историей города, листая страницу за страницей врачебную карту Иерусалима.

"Новости недели", приложение "Здоровье"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Зам. главного редактора сайта Isrageo.com.Профессиональный журналист, выпускница УРГУ. Работаю в печатной прессе с 1989 года, несколько лет возглавляла пресс-службу одного из банков. В Израиле с 1999-го года, через год начала работать в русскоязычных изданиях. Публиковалась в центральных газетах "Новости недели" и "Вести", журналах "Силуэт", "Мир путешествий" и "Мама-инфо" и многих других СМИ в Израиле и за границей. Редактор проекта Tourneto.com

Добавить комментарий