Стерилизация по Торе

2

Разрешает ли Галаха кастрировать бродячих животных?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Ашер РОХБЕРГЕР

Иллюстрация: Бродячий житель Старого Города в Иерусалиме | фотобанк isrageo.com

Израильские СМИ и социальные сети бурно отреагировали на предложение министра сельского хозяйства, представителя партии «Еврейский Дом», Ури Ариэля, касающееся окончательного решения проблемы бродячих животных.

Немного предыстории. 4 июля 2004 года Высший Суд Справедливости БАГАЦ (председатель Аарон Барак, Далия Дорнер и Ашер Грунис) запретил государству умерщвлять уличных кошек. Судебное решение и соответствующая поправка к Закону о запрете жестокого обращения с животными от 1994 г., ст. 14,1 обязывают соответствующие государственные органы стерилизовать уличных кошек и возвращать их в привычные места обитания. На это ежегодно выделяется бюджет в размере 4.5 миллиона шекелей. Операции по стерилизации проводятся под общим наркозом ветеринарными врачами, кошки ловятся специальными ловушками, исключающими травмирование животных. Операция занимает около 10-15 минут. Через сутки после операции кошек «выписывают» и отправляют обратно, на улицу.

Если рассматривать предложение Ури Ариэля в общих чертах, то самое мягкое определение, которое для него подходит, это «неуместное». Позиции Галахи в этом вопросе я коснусь ниже. Помимо вопросов стерилизации бродячих животных, перед Ури Ариэлем и в нынешнем его министерстве, и в министерстве строительства, которым он руководил при предыдущем составе правительства, стоит немало других вопросов, связанных в той или иной степени с Галахой. Нельзя сказать, что при голосовании на заседаниях правительства и принятии решений единственное, что было ему важно – мнение Галахи. Если бы это было так, то он бы давно бы уже в правительстве не сидел. Примеров расхождения между решением правительства и, формально, Галахой можно провести немало. В том числе и случаев, когда решения идут в прямом противоречии с запретами Торы.

Данный материал не ставит задачей широко рассмотреть весь спектр очень непростой темы взаимоотношений между Галахой и современным государством. К сожалению (это мое личное мнение, с которым можно соглашаться или нет) обе стороны часто ведут себя деструктивно, что напоминает спор между Паниковским и Шурой Балагановым.

Сейчас я хочу рассмотреть тему бродячих животных с точки зрения религиозного человека, для которого Галаха важна и обязательна. Начнем с того, что к вопросу о стерилизации бродячих животных , как и к большинству других вопросов, рассматриваемых Галахой, есть разные подходы. Впрочем, как и к многим другим спорам в том числе, касающимся запретов Торы: как правильно соблюдать седьмой год, можно ли употреблять китниет в Песах, какой вид головных уборов предпочтительнее для женщин – список может быть очень и очень длинным. В любом случае, с формальной точки зрения, последнее слово в решении галахических вопросов, связанных с общественной жизнью, формально лежит на Главном Раввинате Израиля. При всем уважении к знаниям и галахическим предпочтениям Ури Ариэля, он не является равом и, тем более, специалистом в данных областях Галахи. Со своей стороны, Главный Раввинат Израиля всегда стремился находить такие галахические решения, которые были бы приемлемы и выполнимы для всего общества, а не только для какой либо его части.

Стерилизация бродячих животных затрагивает два запрета Торы: запрет на жестокое обращение с животными («цаар баалей хаим») и нанесение физических повреждений животному, вытекающее из запрета использовать подобных животных в виде храмовых жертвоприношений, как сказано в книге Ваикра (22, 24): «А с ятрами измятыми, раздавленными, оторванными или отрезанными не приносите Господу, и в земле вашей не делайте сего». Запрет на нанесение увечий животному был закреплен как нормативная Галаха в «Шульхан Арух» (Эвэн аЭзер 5, 11-12). Но при этом разрешается использовать животных в научных опытах, для пользы людей (Атерет Паз часть 1 на Хошен Мишпат, раздел 9)

В то же время существует разница между самками и самцами (на стерилизацию самок запрет менее серьезен, поскольку является запретом мудрецов, а не запретом из Торы), и есть гораздо больше факторов, благодаря которым галахические авторитеты разрешают стерилизацию. Помимо этого, есть разница между домашними и бродячими животными. Важно помнить, что среднестатистическая кошка может родить в год около 15 котят. А бесконтрольное размножение бродячих животных вредно как для них, так и для нас, людей, и здесь мы уже затрагиваем еще один аспект, который нужно принимать в расчет – благо и здоровье общества и вероятную опасность распространения инфекций или других заболеваний, переносчиками которых могут быть бродячие животные.

Поскольку, как было сказано выше, все операции по стерилизации проходят под общим наркозом, то исключается нарушение запрета о жестоком обращении с животными (в отличие от методов стерилизации, применявшихся в прошлом).

Еще один аспект, который необходимо учитывать в данном вопросе, связан с разницей между границами обязанности по отношению к животным, налагаемой на евреев и на неевреев. Как известно, одна из семи заповедей потомков Ноаха связана с запретом на жестокое обращение с животными, но ограничивается лишь запретом есть часть от еще живого животного. И хотя Шульхан Арух в разделе Эвен а-Эзер, глава 14, запрещает говорить нееврею, чтобы тот кастрировал животное, принадлежащее еврею (на основании сказанного в трактате ВТ Баба Меция 90, 1), здесь тоже не все так однозначно. Во-первых, когда в этом разделе речь идет о нееврее, то упоминается термин «язычник», а не просто «нееврей», хотя в других случаях употребляется понятие «нееврей». Во-вторых, употребляется слово, обозначающее крупных животных (беэма), и ни кошек, ни собак так не определяют.

С учетом того, что речь идет о стерилизации с целью предотвратить распространение заболеваний или других опасностей для общества, надо учитывать еще один галахический принцип, говорящий о том, что «опасность серьезнее нарушения запрета, поэтому предотвращение распространения заболеваний – это тоже заповедь, лежащая на обществе, и мудрецы не запретили обращаться к неевреям за помощью в подобной ситуации. В сентябре 2006 года тогдашний Главный Раввин Израиля Шломо Амар в одном из своих галахических постановлений напрямую написал о том, что: «в соответствии с нормами Галахи, любое действие с целью сохранения человеческой жизни превалирует над факторами, связанными с цаар баалей хаим». И хотя бродячие животные бесхозные, те, кто хочет найти решение соответствующее всем галахическим мнениям, должны предпочесть ветеринара – нееврея. Этого же мнения придерживается раввин Шломо Амар в выше упоминаемом галахическом постановлении.

Также и рав Эфраим Залманович, рав поселения Мазкерет Батья, пишет что «подобно тому, как можно разрешить больному есть в Йом Кипур в случае, когда врач-специалист однозначно постановил, что пост опасен для здоровья и жизни, также и в данном случае, если ветеринары считают, что прекращение стерилизации бродячих животных угрожает существованию их и людей, то их стерилизация является заповедью, несмотря на причиняемый им ущерб».

По мнению рава Йуваля Шерло, главы йешиват эсдер «Орот Шауль» в Раанане «есть галахический интерес в том, чтобы не было нападений собак на людей и чтобы вообще не было беспризорных животных на улицах из-за опасностей для здоровья и жизни, связанных с этим. Поэтому если существует галахическая возможность провести стерилизацию с помощью ветеринара- нееврея, то это нужно сделать.

Относительно стерилизации домашних животных есть дополнительные облегчения, но они выходят за рамки данного материала. Необходимо учитывать, что и с общественной, и с юридической точки зрения стерилизация уличных животных предпочтительнее их умерщвления.

Вместе с тем существуют и устрожающие мнения, полностью запрещающие стерилизацию как домашних, так и бродячих животных (рав Ш.И. Эльяшив,всегда отличавшийся стремлением к устрожению, рав Элиэзер Меламед, исследовательский центр «Махон аТора Вэаарец»). Это нормальная ситуация, при которой, как в известном анекдоте, обе стороны правы, поскольку каждая из них ставит во главу угла и подчеркивает те или иные факторы, отличные от факторов, приводимых оппонентами.

В свете всего вышесказанного понятно, что галахические предпочтения министра Ури Ариэля являются его личными предпочтениями, а не единственно возможным галахическим решением данной проблемы, и из этого ни в коем случае не следует, что Галаха против животных, призывает их не любить и жестоко к ним относиться. Данные предпочтения противоречат тому галахическому курсу, в решении вопросов, связанных с обществом в целом, который проводит Главный Раввинат Израиля с момента своего создания.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

2 КОММЕНТАРИИ

Добавить комментарий