Недавно открывшийся Музей Еврейской музыки на центральной улице иерусалимского района Нахлаот оставляет незабываемое впечатление, странно-нереальное, как если бы вы посетили вновь отстроенный Храм, но только Храм этот посвящен музыке и ее служителям
Нона КОВЛЕР
Фото автора и Игоря Хаята
Найти Музей музыки проще простого — теперь и небольшая площадь так и называется “Кикар а-Музика”.
При входе нас встречают три левита — виртуальный персонаж Саба Леви (это он с помощью современных технологий будет говорить с вами с экрана индивидуального планшета, врученного вам при входе), незримый лично финансист и владелец всего комплекса (здесь в собственности не только Музей, но об этом позже) — французский миллиардер Лорент Леви — его присутствие можно описать музыкальной фразой — “А без меня, а без меня здесь ничего бы не стояло..”.
И наконец — главный левит Музея еврейской Музыки Эльдад Леви — по совместительству автор идеи, вдохновитель и директор всего этого чуда.
Прежде чем прогуляться в сопровождении Дедушки Леви и директора Эльдада Леви по музею, давайте немного вспомним историю.
Левиты – этот термин обозначает священников в самом широком смысле, так как сыновья Аарона принадлежали к колену Леви. Практически левитами называли всех представителей этого колена, кроме священников. Левиты тоже занимались служением в скинии, хотя и занимали подчиненное священникам положение. Это тоже были профессионалы, которым платили за служение деньгами и товарами. У них не было своей земли, поэтому им был выделен ряд городов и пастбища в их окрестностях.
В период подготовки и строительства храма при царе Соломоне у левитов появились новые обязанности. После строительства постоянного храма их прежние задачи по транспортировке скинии автоматически стали неактуальными. Большое количество левитов принимало участие в самом строительстве храма. Другим были поручены новые задачи, касавшиеся поклонения Богу в скинии при правлении Давида и в храме после его завершения. Левиты, в особенности Еман, Асаф и Идифун, отвечали за музыку, которая использовалась для поклонения; речь идет не только о пении, но и игре на разных музыкальных инструментах храмового оркестра.
Левиты также были привратниками святилища, помогали священникам готовить жертвоприношения, поддерживали чистоту в храме, выполняли административные и юридические функции. Некоторые из левитов состояли казначеями и отвечали за храмовые сокровища.
Эти мужчины имели ясное призвание от Бога быть левитами. По определенным признакам они должны были быть левитами. Эти признаки были очевидны как для окружающих, так и для самих левитов. В их случае возможно сказать: «Левитами не становились, левитами рождались».
В Музее можно познакомиться с удивительными инструментами, на которых играли евреи множества диаспор — андалузской, средиземноморской, восточноевропейской, марокканской, балканской и многих других. Названия некоторых звучат знакомо, но внешний вид иногда изумляет. Большинство же музыкальных инструментов неведомы широкой публике — и поэтому отлично придумано, что с помощью планшета можно в собственных наушниках услышать и описание, и звучание самого инструмента.
Виртуальное же путешествие в святая святых — Храм Соломона — оставляет в полном смятении чувств. Здесь вы можете приобщиться к служению левитов и даже «принять участие» в различного рода работах и службах в Храме. Надо всего лишь надеть виртуальные очки и наушники, и связь с настоящим будет потеряна на несколько минут. Осторожно — можно и не вернуться…
Директор и вдохновитель музея Эльдад Леви в течение четырех с половиной лет ездил по миру, чтобы собрать и привезти в Иерусалим музыкальные редкости. В залах дворца-музея можно попасть в разные эпохи и в страны с совершенно разными культурами.
Знакомая всем виолончель или скрипка перекликаются из зала в зал с африканскими ударными или азиатскими духовыми, а на мультимедийных экранах можно воочию увидеть фильм, который расскажет о музыкальных инструментах с экзотическими названиями — джембри, дарбука, ребаб…
Немного удивило отсутствие в залах Музея фортепиано, но недоумение вскоре рассеялось — заканчивается строительство большого зрительного зала (Аудиториума) на 400 человек, там на сцене, конечно же, будет рояль.
Недаром упомянуто в истории и об административных талантах левитов (ох, не даром — комплекс не ограничивается только Музеем — 20 миллионов долларов вложено Лорентом Леви только в обустраивание Музея, а вокруг еще есть и будет на 70 миллионов пара ресторанчиков, два “доходных” дома со сдачей квартир, Академия музыки (музыкальная школа), и главное — патио со сценой, где постоянно проходят концерты иерусалимских и приезжих музыкантов, бесплатно для публики).
Только для наших читателей и только по секрету — 15 и 16 июня играет на этой небольшой сцене Максим Венгеров. Билетов на концерт покупать не надо — достаточно заплатить 300 шекелей за ужин и наслаждаться божественной музыкой "даром".
Здесь можно попробовать прогуляться по Иерусалимскому Музею Еврейской Музыки виртуально.
Сайт музея: hebrewmusicmuseum.com
Страница в фейсбуке
Адрес: ул. Йоэль Моше Саломон, 10, Нахалат а-Шива, Иерусалим
Надеюсь, что школьников всей страны будут водить сюда на экскурсии, а туристы уже открыли для себя эту замечательную новинку.
До встречи на концертах и в залах Музея!