«Ворожеи не оставляй в живых»

0


«Да не найдется у тебя ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея, ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни знахаря, вопрошающего мертвых…» (Дварим, 18 глава)

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Элеонора ХРИЗМАН

Фото предоставлены пресс-службой Музея библейских стран в Иерусалиме

 

Еврейская магия насчитывает трехтысячелетнюю историю, но отчего-то до последнего времени оставалась вне сферы серьезных исследований. Одно из последних существенных событий в этой в сфере — выставка «Ангелы и демоны: заклинания и амулеты в еврейской традиции», которая экспонировалась несколько лет назад в иерусалимском Музее библейских стран. На выставке можно было получить представление об этой сфере жизнедеятельности наших предков.
Евреи, как и другие народы, активно практиковали магию. Одним из первых волшебников был Лаван, тесть патриарха Иакова. Моисей и Аарон демонстрировали магические способности на приеме у фараона. Многим известным мудрецам-раввинам, в частности Баал Шем-Тову и Мааралю из Праги, приписывались недюжинные чудодейственные силы.

Несмотря на суровый танахический запрет на все виды колдовства и магии, озвученный уже во второй книге Торы Шмот — «Ворожеи не оставляй в живых», — магическая традиция существовала и во времена Первого Храма, действует она и сейчас. Мы сплевываем через левое плечо, когда дорогу переходит черная кошка, стучим по дереву, верим во вредоносную силу черных глаз, ни на секунду не задумываясь о том, что все перечисленные действия имеют прямое магическое значение. Одним из ярких примеров тому — магическая формула «Абракадабра», появляющаяся на амулетах третьего века нашей эры, которая до сих пор звучит на шоу фокусников и иллюзионистов.

Экпозиция «Ангелы и демоны» в Музее библейских стран включала в себя многочисленные талисманы, амулеты, заговоры и заклинания, выполненные на самых разных материалах, украшения-обереги, а также каббалистическую литературу и книги магических рецептов, большинство из которых до сих пор не были представлены вниманию широкой публики.

Эта выставка была первой в своем роде в Израиле, основную часть экспозиции составляли предметы из частной коллекции, что-то было в музее, отдельные вещи были редоставлены Управлением древностей. После открытия выставки, как отметила магистр египтологии Ори Меири, в музей начали звонить люди и сообщать о старых книгах, доставшихся им по наследству.

Черная магия… В еврейской традиции, как, впрочем, и у большинства других народов, практики черной магии, мягко говоря, не приветствовались. «Да не найдется у тебя никого, проводящего сына своего или дочь свою через огонь, ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея, ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни знахаря, вопрошающего мертвых, ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это…» (Дварим, 18-я глава). Однако это не мешало жителям Древнего мира в сложных ситуациях искать помощи у магов и чародеев.

«Источник большей части наших знаний о еврейской магии — Вавилон, именно там найдены многочисленные документы, свидетельствующие о традиционных ритуалах черной магии, наведении порчи, наложении проклятий, приворотах», — говорит Меири. Вавилонский Талмуд, например, рассказывает о колдуньях, живших отчужденно от общества. Особенно опасными, по мнению Талмуда, считались женщины, в основном пожилого возраста, сидевшие и, вероятно, колдовавшие на перекрестках дорог.

Арамейско-ивритские магические тексты были найдены на вавилонских чашах, обнаружены в знаменитой Каирской генизе. Несмотря на то, что древние евреи не подражали греко-римским практикам — писать проклятия на свинцовых пластинах, — в «Сефер а-разим», опять-таки обнаруженной в Каирской генизе, содержится рецепт составления проклятья врагов на металлических предметах.

Сохранились еврейские «куклы вуду» — маленькие фигурки со связанными руками и ногами — по мнению ученых, использовавшиеся в эротической магии. «Чтобы привлечь любовь, напиши имена на яйце и опусти его в огонь, и пусть, как этот огонь сжигает яйцо, также загорится любовь такой-то к такому-то, и не будет ей покоя, и ни на кого взглянуть она не сможет, пока не возгорится в ее сердце огонь любви», — один из способов приворота, который приводится в старинной книге с магическими рецептами. Нескольких минут знакомства с магическими предметами и манускриптами достаточно для того, чтобы проникнуться сокровенным страхом, который, наверняка, испытывали наши предки при общении с магами и колдунами.

Но если выполнение ритуалов черной магии требовало определенных знаний и способностей, то для того, чтобы навести на человека сглаз, можно было просто сильно позавидовать. Поэтому древние евреи не на шутку страшились дурного глаза и стремились всячески защититься от его последствий. Люди богатые и успешные старались скрыть свои достижения, дабы не привлечь дурной глаз. «Это верование было настолько сильным, что Талмуде мы находим любопытное утверждение о том, что «из 100 случаев смерти 99 случались из-за сглаза, и только один случай — по естественным причинам», поэтому уже в самые ранние периоды мы находим подтверждение тому, что люди стремились обороняться от дурного глаза», — пояснила Ори Меири.

Для отвода дурного глаза  использовались зеркала разных форм, найденные в большинстве своем в захоронениях. На гипсовом основании размещался небольшой кусочек зеркала — глаз, улавливающий нехороший взгляд (на арамейском «эйна бишта») и возвращающий его завистнику. Существовали многоцелевые амулеты, в частности, сохранился такой амулет, созданный специально для девушки по имени Яита и призванный защитить ее от высокой температуры, озноба и дурного глаза. Существовали бумажные талисманы, писавшиеся на бумаге и «именем святых ангелов», отводящие буквально все виды глаз, которые только существуют — голубые, зеленые, большие, узкие, глаза женщины и мужчины, глаза юноши и старика… Такие талисманы вешались на стены дома. И в настоящее время широко распространены всевозможные хамсы.

Один из наиболее редких артефактов  — круглый мраморный диск, изготовленный 2500 лет назад и обнаруженный в прошлом году на морском дне около Явне-Ям (рядом с кибуцем Пальмахим). Диск, представляющий собой огромный глаз, устанавливался на носу корабля. Остатки краски, которой был нарисован зрачок, сохранились до сих пор. Подтверждение распространенности таких талисманов можно найти на греческих вазах с изображениями кораблей, например, со сценой из путешествий Одиссея.

Не менее важным аспектом древней еврейской магии являлась защита дома. Начиналось все уже при входе в дом, для защиты которого использовались глиняные миски, испещренные спиралевидными письменами и перевернутые верх дном. Эта традиция была широко распространена в Вавилоне талмудического периода, в 5-6-м веках до нашей эры. Заговоренные чаши, закопанные у порога дома или расставленные по углам, служили западней для бесов и злых духов. Языки, использовавшиеся для написания заклинаний, разнятся — но общее у всех то, что заклинания написаны в форме спиралей, от центра к наружному краю чаши. Одна из версий, объясняющих эту последовательность, утверждает, что чтение написанного таким образом заклинания вызывало у беса головокружение. Более правдоподобное объяснение, по мнению современных ученых,  заключается в том, что так было удобнее писать из-за техники письма. На многих чашах есть и изображения злых духов со связанными руками, что характерно для всех рисунков, изображающих демонов. Их руки всегда скованы, а на одной из современных чаш (19-20-й век, Сирия) изображенная демоница связана не только по рукам, но и по ногам».

Начиная со Средневековья большое распространение получили бумажные талисманы для охраны дома, которые вешались на стены. Заклинания, написанные на бумаге от руки или отпечатанные, одинарные или в четырех вариантах для всех четырех стен, защищали человеческое жилище от нашествия крыс, скорпионов, пожаров и эпидемий. Для разных стран характерны разные стили выполнения, в том числе и дизайнерский элемент. Текст бумажного талисмана из Италии дополнен изображениями танахических сцен, талисман же, найденный в Израиле — изображениями местных святых мест.

Еще одна обширная сфера магии посвящена манипуляциям, защищающим мать и ребенка, которая в древности была одной из наиболее развитых из-за всевозможных проблем, сопровождающих процесс беременности и родов, и воспитания младенца в первые месяцы его жизни. Самый большой враг матери и ребенка в еврейской традиции — это Лилит, первая жена Адама, которая после разрыва с мужем поклялась всячески вредить младенцам. На досуге Лилит соблазняет спящих мужчин. Об этом повествуют Талмуд и мидраши.

На всех талисманах, оберегающих мать и дитя, демоница изображена со связанными руками, как и все остальные бесы. Вокруг рисунка написаны заговоры и заклинания с упоминаниями разных ангелов, призванных защищать людей. Чаще всего встречаются ангелы Саной, Сансаной и Самангалоф, специализацией которых является защита именно от Лилит. В «Алфавите Бен-Сиры» Лилит предстает первой женой Адама, сбежавшей от него из-за сексуальных разногласий.  Настигнутая посланными в погоню ангелами, она утверждала, что создана для того, чтобы губить новорожденных, но вынуждена была поклясться, что не будет вредить младенцам, у изголовья которых увидит изображения или имена задержавших ее ангелов. В одном из средневековых источников упоминается поверье, что смех ребенка во сне — признак того, что с ним играет Лилит, и его нужно щелкнуть по носу, чтобы прекратить наваждение.

Во многих общинах, в основном, восточных, и до сегодняшнего дня сохранился средневековый обычай охранять рожениц и новорожденных от Лилит с помощью нательных амулетов или листков с заклинаниями вроде «Прочь, Лилит!» и именами ангелов (Саной, Сансаной и Саманглоф), прикрепляемых над дверью в комнату роженицы и у изголовья ее постели. На сохранившихся до наших дней амулетах из Турции и Ирана, к примеру, изображены три этих ангела. Есть даже талисман — «гет» (разводное письмо) к Лилит, а также книга ангела Разиэля («Сефер Разиэль а-малах»), включающая магические и каббалистические тексты. Да и сам ангел Разиэль считается средством защиты от осложнений, возникающих при родах.

Амулеты и талисманы для личной защиты человека поражают своим разнообразием. Один из самыых удивительных талисманов — детская льняная маечка, обнаруженная археологами в Меарат а-игрот, где прятались повстанцы Бар Кохбы. На ее магическое предназначение указывают найденные рядом маленькие волосяные мешочки с органическими веществами, призванными защищать — соль, раковины, крысиный помет. Этот артефакт сохранился благодаря сухому климату Иудейской пустыни.

На украшениях, традиционно выполнявших роль амулетов, изображались рыбы, ящерицы, змеи, саламандры. Рыбы олицетворяли плодородие и защищали от сглаза. Хамсы, которые удалось найти, привезены из самых разных стран, в большинстве своем из Северной Африки: Марокко, Туниса, Алжира. Для Марокко характерны хамсы с изображениями змей и ящериц, саламандр. С течением времени хамса из обычного украшения превратилась в предмет религиозного обихода. Очень часто на талисманах появляется стих «Бен-Порат Йосеф, Бен-Порат але айн».

В еврейской магии придается исключительное значение букве и слову, и этому аспекту посвящен еще один зал выставки «Ангелы и демоны». Для евреев важны не только магические символы, но и магия самого Слова. Оттого здесь демонстрируются самые разнообразные примеры использования сочетания буквы и слов: оригинальный заговор в форме треугольника — амулет Византийского периода с греческим словом Агеос («святой»), где постепенно убирается по одной букве, точно так же, как в знаменитой еврейской мантре, обращенной к рабби Нахману из Умани.

Археологи находят также обрывки бумаги, обломки утвари, исписанные различными буквами алфавита. Сначала считалось, что это пробы пера каких-то древних писателей, но места, где были найдены подобные артефакты, не слишком подходили для занятий сочинительством, поэтому ученые сделали вывод об их магическом назначении. Очень часто буквы складывались определенным образом, ведь «цируфим» (сочетания букв и слов ивритского алфавита, составленные с определенной, чаще всего магической целью), как считали маги, способны призвать на помощь Высшие силы.

Отдельная история —  множество магических и каббалистических  книг, содержащих конкретные магические рецепты: как заставить кого-то влюбиться, как поссорить супругов и как их помирить, как предугадать заранее, будет ли счастлива та или иная пара, как лечить болезни и как их насылать. Большое значение уделялось рекомендациям относительно того, как забеременеть.

Ори Меири рассказала об одной из таких книг,  где присутствуют знаки, совсем не похожие на буквы и пояснила, что это магические символы из мира египетской и греческой магии, заимствованные магией еврейской: «Здесь можно увидеть, как люди берут что-то извне и пытаются придать ему собственный смысл. Рядом с каждым значком можно увидеть ивритские буквы. Но, скорее всего, это не по-настоящему, потому что при более поздней попытке прочесть их никто особо не преуспел. Скорее всего, это что-то типа фантазии, попытки показать, что есть смысл, но его нет».

Большинство книг, содержащих конкретные магические рецепты, находятся в собрании очень среьезного коллекционера, есть те, которые случайно сохранились у людей, которые даже и не знали, насколько ценна, переданная по наследству ветхая книга. Более древние книги хранятся в различных музеях, в Управлении древностей. «Сефер Разиэль а-малах», датированная 1741-м годом и отпечатанная в Амстердаме, была дана Адаму самим ангелом Разиэлем. Только из одного имени этого ангела можно понять, что он относится к миру магии и мистики. «Раз» — это «сод», секрет, тайна. Одна из последних магических книг была издана в 2008 году, ее автор Ицхак Мизрахи, современный маг, который делает амулеты, привозит разные магические вещества из Марокко.

— Ори, в те времена люди искали кого-то, кто понимал во всех этих вещах…

— То же самое происходит и сегодня. Это целая область для исследований. Люди, предлагающие подобные услуги, считают себя обладателями определенной силы. Или у них был кто-то в семье и это передалось с генами, или они много учили и знают, или у них было какое-то откровение, повлиявшее на их занятия магией.

— А много ли в современном Израиле магов?

— Да, их достаточно много.

— Но как магия сочетается у евреев с верой в единого Бога?

— Действительно, с точки зрения Торы существуют опеределенные запреты, но исследователи Торы скажут, что всегда существуют нюансы. Отдельные цитаты, безусловно, запрещают магическую практику, но есть мнение, что запрещена лишь черная магия, а вот магия, связанная с врачеванием, как раз наоборот. Этому есть много подтверждений в Талмуде и в книгах мудрецов. Первое — вера в демонов и злых духов существует у евреев давно и прочно, еще со времен Первого Храма, и на практике это не вступает в противоречие с монотеизмом. Единственное, что в иудаизме почти не делается — не существует заклинаний Именем самого Б-га. Можно заклинать именами ангелов, но имя Всевышнего не используется.

— Каково отношение ко всему этому современных религиозных людей?

— По большей части, как к фольклору, и полностью отрицают наличие магии в иудаизме. С другой стороны, есть большие раввины, которые верят в это — и не только верят, но и практикуют магию, делаю камеи, например, рав Бацри, Ифельган, покойный рав Кадури. Один мой знакомый, вернувшийся в лоно религии, рассказывал мне, что рабби Нахман говорил: плавник рыбы — это «сгула». Что такое «сгула»? Это вещь, которая способна что-то сделать, повлиять на происходящие процессы. И данная вещь существует в природе, созданной Богом. И если мы воспользуемся этим, то это лишь усилим наши собственные силы, которые также даны нам Всевышним. Плавник рыбы поможет нам противостоять дурному глазу, и это нам дает Всевышний. Другими словами, совершить магическое действие — это воспользоваться чем-то уже существующем в мире, созданном Б-гом, обратив это в нашу пользу и на наше благо. А с другой стороны, если черная магия запрещена однозначно, то как тогда рассматривать такой ритуал, как «пульса де-нура», который время от времени проводят уважаемые в религиозном мире раввины?

—  Как обстояло дело с еврейской магией в Европе?

— В ашкеназском мире магия тоже существовала, просто у восточных евреев больше развита культура талисманов-украшений. У ашкеназов больше книг, бумажных амулетов.

— У ашкеназов тоже была развита практика заимствований в магической сфере, как и у «мизрахим»?

— Магия — это традиция, потому что магические проявления присутствуют не только на Востоке или в Европе, все герои магических заклинаний и заговоров встречаются и там, и там. Вот, к примеру, книга, которую написал в 19-м веке дед моего деда в Курдистане. В ней мы видим те же темы, что и в книгах, написанных в других странах, а ведь тогда не было такой связи, как сейчас. Как есть заповеди, которые одинаковы для евреев, живших по всему миру, так существует и магическая традиция, пронизавшая все общины в диаспоре. Вообще, это требует более серьезного исследования. Практически до последнего времени магия оставалась вне сферы серьезных исследований. Именно сейчас наблюдается некоторое пробуждение, есть несколько уважаемых ученых, занимающихся этим — ведь магическая традиция насчитывает три тысячи лет!

— Реально ли найти первоначальный источник, что называется, начало начал?

— Ангела Саноя, защищающего от Лилит, и других родственных ему ангелов можно увидеть в образах Суни, Сусуни и Снигли на нееверейских талисманах византийского периода. По видимому, откуда-то они пришли. Есть мнения, что можно выстроить определенный маршрут их странствий по магическим традициям. В этом году вышла книга доктора Валаари о еврейской магии античного периода. Кроме того, он посещает современных магов и исследует их деятельность. Но нет серьезной библиографии.

— Почему рисунки, изображающие ангелов и демонов, столь примитивны?

— Я бы не стала называть этот рисунок примитивным. Действительно, есть в нем какая-то детскость, но думаю, что речь идет о неумении рисовать. Может быть, в этом заключен какой-то глубокий смысл, а может, примитивизм рисунка объясняется тем, что рисовали дети, так как только дети могут видеть бесов. Кроме того, из истории древнего Египта я знаю, что во многих случаях рисуют страшные вещи или явления в форме карикатуры, чтобы снизить уровень угрозы. И как есть сила слова, так существует сила изображения. В христианской традиции изображения демонов преследуют совершенно иную цель — напугать. Задача еврейской магии — обеспечить человеку ощущение безопасности, поэтому достаточно нарисовать демона схематически, но со связанными руками, и окружить заклинаниями. И цель будет достигнута.

— Не связано ли это с иудейской традицией не создавать изображений?

— Люди, занимавшиеся магическими практиками, были уверены в том, что действуют от имени Бога и религии. Все дошедшие до нас книги и амулеты не были отделены от религии, ведь раньше не было такого понятия — светский человек. Очень многие магические рецепты взяты из каббалистических книг, и нужно быть по-настоящему верующим человеком, чтобы убедить себя в том, что ты можешь воспользоваться этой силой, основанной на вере.

 

https://www.isrageo.com/2014/11/08/amulet/

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Зам. главного редактора сайта Isrageo.com.Профессиональный журналист, выпускница УРГУ. Работаю в печатной прессе с 1989 года, несколько лет возглавляла пресс-службу одного из банков. В Израиле с 1999-го года, через год начала работать в русскоязычных изданиях. Публиковалась в центральных газетах "Новости недели" и "Вести", журналах "Силуэт", "Мир путешествий" и "Мама-инфо" и многих других СМИ в Израиле и за границей. Редактор проекта Tourneto.com

Добавить комментарий