Попытка разобраться в странном конфликте между частью свежеприбывших и израильскими "давнюками"
Жить в Израиле дорого, сложно и опасно.
Дорого потому, что среднестатистический израильтянин горбатится за те же среднестатистические блага среднестатистически больше, чем… (подставьте по вкусу). Сам я этого не проверял, но среднестатистическое мнение именно таково.
Сложно потому, что Страна прочно поделена между всевозможными кликами – профессиональными, культурными, академическими, мафиозными и проч., так что ввинтиться в эту жесткую структуру довольно трудно.
Опасно потому, что само право этого государства на существование оспаривается другими государствами и народами – причем как извне, так и изнутри. Следствием этого является постоянная война, которую мы ведем, чтобы просто уцелеть.
И, тем не менее, люди здесь среднестатистически счастливей, чем… (подставьте опять-таки по вкусу). Почему?
Ответ не может лежать в практической плоскости, ведь, как уже сказано выше, практические параметры, мягко говоря, не ахти. Не может – и не лежит: он вполне себе метафизический, мировоззренческий, экзистенциальный. Израиль дает своим гражданам то, что с лихвой окупает и дороговизну, и сложности, и опасность: сильнейшее чувство самоидентификации со страной. Здесь оно заведомо сильнее, чем в любом другом месте, – о причинах этого феномена можно поговорить отдельно, сейчас же ограничусь одним утверждением.
А это уже не шутка.
Подумаешь, ерунда, скажет кто-нибудь, привыкший мыслить только и именно материальными категориями. Эфемерное чувство! Разве оно важнее реальных проблем жилья и работы?
А смерть? Эта штука тоже представляется кому-то эфемерной? Чувство самоидентификации, принадлежности к чему-то большему, устойчивому, более долговечному, чем ты сам, придает смысл и значение самой бессмысленной и незначительной жизни, загораживая ее таким образом от смерти. Не полностью, не насовсем, но без такого якоря человека – любого человека, в том числе и тебя – рано или поздно захлестывает отчаяние, с реальностью которого спорить так же бесполезно, как и с реальностью смерти.
Израиль – мощнейший якорь. Чувство израильской самоидентификации, осознанное или нет, артикулированное или нет, но тем не менее существующее, объединяет тут практически всех – и уроженцев, и ветеранов, и открытых для этого чувства новоприбывших. Это и есть главная наша ценность – общая и индивидуальная, и горе тому, кто осмеливается посягнуть на нее.
Не поняв (и не приняв) вышеизложенного, невозможно понять и конфликта между Алией 90-х и тем, что уже успели иронически окрестить НКА (Новая Качественная Алия). Как и все конфликты подобного рода, он рационализируется в форме довольно нелепых обвинений практического характера. Ну, лечатся… – так что? А вы не лечитесь? Они тоже имеют право. Ну, получают пособия. А вы не получали? Уж если на то пошло, нищая алия 90-х была для Израиля куда более тяжким бременем, чем нынешние более или менее обеспеченные "пришельцы". Ну, тут и там допускают антисемитские высказывания. А в 90-е годы приезжало мало антисемитов? Ну, их национальный состав вызывает подозрения у ярых блюстителей чистоты крови. То-то же в 90-е с трапа самолета сходили сплошные дети коэнов и раввинов, прямые потомки царя Давида…
Но именно вопиющая нелепость подобных обвинений лишний раз подчеркивает, что в их основании лежит действительно серьезная обида, заставляющая людей срываться на крик всякий раз, когда появляется соответствующий повод. ТАК обижаются только тогда, когда задето что-то действительно важное, действительно ценное, действительно основное. Здесь – это вышеописанное чувство самоидентификации со Страной.
НКА прибыли сюда с прямо противоположными мировоззренческими установками. Они прежде всего граждане мира. Главные ценности – индивидуальные. Страна проживания может быть любой – там, где удобнее в данный момент дышать индивидуальности. Вообще говоря, любая страна и любое государство изначально чужды гражданину мира, ибо неизбежно ущемляют индивидуальную свободу. Оппозиция этой свободе называется фашизмом и ура-патриотизмом – отличия между двумя этими ругательствами минимальны, если вообще есть. Третьей лошадью к этой паре, образуя таким образом птицу-тройку, пристегнут национализм.
Легко видеть, что эта позиция не просто несовместима с израильской самоидентификацией как главной государствообразующей и в то же время экзистенциальной ценностью Страны – она враждебна этой ценности всей своей сутью. Дело не в том, что НКА ругают Страну (а вы не ругаете?), называют пограничниц овчарками (что, конечно, глупо, но не заслуживает больше чем смеха), упрекают попутчиков в бездушности (а вы никогда не жаловались на местных арсов и мошенников?) и непрезентабельно описывают толстого Моню в кипе (а вас не раздражают его сползшие до середины задницы штаны?). Все это вполне простительно и естественно. Непростительно другое: принципиальный отказ от вышеупомянутой самоидентификации, принципиальное нежелание стать «своими».
Этот парадокс даже забавен: разгневанные израильтяне гонят людей из «своих» за то, что те не хотят стать «своими», а гонимые при этом обижаются! Зачем гнать, если они и так не хотят? Зачем обижаться, если вы и так не хотите?
Но если бы всё ограничивалось лишь отказом и нежеланием, то не было бы и проблемы. Ее и нет – во всяком случае, в отношении тех новоприбывших, которые тихо-мирно получили удобный израильский паспорт, купили здесь запасные квартиры и, никого не трогая, живут себе на две-три страны, оставаясь гражданами мира. Их здесь (и не здесь) уже тысячи. Кто-то их в чем-то упрекает? Нет. Абсолютно нет.
Проблема появляется, когда пришельцы начинают демонстрировать агрессию, привезенную сюда из других краев, где они привыкли с удобствами летать на вышеописанных птицах-тройках, охаживая кнутом фашистов, националистов и ура-патриотов. Здесь этот кнут хлещет не по лошадиной спине, а по обнаженному нерву экзистенциальной сути израильского бытия. Отсюда и обида, отсюда и гнев, временами принимающий, как это бывает в таких случаях, внешне неадекватные формы (именно внешне – на деле-то и гнев, и обида совершенно обоснованы и адекватны степени отражаемой агрессии).
Я пишу это для обеих групп, которые яростно переругиваются сейчас в очередном обострении этого неразрешимого конфликта. Для израильтян – поскольку никому еще не мешала попытка артикуляции подспудных и недостаточно осознанных чувств. Для граждан мира – чтобы поняли, чего следует особенно остерегаться в этой чужой и непонятной стране.
Уважаемые граждане мира и гости сионистского образования! Пожалуйста, лечитесь у нас. Пожалуйста, ходите по нашей земле и купайтесь в нашем море. Покупайте здесь дома и квартиры. Пользуйтесь на здоровье нашим менорастым израильским паспортом. Было бы также очень хорошо, если бы вы отдали в местную школу своих детей и внуков – в надежде на что (только тс-с!.. это секрет) вам и предоставляется все вышеупомянутое. Дети чаще всего умнее родителей (на которых, в общем, поставил крест не только отец Мень, но и Израиль-аба). А нет детей (озабоченным гражданам мира, как правило, не до подгузников) – тоже не страшно, хотя и обидно за несбывшиеся надежды. Короче, живите и в ус не дуйте.
Не делайте только одного, ради вашей же безопасности: не трожьте гадкого израильского национал-патриотизма. Потому что на этой отвратительной (с вашей точки зрения) гадости стоит не только здешняя государственность, но и зачастую неосознанный raison d’etre каждого отдельно взятого израильского индивида. И если удар по первому вам еще худо-бедно простят, то за второе попросту перегрызут глотку.
А оно вам надо?
ОТ РЕДАКЦИИ
Как обычно, предупреждаем, что позиция авторов рубрики "Колумнистика" может не совпадать с мнением редакции.
По поводу так называемой НКА — на наш взгляд, весь шум устраивает небольшая группа тех, кто почему-то возомнил себя идеологами "новой волны", либо и в самом деле экстраполируя на израильское бытие свою неутоленную российскую жажду обличать всё и всех. Большинство же новых репатриантов, как мы видим по многочисленным примерам, приезжает для того, чтобы жить и работать в Израиле, принимая его со всеми достоинствами и недостатками. Как его приняли и предыдущие волны алии.
И еще. Израильские "граждане мира" — явление не новое, таковых немало и среди старожилов (ватиков, "давнюков"), и среди уроженцев страны (сабр). Одни "новые историки" чего стоят. Но те уже безнадежны, спорить с ними бесполезно. Что же касается новичков, мы все еще сохраняем надежду на то, что они поймут нашу загадочную израильскую душу и сами постепенно обзаведутся такой же. Немало примеров подобной метаморфозы мы увидели и среди представителей алии-90. Обратные же примеры часто приводили к тому, что человеку приходилось попросту покинуть землю, так и не ставшую для него родной.
"…зачастую неосознанный raison d’etre каждого отдельно взятого израильского индивида". Да.
raison d’etre — смысл существования, так дал гугл-переводчик.
Зная крутизну Тарна, одобряю взвешенную, полную чувства собственного (национального) достоинства эту статью.
редкую пакость написал этот тарн.интересно сколько стоит такую статейку выдумать?даже не выдумать ,а высосать из пальца….интресно чей же палец
Ну тебе этого не дано. Можешь не пыжится. А Тарн — молодец
В том-то и дело, что автор рассуждать умеет лихо и впечатляюще, но удар держит неважно. Чуть-чуть, что-то не совпадает с его устоявшимся видением, как он тут же начинает суетиться, нервничать, изощряться в красноречивой издёвке, затем переходит к откровенному хамству, а потом быстро само-устраняется. Дать членораздельное объяснение у него не получается. Про таких говорят: "Хорошая голова, но слабаку дана".
Можно долго рассуждать о достоинствах и недостатка с статьи, но за одну ее фразу:
"Пожалуйста, лечитесь у нас. Пожалуйста, ходите по нашей земле и купайтесь в нашем море. Покупайте здесь дома и квартиры. Пользуйтесь на здоровье нашим менорастым израильским паспортом."
я ее полность принимаю. Сам я я отношусь к "давнюкам".
Совковые "безродные космополиты" бегут из России, сохраняя презрительное отношение ко всему миру.
Абсолютно справедливо и великолепно сформулировано! Честь и хвала автору, каковой и без этой статьи заслужил респект и уважуху.
Мало у нас "загончиков": левые — правые, крайние -средние, светские-религиозные? Теперь еще одно деление появится: те-те, те и эти? Зачем это делать? Если использовать "старую" терминологию, натуральное вредительство. Я в Израиле 25 лет, полгода назад приехала на пмж моя родственница из Одессы. Ничего кроме радости, желания помочь я не испытываю. Просто радость.