Боксёрский Олимп Иерусалима

0

В Иерусалиме прошел открытый чемпионат столицы Израиля по боксу. В нем приняли участие более пятидесяти спортсменов из разных городов Израиля – от Лода до Эйлата 

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Ефим ГАММЕР 

Мало кто знает, что евреи были среди зачинателей бокса. Понятно, всем известно, что бокс родился на берегах туманного Альбиона в 1719 году, когда местный силач, борец и фехтовальщик Джеймс Фигг был признан лучшим кулачным бойцом Англии. Он вызывал на поединок соперников и жестоко поколачивал их. Некоторых, зарвавшихся хвастунов – завсегдатаев паба, местная – алкогольного наполнения – общественность направляла к нему, так сказать, на перевоспитание. Наверное, тогда и появилось выражение: «послать на фиг!».

С незапамятных времен бокс стал называться «джентльменским видом спорта». Но далеко не джентльмены зачастую колошматили друг друга, чтобы добыть средства на пропитание семьи.

Одним из самых знаменитых английских чемпионов восемнадцатого века да и последующих времен слыл Даниэль Мендоза. Он родился в лондонском Ист-Энде 5 июля 1764 года в небогатой еврейской семье. У его родителей насчитывалось 11 детей, и каждый получил достойное образование. В том числе и Даниэль, который настолько освоил грамоту, что впоследствии, став прославленным боксёром, написал несколько книг, в том числе и мемуары. По ним можно судить, что он, как и положено приличному мальчику Ист-Энда, ходил в еврейскую школу, изучал английский и иврит, математику, другие предметы. И довольно часто, как не положено приличному мальчику, дрался на улицах, пуская кровь из носу мелким антисемитам и прочим обидчикам маленьких. Его заприметил кумир детворы – местный боксёр Ричард Хамфрис, и взял над ним шефство. Уже через неделю никому не ведомый шестнадцатилетний подросток бился с профессионалом и, дав во всю охотку ему по зубам, получил свой первый в жизни гонорар. Деньги, как легко догадаться и в нашем 21 веке, никогда не бывали лишними в многодетной еврейской семье. Так что Даниэль Мендоза, притащив домой первую «боксерскую получку», заслужил отцовское позволение на дальнейшее «выбивание денег при помощи кулаков».

Надо признаться, выбивал он их успешно.

На ринге молодой лондонец выступал под именем «Еврей Мендоза». А болельщики-соплеменники негласно называли своего любимца «Свет Израиля», как бы намекая, что он в какой-то мере повторяет героические подвиги царя Давида, который завалил непобедимого великана Голиафа. И, действительно, его бой против многопудового мясника Мартина напоминал схватку Давида с Голиафом. А проходил он в присутствии принца Уэльского, наследника трона. Выиграть при таком свидетеле было не просто престижно, но и необходимо. И не только ради упрочения еврейского самосознания. Финансовый мотив тоже играл не последнюю роль. Денежный приз – это тебе не фунт изюма. Правда, он тоже выдавался в фунтах. Но в каких? С портретами сиятельных особ из королевской фамилии! Согласитесь, 1000 фунтов за бой – это и сегодня не плохо, а в 1785 году подобный куш представлялся просто баснословным. Короче говоря, 21-летний Даниэль, готовящийся к женитьбе, не пожалел себя и, разумеется, противника. «Свет Израиля» лупил здоровенного мясника с таким поэтическим вдохновением, что ему аплодировали все, включая и «самого главного» из присутствующих на матче болельщиков – наследника английского престола принца Уэльского.

Вскоре после этой победы «Еврей Мендоза» стал сильнейшим боксером Англии и открыл собственную школу. Нокаутируя раз за разом титулованных противников, он превратился в кумира детей и взрослых.

Ныне его наследники регулярно меряются силами в столице Израиля – Иерусалиме, на открытом первенстве этого вечного города, которому больше 3000 лет. И это очень хорошо представлено в документальном фильме Хелен Яновски «Иерусалимский боксерский клуб», показанном в Иерусалимской Синематеке в рамках Иерусалимского кинофестиваля в 2015 году.

Надо отметить, что современный бой на ринге является сплавом высокотехничного бокса шестидесятых годов, мощного натиска семидесятых, повышенной физической выносливости восьмидесятых и той бойцовской удачи, которая всегда склоняется в пользу «думающего» боксера. Просто за счет силового натиска победы добиться очень сложно. И все же, когда удары «проходят», то и подобным образом можно повергнуть противника на пол. Такое случалось в истории неоднократно.

Характерный случай произошел с одним из лучших тяжеловесов мира, четырехкратным чемпионом Советского Союза и двукратным чемпионом Европы Альгидрасом Шоцикасом, предвосхитившим своей техникой появление Мухамеда Али. 1955 год. Москва. Спортивный зал «Крылья Советов». Здесь по сути заканчивается боксерская карьера Шоцикаса. И почему? Как говорится, «не доглядел». Его земляк, малоизвестный боксер Юшкенис, осыпаемый градом ударов, бросает из-под колен, как бы вслепую, кулак куда-то в пространство. И попадает точно в подбородок непобедимому чемпиону. Все! Аут!

Подобные поединки мы видели и на иерусалимском ринге. Правда, без нокаута. В основном бои строились на беспрерывных атаках, обмене ударов и неудержимом стремлении к победе. Такая безоглядная храбрость на ринге диктуется желанием быть похожим на человека, в честь которого каждой осенью проходит турнир в Иерусалиме – на Стива Хилмса, израильского сапера полиции, погибшего при разминировании заложенной террористом мины.

С позиции беспристрастного рефери, имеющего полувековой боксерский опыт профессионального специалиста, могу сказать: при определении победителей в Иерусалиме практически не встречается поединков, оканчивающихся уже в первом раунде с явным преимуществом одного из соперников. Это говорит о многом, и в первую очередь, о возросшем уровне израильского бокса и, само собой, о том, что наше открытое первенство Иерусалима собирают все более подготовленных спортсменов. И в этом несомненна заслуга братьев Люксембург – Эли, Гриши, Яши, которые основали этот клуб в далеком 1980 году, и с тех пор, как в прошлом, так и сейчас выводят своих воспитанников в чемпионы Израиля.

Поэтому я хотел бы остановиться на тех боях, которые подкреплены тактическим замыслом и направлены не только на «бить, чтобы быть», а на обыгрывание противника, завоевания игрового преимущества, видного и судьям, и зрителям. И начну с ребятишек.

Мне помнится, я намеривался записаться в бокс, когда поступил в первый класс. Было это в далеком 1952 году, в разгул антисемитской компании о «безродных космополитах», когда хотелось дать в морду каждому обидчику. Но меня в бокс не приняли: рановато еще!

В Иерусалиме иной подход к человеческим желаниям. И поэтому среди участников мы видим даже восьмилетнего Амира. Вот уже больше года, не пропуская ни одной тренировки, он приходит в клуб, чтобы научиться побеждать. Свой поединок с одноклубником Коби малыш провел, можно сказать, по взрослому – обдуманно, переигрывая противника при нападении и защите.

Отличный бой продемонстрировал также Маор Розанов из Ашдода против Родиона Луковникова из Эйлата. Энергичный крепыш небольшого роста, он хорошо владеет техникой бокса, включая уклоны, отходы и внезапные нападения. И раунд за раундом наращивал преимущество, не давая Родиону отыграться. Заслуженная победа. И приятное чувство, что сборная Израиля вскоре пополнится новым чемпионом.

Эти соревнования собирают большое количество команд из разных концов Израиля: Иерусалима, Эйлата, Ашдода, Лода, Азарии, Рамат-Гана. Так что чемпионом открытого первенства Иерусалима может стать любой гость. И это доказал не только ашдодец Розанов, но и его одноклубник Алексей Колесников, победивший иерусалимца Маора Адика. Агрессивный, обладающий сильным ударом, Алексей с первых секунд наслаивал атаку на атаку, доведя свое преимущество до «явного», в результате чего рефери прекратил бой.

Пара за парой выходят на ринг боксеры. Удар гонга, и каждому нужна победа, и никто «за ценой не постоит». В этот раз – я не участник соревнований, а в связи с нехваткой судей и сам рефери, хотя по сложившейся уже многолетней традиции в первенстве Иерусалима прежде год за годом принимал участие, являясь в 70 лет старейшим действующим боксером не только нашего бессмертного города, но и, склонен думать, всей нашей матушки-земли. В детстве я мечтал повзрослеть. А, повзрослев, окунулся в детство.

«Меняю старость на молодость!» – сказал я себе в 53 года, и ринулся снова в бокс, отмечая в 1998-м ровно сорок лет с первого выхода на ринг, на котором я был чемпионом Латвии и Прибалтики.

boxol1771-yefim-gammer-pered-sorevnovaniem-2-03-06
Автор — известный журналист, неоднократный чемпион Иерусалима, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самого "возрастного" действующего боксера

Сбросил 16 килограммов веса, вернулся в легчайшую категорию, оброс чемпионскими медалями, 30 раз подряд стал чемпионом Иерусалима. Год за годом сражался против мужиков и пацанов, годящихся мне в дети, а потом во внуки, и каждый из них впоследствии выходил в чемпионы Израиля. Это Филипс, Марчело Джентемир, Игорь Хургин, Йони Хаят, Акива Финкельнштейн, Гоша Азаров, Влад Ворошилов. И сегодня, когда мне уже 71 год, я провожу на ринге своеобразный мастер-класс, с ребятишками, которым в будущем быть, несомненно, чемпионами нашей страны.

Я с нетерпением ожидал 18-й пары: Яир Коэн – Лео Маргалян. Оба воспитанники Иерусалимского клуба, каждый хочет стать чемпионом и для этого подготовил «тайное оружие». Яир разучил довольно сложную атаку, позволяющую ему в самом начале боя, сразу же после команды «Бокс!», захватить инициативу и набрать выигрышные очки. Но ударил гонг, и он бросился в атаку, позабыв о «домашних заготовках». Почему я остановился на этом? Дело в том, что подобное случается довольно часто с неопытными спортсменами, не имеющими должной боевой практики. И они из-за нервного перенапряжения теряют свое потенциальное преимущество. Так и получилось на этот раз. Яир, которому по предварительным прогнозам, светила легкая победа, так и не стал единоличным чемпионом Иерусалима и удовлетворился ничьей.

В прошлом году своего рода открытием этого турнира стала встреча Адалии Бен Эфраим из Лода с многократной чемпионкой Иерусалима и победительницей первенств Израиля Майей Поповой. Сегодня она провела условный бой (без победителя) против Нили Балак из Иерусалима, чемпионки по боевым единоборствам. И надо отдать должное, обе показали отменный поединок, показывающий, что бокс – не только дело мужчин.

И тут мне вспомнилось: когда я в 13 лет начал заниматься боксом, первое, что сделал, пошел в парикмахерскую, чтобы постричься «под бокс», иначе, как полагал, волосы полезут в глаза. Вот этот, довольно смешной случай, которого я опасался в детстве, и произошел на ринге при схватке Нили с Адалией. Во втором раунде пышная грива Нили растрепалась, и длинные волосы занавесили ее лицо, ослепив полностью. На ощупь бой не ведут. Пришлось останавливать встречу, и надевать шлем, чтобы «приструнить» непослушную прическу.

Что ж, несколько секунд смеха – неплохая разрядка перед главным поединком турнира. Тяжеловесы Артур Абрамов и Моше Абизмил, оба воспитанники Григория Люксембурга – Иерусалим. Опыт, мастерство и никакой горячки – вот что верховодило ими, превосходно сознающими: потеря реакции, один неверный шаг, и – нокаут. Отсюда и стремление – переиграть, передумать противника, а не безоглядный обмен ударами. Надо отдать должное, в этот раз переиграл, передумал противника Артур Абрамов. Под стать своему именитому однофамильцу трехкратному чемпиону Европы Андрею Абрамову, он наносил разящие удары, раз за разом наращивая свое преимущество. И одержал неоспоримую победу.

boxol177box_013

Что ж, в боксе нет сослагательного наклонения. Побеждает сильнейший. И что приятно, основное правило этого бескомпромиссного вида спорта в Иерусалиме соблюдено полностью: новичков и не очень натренированных боксеров не пугали титулы чемпионов. Они проигрывали лишь потому, что не могли победить. Ничего не скажешь, достойное поведение на ринге. Впрочем, а чего еще ждать от людей, избравших для себя боксерский уклад жизни и готовящихся таким образом к службе в армии? Конечно, многим еще надо учиться мастерству. И они его перенимают у тех, кто был учеником легендарного Сиднея Джаксона – российского американца – Эли, Гершзона и Яши Люксембург, приехавших в Израиль из Ташкента в начале семидесятых, в то время, когда имя Сиднея Львовича Джаксона, пожалуй, было известно каждому пацану. Еще бы – этот американский еврей, готовясь к поединку за звание чемпиона мира среди профессионалов, приехал в Россию на тренировочные матчи. И оказался в круговороте революционной смуты. Американский гость настолько полюбил удивительную для себя страну, что отказался возвращаться в Америку. Он вступил в конницу Буденного и, приторочив боксерские перчатки к седлу, пошел в бой, но уже, понятное дело, не на ринге. Войну Сидней Джаксон закончил в Туркестане, где и нашел новую родину. И стал в Ташкенте одним из зачинателей советского бокса, а также литературным героем романа Георгия Свиридова «Джексон остается в России».

А сейчас, сам того уже не ведая, он продолжает готовить израильских боксеров к новым боям на ринге. После смерти? Можно сказать и так. А можно и по-другому: при помощи своих наследников – нынешних израильских тренеров из Иерусалима, Ашдода, Эйлата, Азарии, Рамат-Гана, Лода, Кирьят-Гата, Беэр-Шевы, Хайфы.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий