Концлагерь ледникового периода

1

Номер в концлагерных робах, который Татьяна Навка и Андрей Бурковский исполнили в шоу «Ледниковый период», возмутил многих евреев и… антисемитов

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Лилиана БЛУШТЕЙН

Этот танец просмотрели даже те, кто никогда «Ледниковый период» не смотрит — благо существует Youtube.

Антисемиты, понятное дело, набросились на Навку — как это жена пресс-секретаря самого президента РФ посмела изобразить евреев и Холокост, являющийся выдумкой этих самых пархатых. Да еще под песню — какой кошмар! — израильской певицы Ахиноам Нини, она же Ноа! Где-то на форумах даже промелькнуло обсуждение, мол, таким образом через Татьяну сионисты воздействуют на Дмитрия Пескова, а тот, в свою очередь, на Владимира Путина.

Ну ладно, это записные юдофобы, что с них, убогих, возьмешь. Они до сих пор добавляют в мацу кровь христианских младенцев и распинают Иисуса, с ужасом читают "Протоколы сионских мудрецов" и проверяют краны на наличие недопитой лицами ненавистной национальности воды.

С евреями все сложнее. Многие мои соплеменники возмущены до глубины души тем, что в столь легкомысленном жанре, как фигурное катание, да еще в виде шоу, затронут Холокост. Пепел жертв Катастрофы европейского еврейства стучит в наши сердца — и, уверена, эту боль по наследству примут наши дети и внуки. А тут, как мы видим, полосатые робы, желтые звезды и вытравленные на руках лагерные номера стали частью шоу-программы. На кого-то этот номер произвел впечатление пародии на Холокост — кощунственной и низкопробной.

Другие евреи доказывают, что нельзя столь серьезно подходить к танцевальному номеру, который, к тому же, ну никак не изображает реальную концлагерную жизнь. Авторы композиции недвусмысленно показывают, что это танец по мотивам фильма итальянского кинорежиссера Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна" — да хотя бы сюжетом и песней Ноа!

Кстати, и по поводу фильма Бениньи по сей день периодически вспыхивают споры, не является ли он юдофобским или, в лучшем случае, узнав о еврейском происхождении кинорежиссера, его объявляют низкопробным.

Точно так же доставалось и автору книги «Я победил Гитлера» Рубино Ромео Сальмони, по мотивам которой снят фильм. Хотя обвинить в антисемитизме еврея, чудом выжившего в Освенциме, само по себе непорядочно. Вытатуированный на его руке порядковый номер А15810 не давал ему до самой кончины (писатель умер 10 июля 2012 года на 92-м году жизни) забыть те ужасы, которые он пережил, и то, как в условиях концлагерного кошмара взрослые пытались заботиться о детях — своих и чужих.

Напомню, использовав фрагмент из публикации на сайте jewish.ru, в фильме «Жизнь прекрасна», сюжет которого во многом заимствован из книги Сальмони, описывается история вымышленного героя — итальянского еврея по имени Гвидо Орефиче, блестяще сыгранного Роберто Бениньи, который выступил также в качестве режиссера и соавтора сценария. Оказавшись в лагере смерти вместе с маленьким сыном Джозуе, Гвидо проявляет чудеса изобретательности, чтобы убедить ребенка в том, что все, что происходит с ними, — лишь игра, призом в которой будет танк. Для получения главного приза необходимо набрать 1000 очков, очки даются при безусловном исполнении ряда правил: запрещается показываться на глаза солдатам, плакать, жаловаться и просить есть.

Ребенок, несмотря на смерть, боль и кровь вокруг, верит, что это только игра. Игра продолжается, пока приближающиеся американские войска не приводят начальство лагеря в панику. Гвидо говорит сыну, что наступила последняя часть игры, и теперь нужно спрятаться и не выходить, пока не прибудет его танк.

Американские войска освобождают лагерь, Джозуе воссоединяется с матерью, но его отец был застрелен нацистским охранником.

В 1999 году лента получила премию «Оскар» в номинациях «Лучший иностранный фильм», «Лучшая мужская роль» и «Лучший оригинальный сценарий».

Я пересматривала этот фильм не раз. И всегда со слезами на глазах. Слезы начинают литься и в тот момент, когда я слышу прекрасную песню Ноа. В том числе — во время танца на льду.

А еще больше я прониклась любовью к творению Бениньи, узнав историю Янека Шляйфштайна, который мог бы стать прототипом юного героя фильма— если бы Роберто Бениньи узнал о его судьбе до начала работы над кинокартиной, а не после

Янек родился 7 марта 1941 года в еврейском гетто города Сандомир, расположенного на юго-востоке оккупированной Польши. Впервые родителям пришлось спрятать его, когда мальчику был всего годик: узников гетто перевезли в Ченстохову, в качестве рабов для фабрики вооружений HASAG. В первый же день эсэсовцы забрали всех детей как "бесполезных для работы" — малышей отослали в Освенцим, пишет Георгий Зотов в очерке "Маленький "талисман Бухенвальда".

Мать Янека успела увести ребенка в подвал, и там он прожил целых 18 месяцев, в полной темноте: свет появлялся лишь тогда, когда спускались родители с едой и свечами. Они приучили мальчика к молчанию — ведь звуки могли привлечь солдат, а также завели кошку, чтобы та ловила мышей, способных покусать Янека. В сентябре 1943 года персонал фабрики заменили поляками, а евреев отправили в концлагерь Бухенвальд.

Именно тогда Израиль Шляйфштайн сказал своему 2,5-летнему сыну:

"Сейчас мы сыграем в интересную игру. Я обещаю тебе вечером три кусочка сахару. Условия такие – ты не будешь плакать, что бы ни случилось".

Сахар был громадной ценностью, и едва умеющий говорить Янек тут же согласился. Отец сделал большой мешок с дырками для воздуха: посадил внутрь сына, закрыв сверху одеждой, и забросил "сумку" на плечи.

В Бухенвальде семью разлучили. Мать Янека увезли в другой концлагерь — Берген-Бельзен, а стариков и детей, прибывших из прочих гетто, расстреляли тут же у поезда, на глазах заключенных. Комендант лагеря, штандартенфюрер СС Герман Пистер заявил: "Нам нужны работники, а не дармоеды". Израиль Шляйфштайн тайком пронес сына в барак, где встал вопрос — что делать дальше?

Два немца-коммуниста помогли спрятать мальчика. Малышу отдавали кусочки хлеба из скудной лагерной пайки, тайком приносили дождевую воду. Один из узников выточил из дерева игрушку — крохотную лошадку. Ребенок всегда разговаривал только шепотом, и никогда не плакал.

"Нужно, чтобы плохие дяди не нашли тебя, — объяснял отец. — Иначе они увезут нас к злой колдунье".

В итоге эта деревянная игрушка сослужила плохую службу — лошадку обнаружил во время осмотра барака охранник, 30-летний ротенфюрер СС. Он подверг помещение обыску и наткнулся на тайник, где скрывался малыш.

И тут произошло реальное чудо: у эсэсовца был сын возраста Янека, и ему понравился крохотный, неулыбчивый мальчик. Ротенфюрер не стал докладывать коменданту о своей находке, а оставил ребенка в бараке, назвав "талисманом Бухенвальда". Более того, распорядился пошить ему "детскую" лагерную робу.

Маленького узника отныне вызывали на утреннюю поверку, чтобы тот рапортовал в конце: "Все заключенные подсчитаны!". Однако когда в барак являлись высокопоставленные офицеры СС, ребенка снова помещали в тайник: все дети в Бухенвальде подлежали уничтожению…

Не буду повторять всю историю Янека, вы можете прочитать ее полностью сами здесь.

А сейчас вернемся на лед.

Не могу сказать, что я в восторге от номера Навки и Бурковского — артистизма им явно не хватило,  есть явные проблемы со вкусом, а момент, когда они делают пальчиками "ну-ну-ну" лагерным овчаркам, сильно принижает драматизм танца.

Но я не готова бросить в них камень. Напротив, я благодарна постановщикам этого номера, что они по-своему интерпретировали один из моих любимых фильмов и что — пусть и языком не самого выразительного ледового танца — напомнили зрителям о трагедии Холокоста. Ведь для многих российских и прочих постсоветских телезрителей Шоа — нечто абстрактное, шесть миллионов уничтоженных евреев и более миллиона убитых цыган (о трагедии которых почему-то многие вообще забывают) — это только цифры, а тут еще и юдофобская пропаганда в массах довольно сильна…

На сайте govoritmoskva.ru читаю точку зрения писательницы, президента фонда «Холокост» Аллы Гербер:

«Очень сложный вопрос. Тема настолько больная, настолько кровавая, что как к ней обращаться, какие есть критерии? Это, прежде всего, мне кажется, не должно быть насмехательством, это не должно быть иронией, не должно быть кривой улыбки. Тема Холокоста может подаваться и с улыбкой, потому что даже в самых страшных условиях люди продолжали жить до последней минуты. Они писали, они пели, они любили.

Я бы не стала просто так говорить: "Ах, какое безобразие". Холокост — это не только уничтожение. Это колоссальное сопротивление, сопротивление духа, сопротивление человеческих качеств, сопротивление человеческого достоинства. Если в этом танце, посвящённом Холокосту, было всё это, то я ничего плохого в этом не вижу».

Вот и я ничего антиеврейского и кощунственного в этом номере не увидела. Напротив, это положительный момент — то, что предпринята попытка творческого осмысления трагедии Холокоста в том виде искусства, которое считается чисто развлекательным спортивным зрелищем.

Маленький "талисман Бухенвальда"

Еврейский танец чемпионки

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Лилиана,спасибо!Это совпадение — у нас в Израиле сейчас антифада огнем.Фашизм и антисемитизм — это было и это к сожалению есть.А память помогает сказать спасибо тем,кто боролся и память помогает предотвратить повторение трагедии.

Добавить комментарий