Свастика в стране Кленового Листа

0

История канадского фашизма

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Михаил СПИВАК, Виннипег

Слушая и читая современных канадских ультра-либералов, так называемых правозащитников и борцов за мультикультурализм с их антиизраильской риторикой, я все больше укрепляюсь во мнении, что это прямые потомки тех нацистов, о которых речь пойдет ниже…

* * *

К 1931 году центральная Канада была представлена наибольшей в стране еврейской общиной – 19193 еврея жило в Манитобе, что составляло 2.4% от общего населения провинции, и было больше, чем в Онтарио или Квебеке. Многие евреи, подвергавшиеся преследованиям в царской России, бежали в Канаду и осели в Виннипеге, где процветали, традиционно обладая хорошим образованием и владея различными профессиями.

Великая депрессия 30-х годов породила «великие» идеи обустройства общественной жизни Канады. Как случается во времена кризисов, обострился вопрос «Кто виноват и что делать?» С виновным определились быстро – естественно, евреи. Вторая часть вопроса оказалась сложнее. Одних потянуло в коммунизм, другие остались традиционными для Канады националистами, а третьи… с восторгом смотрели на вождя германских национал-социалистов.

ВИННИПЕГ – РОДИНА КАНАДСКОГО ФАШИЗМА

Канадские фашисты – микроскопические маргинальные партии – не изобрели ничего нового. Они копировали заокеанских идеологов. Появившийся в Виннипеге «Канадский союз фашистов» (позднее переименованный для краткости в «Канадский Союз»), создавался по подобию их британских единомышленников.

Лидером манитобских фашистов стал 17-летний Чарлз Брандел, он же Чак Крэйт. Его организация издавала собственную газету «Удар молнии» (The Thunderbolt).

Не только представители Канадского союза фашистов выступали против евреев. Таковой была политика на всех уровнях общественного устройства. Многие учреждения провинции были пропитаны духом антисемитизма даже после Второй мировой войны.

В 1946 году вандалы осквернили местную синагогу. В 1948 году лыжный клуб «Буревестник» (Puffin Ski Club) отказал в приеме 11-летнему еврейскому мальчику с формулировкой «евреи агрессивны, и могут захватить клуб». В том же году в прессе появилась информация о том, что евреи не селятся в районе Виннипега Wildwood Park, обжитом средним классом, и в элитном районе Tuxedo. Эти районы преимущественно населялись богатыми англосаксами, а евреи там считались персонами нон грата, как и на Виктория-Бич, популярной летней зоне отдыха. Когда еврей купил там летний домик, местная газета призвала соседей «сохранить пляж свободным от нежелательных элементов».

КАНАДСКИЙ ФЮРЕР

До начала Второй мировой войны, канадское правительство сквозь пальцы смотрело на появление в стране фашистов, в какой-то мере даже разделяя их взгляды на еврейский вопрос. Не скрывал антисемитского настроя Фредерик Блэр, директор департамента иммиграции в 1930-40х годах.

В XIX веке Канада активно принимала евреев. С 1850 по 1920 в страну их въехало 190 тысяч, преимущественно из Восточной Европы. Однако с 1922 по 1948 годы, когда евреи, преследуемые нацистскими палачами в Германии и на подконтрольных ей землях, отчаянно нуждались в помощи, Канада впустила только 5000 евреев. Официально правительство ссылалось на тяжелое финансовое положение, подорванное Великой депрессией, но в те годы для некоторых стран квоты на иммиграцию не изменились или даже были повышены.

Канадские фашисты повторяли клевету и мифы о еврейском народе, в частности, упоминали «Протоколы сионских мудрецов», состряпанные царской охранкой Российской империи, как якобы доказательство захватнических планов евреев.

Уже в ходе Второй мировой войны высокопоставленный канадский чиновник, на условиях анонимности, отвечая на вопрос «Сколько евреев после войны следует пустить в Канаду?», сказал: «Ни одного, и то будет много».

Виннипегкие фашисты хоть и сформировались первыми, как подобие партии, но не смогли достичь размаха, соизмеримого с квебекским. На пике своей популярности, виннипегский филиал Канадского Союза насчитывал около 200 человек, но и тех растерял, оставшись с тридцатью адептами. Остальные последовали за лидером монреальских фашистов Адриеном Аркандом, который провозгласил себя «канадским фюрером». Его конгресс в Торонто собрал примерно 4000 доморощенных наци. Сам Арканд курировал несколько газет, преимущественно антисемитской направленности. Он грезил подобием рейха, в конгломерате с британскими фашистами.

Если сравнивать разные регионы Канады начала и середины XX века, то во французской части антисемитские настроения были особенно сильны. Там преднамеренно нагнетался страх о «еврейской экспансии и поглощении других народов». В Квебеке газеты пестрели заголовками «Еврей – вор. Остерегайся его», «Еврей – отвратительное существо, мечтающее о мировом господстве». Многие политики провинции Квебек одобряли подобные высказывания. Летом 1936 года мэр Квебека Джозеф-Эрнест Грегуар рекомендовал 20-тысячной толпе антисемитскую газету «Патриот». Также антисемитские настроения в провинции подогревались Национальным союзом (региональной националистической партией во главе с премьером Квебека Морисом Деплюсси), католической церковью и общественной боязнью коммунизма.

Эхо квебекского фашизма, хоть и в меньшей степени, накрыло всю Канаду. В 1939 году премьер Британской Колумбии Томас Дафферин Паттуло заявил, что его провинция будет принимать беженцев, но не евреев (Abella and Troper, None is Too Many). Некоторые гостиницы размещали таблички: «Евреи и собаки не требуются». По Канаде катилась волна вандализма: разрушались еврейские надгробия, горели еврейские магазины, стены зданий пестрили оскорбляющими евреев граффити, и были случаи избиения евреев. Появились квоты для принятия евреев на различные работы и на поступление в университеты. Евреи были ограничены селиться в некоторых районах, лимит существовал и на посещение некоторых клубов и курортов.

Бытовой антисемитизм настолько сильно укрепился в Канаде, что опрос, проведенный в 1948 году, выявил: большее число канадцев возражает против еврейской иммиграции, чем против иммиграции немцев. Это после Второй Мировой войны, в которой Канада выступала на стороне антигитлеровской коалиции и понесла значительные потери в живой силе и технике; после документального подтверждения геноцида и преступлений нацистов в концентрационных лагерях. Что уж говорить о 30-х годах?

НЕРВЫ У ПРАВИТЕЛЬСТВА СДАЛИ

Канадским фашистам все-таки досталось от правительства. Не за антисемитские выпады, которые, как мы видели выше, даже если не одобрялись, то и не порицались. Канадские власти испугались за свою судьбу. Германские успехи на первом этапе войны выглядели грандиозно. К середине 1940 года вся Европа склонила голову перед Гитлером. Последний оплот демократии Великобритания держалась исключительно благодаря природному противотанковому рву, именуемому Ла-Маншем. Однако на материке британские и французские стратеги были биты германскими войсками, побросали все тяжелое вооружение и чудом унесли ноги из Дюнкерка. Появилась реальная, как тогда казалось, угроза высадки германского десанта на британских островах.

Канадские политические элиты вдруг осознали, что доморощенные наци не такие безобидные, как это казалось раньше. Пятая колонна, которая в случае безоговорочной победы Гитлера на европейском театре боевых действий, может стать авангардом фашизма в Канаде. Не забудем, что с 1939 года между СССР и Германией существовал пакт о ненападении. То есть в 1940 году реальных противников у Гитлера на материке не было.

Канадское правительство в сентябре 1939 года принимает новую оборонную доктрину (Defence of Canada Regulations), как свод правил Акта о Войне (War Measures Act). Жесткие меры были направлены против целого ряда политических партий и движений. Отключив временно демократические институты, наиболее активных представителей этих партий без суда и следствия арестовывали и отправляли в лагеря для интернированных.

Под действие Акта попали не только фашистские партии Канады, но и коммунисты. Их публичная деятельность была запрещена. Некоторых коммунистов держали под арестом до 1942 года, пока из СССР и западных союзников окончательно не сформировалась антигитлеровская коалиция.

Громким стал арест монреальского мэра Камиллена Худа, резко выступавшего против призыва на войну канадских граждан. Полицейские схватили Худа 5 августа 1940 года на выходе из ратуши и увезли в лагерь Патавава. Там заключённого № 694 определили на лесопилку. На свободу Худ вышел через четыре года.

Сел до конца войны и квебекский фюрер Адриен Арканд за «заговор с целью свержения государственного строя». Антисемитские выпады ему в вину не ставили.

Ловчее других оказался вождь виннипегских наци Чак Крэйт. Вместо тюрьмы, он отправился служить на флот наводчиком орудия. Его часть располагалась в Шотландии, где молодой человек познакомился со своей будущей женой. По возвращении в Канаду он работал добытчиком золота и учителем.

Каммилен Худ после освобождения, снова стал мэром Монреаля и оставался им на протяжении десяти лет. Адриен Арканд баллотировался на федеральных выборах 1949 и 1953 годов, оба раза финишировал вторым.

Таковы бывают порой зигзаги демократии.

spivakm.com

https://www.isrageo.com/2016/12/07/fashiroj/

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий