Место искушения Иисуса

0

Первое путешествие в монастырь Каранталь: четверть века спустя

Влад и Юлия ПОЗНЯНСКИЕ. Фото авторов

 

В своих индивидуальных экскурсиях по Святой земле мы заезжаем и в самый древний город на свете — Иерихон. Там много интереснейших достопримечательностей: и многослойные археологические раскопки старинного городища, и таинственные источники, и монастыри времен раннего христианства. Самый известный из них — это монастырь Сорокадневного Искушения, называемый Каранталь.

Монастырь Каранталь стоит на том самом месте, где Иисус провел в одиночестве 40 дней. Как сказано в Евангелиях от Марка, Матфея и Луки, после крещения в Иордане он удалился в пустыню, подальше от людей. Традиция указывает место его уединения на горе, возвышающейся над шумным Иерихоном. И там, в пещере, Иисус постился и размышлял. Именно здесь «искушал» его дьявол, но не преуспел.

Сорок дней Иисус размышлял в пустыне, а по истечении их вернулся в родную Галилею и начал свое служение.

* * *

Монастырь Каранталь самим своим расположением символизирует начало трудного пути Иисуса. Он стоит посреди отвесного горного склона, и подход к нему труден. Мы попали в этот монастырь в самом начале 90-х годов со своей первой группой паломников. Тогда православие только начало возрождаться на постсоветском пространстве. Не было еще ни массового паломничества, ни российских монахов в православных монастырях Святой земли. Вообще, эти монастыри пребывали в запустении, многие были заброшены, а в других обитали один-два монаха.

Вот и в Сорокадневном монастыре жила одна монахиня, дочь эмигрантов, бежавших из России после революции.

Мы поднимались пешком по крутой тропинке не менее получаса под палящими лучами иерихонского солнца. Хотя была весна и в других местах стояла чудесная погода, в пустыне уже нещадно пекло. Но наши усилия были вознаграждены, когда мы, наконец, добрались до этого удивительного монастыря, буквально вырубленного в скале. Высокая худощавая монахиня средних лет радушно приветствовала нас на прекрасном, немного архаичном русском языке. Провела по монастырю, все показала. В небольшой церкви паломники отслужили молебен.

Сумраку древнего храма как нельзя более соответствовала торжественная музыка церковнославянского языка. А потом монахиня запела полнозвучным глубоким контральто. И это было совершенно неожиданно. Обычно обладательницы такого голоса – дамы весьма упитанные, ведь голос, как говорят певцы, надо на что-то «опирать». А тут – монашка, иссушенная пустыней и постом, и такой мощный, низкий и потому полный страсти голос! И мы подумали: какой же неимоверной силой и страстной верой надо обладать, чтобы здесь жить. Чтобы быть достойной этого святого места.

Уходили паломники из монастыря просветленные. И солнце уже стало милосердным, закатываясь за горы и мягко освещая Иерихонские степи и Заиорданье.

С тех пор минуло четверть века. Давно уже построен фуникулер, за несколько минут поднимающий паломников к святыне. И монахов в ней стало больше, и посетителей.

Монастырь Каранталь по-прежнему потрясает воображение. И все же нам каждый раз не хватает чеканного профиля и глубокого голоса той женщины, явившейся к нам будто из первых веков христианства.

Публикуется с сокращениями. Полную версию можно прочитать здесь.

Авторы — израильские гиды и краеведы, совместно ведущие Живой журнал vlad-yulia.livejournal.com и сайт bestisratour.com

С каких пор и почему христиане носят крестик

Добавить комментарий