Сара Надя ЛИПЕС | Марши благородного полицая

1

Киевлянин, достойный звания Праведника народов мира за спасение еврейской семьи, был приговорен советским судом к 25 годам лагерей

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Продолжаю изучать материалы СБУ, связанные с темой Холокоста.

Сегодня я прочитала нетривиальное дело. Даже порывалась идти бить морду прокурору, но вовремя вспомнила, что помер виновный в несправедливом приговоре. Лет сорок тому назад преставился.

Никогда не думала, что меня будут так возмущать арест полицая и последующее за ним наказание.

Проживал себе в Киеве некий Константин Лисицин. В армию его не призвали по причине эпилепсии. А когда немцы пытались отправить его на работы по расчистке, решил , что интереснее пойти в полицию (причём сделал он это по совету товарища, который уверял Лисицина, что сотрудничает с партизанами). Год он служил в обычной полиции — облавы на базарах, угоны в Германию и прочая рутина времен оккупации, а потом стал музыкантом. Собственно он и поступал-то туда на должность музыканта, но целый год бригада все никак не сформировывалась и его посылали на черновые работы.

Во время своей службы в полиции он выдал справку соседке-еврейке от себя самого о том, что она выкрест. Чем продлил ее жизнь на год, и спас ее детей. А ее саму все таки сдал управдом, который пытался сделать это все три года оккупации, но всякий раз его попытки пресекал добросердечный полицай. Но когда Лисицин сбежал к партизанам, управдом всё-таки отправил эту еврейскую женщину в гестапо. Каким образом спаслись ее дети, документы умалчивают.

А Лисицын, рискуя жизнью, раздавал сочувствующим поступавшую подпольно газету "Правда", отдавал назад конфискованное при облавах, не позволял грабить народ при обыске, постоянно воровал оружие и передавал его партизанам, прятал беглых военнопленных, и в конце концов ещё два года успел повоевать в РККА до ноября 1945 года. А когда после окончания войны хозяин занятой Лисицыным еврейской квартиры вернулся из эвакуации, беспрекословно согласился освободить жилье.

И за все это прокурор дал ему 25 лет лагерей. Только после повторной апелляции срок сократили на пять лет. Причём исходя из текста приговора, его в основном посадили за то, что он играл немецкие марши, когда народ отправляли в Германию. Ну не уроды? Два тома на него потратили. Толпу свидетелей сто раз допросили. Марши им, видите ли, не понравились. Вон, в Кашаперовке один полицай человека убил. Так ему пять лет дали. Совсем одно и то же: человека убить и марши на вокзале играть.

Конечно, велико желание передать дело Лисицына в Яд ва-Шем. Но присвоят ли ему звание Праведника мира? Всё, что говорит о его благородстве по отношению к евреям, — собственные и свидетельские показания в деле НКВД. Спасенные благодаря Константину дети соседки были очень малы, вернувшийся с фронта ее муж вскоре умер, а имеется лишь свидетельство его брата. К тому же эту еврейку в конце концов расстреляли…

Но мы, уважаемые читатели, можем отдать дань памяти полицая, достойного самых добрых слов.

Автор — историк, ведущий специалист в еврейской генеалогии. Желающие связаться с ней для заказа исследований по истории вашего рода могут написать по адресу [email protected].

И полицаи могли быть героями

https://www.isrageo.com/2014/10/01/pornaci/

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Mygrandfather Doodko Dmitry Nikifotvch, after been wounded in stalingrad ( lost 2 fingers because ussr rafal was demadged) came home for recovery,during nazis occupation of Kharkiv , they lived in village Novo Nikifrovka neAr Balakleya, the total populatin of village about 30 people, the Germans did not stay at the village but they asked fr the "starosta", the people if the vilkage pointed on my grandfather saying that heis a good candidate becase family was"raskulached" twice. The Germans gave my grandfather a rafal a called him " politsay". During my grandfather’s poloitsay days 2 soviet solgers were hiding by my grandfafer, evry time wen Germans were cming to collect food villages were on alert and most of the time Germans returns handy empty … my grandfather spend 9 years from 10of his sentance, the soviet goverment realize that that was a mistake ( mostly because 2 solgers didnot gave up on my grandfather’s case)…. as a compensation for 9 yearl of jail time me grandfathe got a bag of oranges……..

Добавить комментарий