Холокосты местного масштаба

0

И у жертв погромов есть имена. И очень важно узнать и сохранить их, восстановив историю гибели тысяч евреев, уничтоженных антисемитами

Владимир ПЛЕТИНСКИЙ

 

Идея создания музея, посвященного жертвам еврейских погромов, периодически происходивших на территории уРоссийской Империи, принадлежит историку, ведущему специалист в еврейской генеалогии Саре Наде Липес. Пока — только музея виртуального. О том, как продвигается работа по осуществлению этой миссии и о других проектах — наш сегодняшний разговор.

Сара Надя Липес

— Надя, с предыдущего нашего интервью, посвященного, прежде всего, теме еврейских погромов, прошло уже немало времени. Помнится, вы говорили о проекте, призванном увековечить память жертв погромщиков. Удалось ли сделать реальные шаги в этом направлении?

— Мы продолжаем собирать документы, находящиеся в самых разных местах, и иногда публикуем списки жертв того или иного погрома на нашей странице jewishpogroms.net.ua.

— Как я понимаю, сложности с финансированием проекта не останавливают ваши изыскания по этой теме. Как по-вашему, идея создать базу данных людей, погибших в погромах, найдет отклик у их потомков?

— К сожалению, из-за отсутствия финансирования индексация списков жертв была приостановлена, хотя мы продолжаем собирать информацию. Я надеюсь, что эта идея найдет поклонников. Я знаю немало евреев, которые, обнаружив у себя в родословной людей, погибших в погромах, резко меняли свое отношение к проблеме, к которой доселе были равнодушны.

— По постам и комментариям в соцсетях вижу, что далеко не все наши соплеменники разделяют интерес к прошлому, считают, что нечего ворошить былое, раздражая местное население, в том числе потомков погромщиков. Это те же самые евреи, которые требуют отказаться от исследований и публикаций об участии местных коллаборационистов в истреблении евреев во время Второй мировой войны, или "антипогромные" настроения выражают другие люди?

— Нет, это все те же люди.

— Тема погромов стала особо актуальной после того, как в Виннице установили памятник Симону Петлюре. Несмотря на то, что он сам не поощрял еврейские погромы и летом 1919 года даже издал указ с требованием карать погромщиков, его личность у большинства евреев вызывает реакцию отторжения. А какова ваша личная позиция по этому вопросу?

— Я категорически против любых памятников людям, которые были связанны с погромами. Надо помнить, что погромы начались еще в 1917 году, а указ Петлюра издал только летом 1919, и вообще не проследил за его выполнением. Да и издал он этот указ под давлением международных организаций, а не потому, что сочувствовал евреям.

— Если по поводу того, есть ли еврейская кровь на руках Петлюры, Бандеры, Шухевича и других украинских деятелей ХХ века, ожесточенно спорят друг с другом даже евреи, то насчет руководителей Колиивщины Гонты и Железняка сомнений вроде бы нет. Тем не менее, им открыли памятник в Умани — в том самом городе, где произошла печально знаменитая резня 1768 года, и куда на могилу рабби Нахмана регулярно съезжаются еврейские паломники. Как по-вашему, нет ли в решении властей увековечить память погромщиков юдофобской составляющей?

— Безусловно есть и они эту самую составляющую нисколько не скрывают.

— Вас в рамках вашего проекта интересует только тема погромов времен Гражданской войны, или вы намерены исследовать материалы о насилии над евреями второй половины XIX — начала ХХ века, а также антисемитских деяний уже упомянутых гайдамаков и Богдана Хмельницкого?

— Меня интересуют любые погромы, происходившие на территории Российской Империи вне зависимости от времени, когда они произошли (в том числе уже и при советской власти). Хотя, несомненно, чем раньше это случилось, тем сложнее будет найти имена жертв.

— Приведите пример хотя бы одного погрома.

— Пожалуйста. С 3 января по 14 марта 1918 года в Одессе была Одесская республика, просоветское образование. Это совсем не помешало умереть 73 евреям разного пола и разного возраста. Семилетний ребёнок был сожжен, старикам пробили головы, основная масса была убита огнестрельным оружием. В моей базе данных есть их имена, места регистрации и возраст.

— Погромы сопровождались изнасилованиями евреек?

— Да, само собой. Как-то один гражданин спросил меня: "А правда ли то, что вы пишете по поводу изнасилований? Неужели число изнасилований было столь велико?

Бессмысленно спорить с антисемитом, но вот вам доказательство моих слов. В 1918 году в Одессе 248 незамужних еврейских женщин родило мертворожденных младенцев. Никто не родил доношенного. Не знаю, как они этого добивались. Не мне их судить. Но факт остается фактом. В 1918 году в Одессе у евреек не родилось 248 детей. Как известно, беременность после первого секса наступает далеко не у всех. Я думаю, что она наступает не более чем у 5% женщин.

И теперь вы легко можете посчитать общее количество изнасилованных не в самых погромных 1917-1918 годах.

В моем архиве есть список этих женщин. Вряд ли они рассказали своим более желанным потомкам об их предшественниках. Так что по этому списку одесситы могут найти информацию, которая едва ли их порадует.

— Кто участвовал в погромах?

— Многим интересно, что это были за люди, которые громили евреев. Например, вот неполный список профессий, которые развлекали себя погромами в 1905 году. Фонд 1522 опись 1. Судебный следователь по особо важным делам Киевского окружного суда 1905-1906:

Обвинение солдат и надзирателей в участии в еврейских погромах — Киев

Участие городовых в еврейских погромах (списки полицейских) — Киев

Участия группы лиц и надзирателей в еврейских погромах — Киев

Участие агента сыскной части в еврейском погроме — Киев

Обвинение чернорабочего в участии в еврейском погроме — Киев

Обвинение чернорабочего в участии в еврейском погроме — Киев

Обвинение сварщика мастерских Ж\Д в еврейских погромах — Киев

Обвинение извозчика в участии в еврейских погромах — Киев

Обвинение извозчика в участии в еврейских погромах — Киев

Обвинение столяра в участии в еврейских погромах — Киев

Обвинение сезонного рабочего в участии в еврейских погромах — Киев

Обвинение швейцара в участии в еврейских погромах — Киев

Обвинения в участии в еврейских погрмах — Киев

Обвинения в участии в еврейских погромах — Пуще-Водица

Обвинение группы лиц в участии в еврейских погромах — Подол -Киев

Обвинение группы лиц в участии в еврейских погромах — Киев

Обвинение группы лиц в участии в еврейских погромах — Демиевка

Обвинение группы лиц в участии в еврейских погромах — Киев

Участие каменщика в еврейском погроме — Киев

Участие владельца дома и магазина в еврейском погроме — Киев

Участие сапожника в еврейском погроме — Киев

Участие домовладельца в еврейском погроме — Киев

Участие владельца слесарной мастерской в еврейском погроме — Киев

Участие сторожа Ж\Д склада в еврейском погроме — Киев

Участия колежского регистратора, надзирателя и урядника в еврейском погроме

Участие дворника в еврейском погроме — Киев

Участие сторожа в еврейском погроме — Киев

Участия в еврейских погромах — Киев

Участие владельца магазина в еврейском погроме — Киев

Участие дворника в еврейском погроме — Киев

Участие чернорабочего вокзала в еврейском погроме — Киев

Участие смазчика в еврейском погроме — Киев

Участие владельца гастрономического магазина в еврейском погроме — Киев

Участие слесаря Ж\Д депо в еврейском погроме — Киев

Участие чернорабочего в еврейском погроме — Киев

Участия в еврейских погромах — Киев

Участие швейцара в еврейском погроме — Киев

Участие владельца молочной лавки в еврейском погроме — Киев

Участие дворника в еврейском погроме — Киев

Участие вора-рецедивиста в еврейском погроме — Киев

Участие сына домовладельца в еврейском погроме — Киев

Участие мусорщика в еврейском погроме — Киев

Участие владельца дома в еврейском погроме — Киев

Участие подмастерья-сапожника в еврейском погроме — Киев

Участие дворника в еврейском погроме — Киев

Участие плотника в еврейском погроме — Киев

Протокол допросов потерпевших в еврейском погроме. Участие городового — Киев

Протокол допросов свидетелей и потерпевших в еврейском погроме — Киев

Протокол допроса об участии переплетчика в еврейском погроме — Киев

Протокол допроса свидетелей еврейского погрома — Киев

Участие пристава и его помощника в еврейском погроме — Киев

Заявление группы рабочих, возмущенных участием их рабочего в грабеже вещей во время еврейского погрома — Киев

Об участии чиновника полиции в еврейском погроме — Киев

Участия владельцев домов и бань в еврейском погроме — Киев

Участия в еврейских погромах — Киев

Участие ранее судимого конокрада в еврейском погроме — Киев

Обвинение артиста цирка в участии в еврейском погроме — Киев

Обвинение группы лиц в участии в еврейских погромах — Киев

Обвинение группы лиц в участии в еврейских погромах — Киев

Участие столяра в еврейском погроме — Киев

Участие парикмахера в еврейском погроме — Киев

Участие приказчика магазина в еврейском погроме — Киев

Участие лакея в еврейском погроме — Киев

Участие дворника в еврейском погроме — Киев

Участие дворника в еврейском погроме — Киев

Протоколы допросов свидетелей об участии мясоторговца в еврейском погроме — Киев.

Это только одна из описей только одного из периодов истории Российской империи.

— Музеи, связанные с тематикой Холокоста, есть во многих странах. В некоторых еврейских музеях есть экспозиции, связанные с темой погромов, преследований и изгнаний евреев. А существует ли хоть один музей, посвященный именно погромам?

— Нет, таких музеев не существует. Надеюсь, когда-нибудь наш виртуальный музей станет и вполне осязаемый. Вопрос только в наличии спонсоров. Пока же меценаты не спешат к нам на помощь, деятели общественных организаций в лучшем случае занимаются темой Холокоста, а зачастую — лишь выяснением отношений друг с другом.

— В сегодняшней Украине многими любая критика неблаговидных деяний исторических персонажей часто вызывает волну обвинений в работе на пресловутый "Русский мир". К этому хору присоединяются и некоторые евреи, в том числе живущие за пределами Украины — в Израиле, США, Германии и т.д. Достается от них порой и вам. Какова ваша реакция на подобные обвинения?

— Достали. Принцип "кто не с нами — тот против нас" крайне примитивен.

— Как гражданка Украины, считаете ли вы Россию вражеским государством?

— Да, несомненно.

— Считаете ли вы педалирование на том, что Голодомор организовали преимущественно евреи проявлением антисемитизма?

— Конечно. Особенно если учесть, что во время Голодомора погибло значительное количество еврейского населения, и уж, конечно, не евреи его организовывали.

— Коснулись ли ваших родственников погромы, Голодомор, Холокост?

— Да, как и любого еврея, родившегося в Украине.

— Знаю, что вы по-прежнему занимаетесь изучением родословной еврейских семей, выполняете заказы по генеалогическим изысканиям тех, кто хочет узнать побольше о своих предках. Много ли наших соплеменников проявляют желание познакомиться со своими корнями?

— Последнее время тема весьма популярна, но русскоязычные евреи, в отличие, например, от англоязычных, по-прежнему не особо стремятся выяснить что-то о своей родословной.

— Как известно, при нацистской оккупации многие евреи добывали паспорта на чужое имя, а потом уже продолжали жить по этим документам, передавая чужие фамилию и национальность своим детям и внукам. Зачастую это становится камнем преткновения при попытках репатриироваться в Израиль. Могут ли ваши архивные изыскания помочь людям, желающим доказать свое утерянное еврейство?

— К сожалению, чаще всего не могут. Если нет никаких советских документов, которые бы связывали довоенную и послевоенную личность, доказать что-либо невозможно.

— Можете привести конкретные примеры (разумеется, не указывая имен)?

— Например, была женщина, которая до войны родила двух детей, во время войны поменяла себе документы, и после войны родила двух детей уже с новыми документами. В ее случае первые дети спокойно могут репатриироваться, а вот у последующих могут возникнуть проблемы. Но эти проблемы как раз решаемы. А вот если бы у этой женщины все дети родились после войны — это было бы неразрешимо.

— Поступают ли к вам предложения фальсифицировать документы ради того, чтобы по фальшивым бумагам въехать в Израиль? Какова ваша реакция на подобное?

— Регулярно обращаются. Посылаю далеко и надолго.

— Недавно вы выпустили книгу "А вы по национальности?.." из серии "Генеалогия для чайников". Что это — учебник для тех, кто хочет узнать о своих предках?

— Это пособие для тех, кто считает, что у него есть какие-то еврейские корни. Здесь содержатся ответы на часто возникающие вопросы при поисках еврейской родословной.

— Можно ли эту книгу заказать? Как это осуществить технически?

— Можно приобрести на моих лекциях, например.

— Вы периодически выступаете с лекциями в разных странах. Насколько мне известно, ближайшая состоится в Хайфе. Когда и по какому адресу? Какие вы темы намерены освещать? Будут ли другие встречи в Израиле?

— Теоретически будут, но подробности пока не известны. В Хайфе встреча состоится 15 ноября в 19.30 по адресу а-Намаль 57.

— Вы космополитка, правда, не безродная. Родились в Украине, жили в Израиле, теперь — в Испании, кроме того, постоянно перемещаетесь по Европе. Где у вас есть ощущение дома? Или вам, как истинной еврейке, хорошо только в дороге?

— Да, мне хорошо в дороге!

* * *

Кто-то назвал еврейские погромы Холокостами местного масштаба. Разумеется, по количеству жертв и планомерности эти явления несопоставимы. Но жертв "окончательного решения еврейского вопроса", устроенного нацистами, и организованных нападений антисемитской толпы роднит главное: их убивали только за то, что они были евреями.

Сейчас у нас есть шанс увековечить память невинных жертв погромщиков. Хотелось бы, чтобы эта работа нашла не только отклик в еврейских сердцах, но и спонсоров, без которых на одном энтузиазме ее проведение, к сожалению, невозможно.

Связаться с Надей Липес по любым вопросам, которыми она занимается,  можно, написав по адресу nadialipes@gmail.com.

Погромная память

Добавить комментарий