Евреи в Сталинградской битве

3

В сражениях, изменивших ход Второй мировой войны, отличились сотни "воевавших в Ташкенте" евреев — от военачальников до рядовых

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Семен КИПЕРМАН

Победа под Сталинградом имела решающее значение не только для Советского Союза, но для всего человечества. С этим знаменательным событием связаны многие евреи, принимавшие непосредственное участие в битве на Волге, в том числе и выходцы из СССР-СНГ, репатриировавшиеся в Израиль.

Обстановка на советско-германском фронте к лету 1942 года сложилась весьма сложной. Руководство вермахта, оправившись от серьезных зимних поражений под Москвой, вновь взяло инициативу в свои руки. Гитлер грезил новым наступлением. На южном крыле фронта после проведения ряда операций в Крыму и южнее Харькова стратегическими целями немецкого командования стало осуществление операции на Воронежском, Кавказском и Сталинградском направлениях, которая началось 28 июня 1942 года. Падение Сталинграда открывало гитлеровским армиям дорогу к жизненно важным нефтяным месторождениям Кавказа в районе Майкопа и Грозного.

Накануне наступления нацистское руководство Германии заручилось обязательством Японии вступить в войну против СССР после взятия войсками вермахта Сталинграда. Подобное заверение Гитлеру дало и правительство Турции. Советскому Союзу приходилось выдерживать основную тяжесть борьбы с гитлеровской Германией и её сателлитами. В такой обстановке советское Верховное Главнокомандование приняло ряд срочных мер по организации обороны на Сталинградском направлении. 12 июля 1942 года был создан Сталинградский фронт, которым последовательно командовали маршал С.Тимошенко, генералы В.Гордон и А.Еременко. Перед ними была поставлена задача: обороняясь в излучине Дона, не допустить форсирования реки противником и прорыва его к Сталинграду. Командовать обороной Сталинграда был назначен маршал Андрей Штеменко.

Сражение за Сталинград принято подразделять на два неразрывно связанных периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942-го) и наступательный (с 19 ноября 1942-го по 2 февраля 1943-го).

Основная тяжесть по обороне города на Волге легла на 62-ю армию, с которой непосредственно взаимодействовали 63-я, 64-я и другие армии. Все армии и соединения, принимавшие участие в битве, имели многонациональный состав, включавший и евреев. Они активно участвовали как в оборонительных, так и в наступательных операциях на подступах к Сталинграду в ликвидации немецкой группировки “Дон”. Среди них были Семен Левин, ставший впоследствии командиром дивизии и Героем Советского Союза, полковник Абрам Кривулин и многие другие.

Конечно, победа в бою куется рядовыми бойцами и офицерами, которые личным примером ведут свои подразделения в бой и нередко погибают вместе со своими солдатами. Но не меньшее значение имеет и управление войсками, выбор правильной тактики, взаимосвязь между частями и т.д. Известно о выдающейся роли в победе под Сталинградом 62-й армии и её командующего В.И.Чуйкова, но не все знают, что рядом с ним во время боев постоянно были начальник артиллерии Я.И.Броуд, начальник инженерных войск И.Н Шмульзон и заместитель командующего 62-й армии по бронетанковым частям подполковник М.Г.Вайнруб, позже ставший генерал-майором. Под Сталинградом мужественно сражался его старший брат — Евсей, танкист, будущий Герой Советского Союза (выйдя на заслуженный отдых, в январе 1995-го он репатриировался в Израиль, скончался 20 марта 2003 года в Ашдоде, где в 2013-м был открыт памятник братьям-танкистам, Героям Советского Союза Матвею и Евсею Вайнрубам).

В июле 1942-го началась оборонительная борьба на дальних подступах к Сталинграду, в которой отличились Семен Левин, ставший впоследствии командиром дивизии и Героем Советского Союза, полковник Абрам Кривулин и многие другие. Немцы создали угрозу городу с юго-западного направления. Задержать наступление армии Паулюса, было приказано 1-й танковой армии, в ее состав входил 23-й корпус, которым командовал генерал–майор Абрам Хасин. В течение месяца его танковые части, медленно отступая, отбивали натиск немцев на Сталинград и с 13 сентября, когда передовые части немецким войск ворвались в город, вели уличные бои — за каждый дом, за каждый этаж, — проявляя мужество, стойкость и поразительную находчивость. Например, уже упомянутый заместитель командующего 62-й армии подполковник Матвей Вайнруб разработал новую тактику использования большого количества танков в условиях уличных боев и применил её на практике. В один из тяжелых дней он возглавил танковую штурмовую группу и повел ее в контратаку на противника, чтобы поддержать обороняющихся, сохранить переправу через Волгу. Это о нем В.И.Чуйков сказал: “Генералов у нас много, но такой, как Вайнруб, — один”.

Одним из основных авторов плана окружения гитлеровских войск в районе Сталинграда был начальник Главного управления по организации войск Генерального штаба генерал-майор Арон Карпоносов. После победного завершения Сталинградской битвы ему присвоили звание генерал-лейтенанта. Важную роль в успешном контрнаступлении под Сталинградом сыграли начальник штаба Юго-Западного фронта генерал-майор Григорий Стельмах и начальник штаба 28-й армии генерал-майор Самуил Рогачевский. В контрнаступлении отличился Отдельный танковый полк прорыва под командованием Героя Советского Союза подполковника Иосифа Маковского.

В боях под Сталинградом был тяжело ранен гвардии лейтенант танкист-ас Ион Деген, после прошедший с боями до Кенигсберга (в 1977-м он репатриировался в Израиль, известен как советский и израильский поэт и писатель, автор стихотворения «Мой товарищ, в смертельной агонии…», врач и учёный в области ортопедии и травматологии, доктор медицинских наук (1973), лауреат премии Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше 5774» в номинации «Человек-легенда», скончался в апреле 2017 года).

Ион Деген на костылях, после госпиталя. И спустя много десятилетий – в Израиле

Когда армия Паулюса была окружена, по приказу Гитлера для прорыва создали группу войск генерала Манштейна, эту группировку остановила 2-я Гвардейская армия под командованием генерал-майора Якова Крейзера. За умелое командование войсками Якову Крейзеру присвоили звание генерал-лейтенанта, он был награжден высшим полководческим орденом Суворова. В период Сталинградской битвы около сорока военачальников-евреев получили звание генерал-майора различных родов войск.

Символом военной доблести и отваги стали защитники легендарного ”Дома лейтенанта Павлова”. 58 дней здание защищали воины 11 национальностей, среди которых был еврей-пулеметчик Идель Яковлевич Хаит, погибший при отражении очередной атаки противника. «Небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа»,- отмечал командарм В.Чуйков.

Свердловчанин Иосиф Мильштейн с горсткой солдат 18 суток держали оборону здания городской мельницы. В Сталинградской битве принимали участие и другие свердловчане, среди которых был командир танкового взвода Юрий Абрамович Левин. Отличились пулеметчик Гений Маркович Кумаков, рядовые Михаил Найдич, Леонид Вильховский и многие другие. Командир отдельного тяжелого танкового полка подполковник Л.Бердичевский, будучи тяжело раненным, продолжал управлять полком до взрыва горящего танка. Ему посмертно присвоили звание Героя.

В списках героев Сталинграда числятся также генерал Л.З.Котляр — видный военачальник, Герой Советского Союза, полковники В.А.Бутман, Р.Г.Уманский, лейтенант В.Шихман и другие. За умелое командование войсками Якову Крейзеру было присвоено звание генерал-лейтенант и вручен орден Суворова. За победу в Сталинградской битве сорока евреям-военачальникам присвоили звание генерал-майора различных родов войск.

В ходе наступления советских войск в окружении оказались 22 дивизии противника. Более 90 тысяч солдат и офицеров во главе с фельдмаршалом фон Паулюсом сдались в плен. Потери немцев составили до 1,5 миллиона убитыми и раненными, было уничтожено огромное количество военной техники. Миссия пленения фельдмаршала выпала на долю подполковника Леонида Абрамовича Винокура, отлично владевшего немецким языком. Он с достоинством выполнил это почетное задание.

Разумеется, здесь приведены далеко не все примеры участия евреев в Сталинградской битве. Отметим, что только в танковом корпусе генерала Крейзера и 5-м механизированном корпусе служило около 1,5 тысяч евреев — рядовых, сержантов, офицеров и генералов.

После Сталинграда зимнее наступление советских войск не прекращалось до полного разгрома нацистской Германии.

"Время евреев" (приложение к израильской газете "Новости недели")

Абба Ковнер: «Наш мессия – Красная армия»

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Мой отец — Тойвия Срульевич Кнеллер работал на Сталинградском трактором заводе в 1942 году водителем-испытателем танков. Воевал всю Сталинградскую кампанию в рабочем ополчении в качестве водителя танка Т-34. Репатриировался в Израиль в 1990 году. Умер в 1994. Я храню все его награды, особенно боевую медаль "За защиту Сталинграда"

  2. Мой дядя, Ройтман Давид, воевал на Сталинградском фронте, был ранен первый раз, а второй уже на Одере, вернулся с фронта контузией

  3. Мой отец Хурин Борис Самуилович воевал в Сталинграде в составе 253 полка 45 дивизии, оборонявшей металлургический завод "Красный октябрь". Он был командиром взвода связи, младшим лейтенантом.
    При доставке донесения из штаба полка в штаб дивизии был тяжело ранен и вынесен санитарами с поля боя.
    После было долгое лечение в госпиталях Читы, Свердловска, Горького.
    Выздоровев, он поступил в горьковский медицинский институт и после его окончания работал врачём в Горьком.
    Погиб в автомобильной аварии в 1974 году.

Добавить комментарий