«Эстония уже полностью очищена от евреев»

0

В балтийской республике, где в свое время "решение еврейского вопроса" было доведено до "полного совершенства", вновь хотят установить памятник эсэсовцам

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Входящая в парламент Эстонии (семь мест из 101) Консервативная народная партия намерена восстановить в городе Лихула памятный камень в честь эстонских солдат, воевавших на стороне нацистской Германии. Об этом сообщает Лента.ру со ссылкой на Delfi.

Как отмечается, члены партии намерены провести торжественное мероприятие под названием «День памяти монумента в Лихула», участники которого «будут петь близкие им по духу и патриотические песни». В ходе мероприятия будет также установлен временный памятник, дизайн которого копирует снесенный в 2004 году камень.

Памятник легионерам 20-й эстонской дивизии СС был установлен в Лихула 20 августа 2004 года. На камне был изображен солдат в немецкой форме, с немецким Железным крестом и с немецким автоматом в руках. Надпись под барельефом гласила:

«Эстонцам, сражавшимся в 1940-1945 годах против большевизма и за восстановление независимости Эстонии».

Фото: Wikipedia / Sirujs Enobshttps://www.panoramio.com/photo/25176490

Никто из официальных лиц на церемонии открытия памятника не присутствовал.

Установка памятника вызвала протесты среди русскоязычного населения страны. Соответствующее заявление сделал и МИД России. Правительство Эстонии пришло к выводу, что нельзя устанавливать в стране памятники, «смысл и значение которых истолковывается как попытка возродить память о тоталитарных режимах, оккупировавших страну». 2 сентября 2004-го памятник был демонтирован.

Спустя пять дней после демонтажа этой славящей нацизм композиции старейшина волости Лихула выступил с позиции отрицания Холокоста и утверждал, что иудаисты и многие тайные общества пытаются захватить контроль над миром. Как в свое время сообщал Regnum со ссылкой на телеканал ETV, в своей недавно вышедшей из печати книге главный инициатор установки памятника двадцатой дивизии CC, старейшина волости Лихула Тийт Мадисон назвал Холокост величайшей исторической ложью: подавляющее большинство погибших в концлагерях якобы умерли от эпидемий, а газ Циклон-Б использовался лишь для ликвидации тифозных вшей. Мадисон заявил, что нацистская Германия не проводила массовых репрессий евреев, а "Хрустальную ночь" называет "умело спланированной жидомасонской провокацией", которой власти пытались избежать.

В книге "Новый мировой порядок" Мадисон описывает "историю" евреев, сионизма, антисемитизма, а также формирование и развития многих тайных обществ. В числе прочего Мадисон пишет, что и эстонское государство, и Банк Эстонии находятся под властью масонов. Это доказывает находящийся на 50-кроновой купюре масонский знак "Всевидящее око".

Скандальный старейшина Лихула пишет также, что бывший во время выпуска купюры президентом госбанка Сийм Каллас и премьером Март Лаар входили в сообщество вольных каменщиков. Октябрьскую революцию в России Мадисон называет "кровавым жидомасонским экспериментом", в результате которого евреи захватили практически все ключевые позиции в Советской России. На многих страницах Мадиссон перечисляет работавших в репрессивных большевистских органах евреев и описывает их методы пыток.

* * *

По данным Википедии, 22 августа 1941 года в ходе Второй мировой войны немецкие войска начали оккупацию Эстонии и к началу сентября заняли её. К тому времени, благодаря ожесточённому сопротивлению советских войск, около 2000-3000 эстонских евреев (примерно две трети еврейского населения Эстонии) успели эвакуироваться вглубь СССР. Согласно данным полиции безопасности, в оккупации остался 921 еврей (468 мужчин и 453 женщины), по отчётам айнзатцгруппы А — 963[8], по мнению современных историков — от 950 до 1000.

Оставшиеся в Эстонии евреи жили в основном в Таллине, Тарту и Пярну. По мнению Антона Вайс-Вендта, на решение этих евреев остаться повлиял ряд факторов, таких как слабая информированность о преследовании евреев нацистами и память о Первой мировой войне, во время которой немцы относились к евреям вполне лояльно. Некоторые пострадавшие от советских преследований даже считали, что приход немцев может улучшить их положение.

11 сентября немецкие власти издали приказ об ограничении прав евреев: они стали обязаны носить жёлтую звезду на одежде, не имели права ездить в общественном транспорте, посещать школы, ходить по тротуарам. Имущество евреев конфисковывалось властями.

Территория республики стала генеральным комиссариатом «Эстония» (нем. Generalbezirk Estland) под руководством обергруппенфюрера СА Карла Литцмана в составе рейхскомиссариата «Остланд», который возглавил Генрих Лозе. Генеральный комиссариат, в свою очередь, делился на семь округов, возглавляемых гебитскомиссарами. Была также создана местная администрация во главе с Хяльмаром Мяэ. Начальником полиции безопасности и СД генерального комиссариата «Эстония» в августе 1941 года был назначен оберфюрер СС Хинрих Мёллер. Служба безопасности была разделена на группу А (немецкая, гауптштурмфюрер СС Корткамп) и группу Б (эстонская, майор Мере, затем гауптштурмфюрер СС Эннок). Эстонские отделы подчинялись соответствующим немецким.

Полномочия от военных властей к гражданским были переданы 5 декабря 1941 года.

Уничтожением евреев в городах Эстонии занимались войска СС, местная политическая полиция, полиция безопасности и отряды эстонской военизированной организации «Омакайтсе». «Омакайтсе» и политическую полицию возглавлял полковник Йоханнес Соодла. Подразделения айнзатцгруппы «A» появились в Эстонии 10 июля 1941 года. Уже в августе 1941 года были уничтожены все евреи, оставшиеся в Тарту, — примерно 40-50 человек. В Пярну евреи-мужчины были убиты в первые дни оккупации, женщины и дети — через 6 недель. Затем началось уничтожение таллинских евреев.

10 сентября 1941 года штандартенфюрер СС командир айнзатцкоманды 1А Мартин Зандбергер издал распоряжение, согласно которому «очищение» Эстонии от евреев было возложено на подразделения Омакайтсе. Этот приказ был согласован с непосредственным начальником Зандбергера командиром айнзатцгруппы А бригадефюрером Вальтером Шталекером. К 20 сентября составление списков оставшихся в Таллине евреев было завершено.

Уничтожение евреев в Эстонии прошло без погромов и создания гетто — в отличие от Литвы и Латвии. В отношении каждого задержанного полиция проводила псевдозаконное расследование его «преступлений». Преступлением считалась принадлежность к еврейству.

В отчёте айнзатцгруппы А от 12 октября констатировалось, что «демонстрация спонтанного антисемитизма места не имеет», несмотря на подстрекательство со стороны немцев. Задержанных в Таллине евреев-мужчин помещали в Центральную (Батарейную) тюрьму, а женщин и детей — в концлагерь Харку. В дальнейшем все они были убиты. Точные места уничтожения остались неизвестными.

Аресты и убийства эстонских евреев до распоряжения Зандбергера от 10 сентября происходили в ходе общей тыловой чистки сразу после захвата территории немецкой армией по приказу немецких военных властей. Расстрелы производились под надзором немцев эстонскими коллаборационистами. В этот период были арестованы и расстреляны в основном евреи-мужчины. К моменту публикации приказа Зандбергера большинство евреев, оставшихся в Тарту и Пярну, были уже убиты. Существуют разночтения в данных относительно убитых таллинских евреев. Меэлис Марипуу предположил, что около 100 тартуских евреев, в начале войны оказавшихся в Таллине, по немецким данным были зафиксированы как таллинские евреи.

Подготовку к расстрелам Марипуу описывает на примере Таллинской тюрьмы следующим образом. Полиция безопасности передавала в тюрьму документы о смертных приговорах, накануне расстрела начальник тюрьмы или его заместитель передавал списки дежурному заместителю начальника охраны, а тот переводил приговорённых в камеры смертников. Утром специальная команда политической полиции вместе с представителями полиции безопасности забирала арестованных, которых раздевали до нижнего белья, связывали руки за спиной и по 10—15 человек связывали друг с другом. После сверки списков спецкоманда увозила смертников в грузовиках за город и расстреливала. Две трети таллинских евреев были убиты уже к 6 октября 1941 года.

15 октября 1941 года в отчёте о деятельности айнзатцгруппы А говорилось:

"Арест всех евреев мужского пола в возрасте старше 16 лет почти закончен. Все они были уничтожены эстонскими силами самообороны под руководством зондеркоманды 1А. Исключение было сделано только для врачей и членов юденрата, которые были отобраны зондеркомандой".

Ключевую роль в уничтожении эстонских евреев играла немецкая полиция безопасности и эстонская политическая полиция. Приказы об арестах отдавал Зандбергер или его заместители. Формальное следствие проводила политическая полиция. Она же выносила приговор, но Меэлис Марипуу подчёркивает, что приговор этот был заранее предопределён и контролировался немецкой полицией безопасности. Из замешанных в массовых расстрелах эстонцев Марипуу называет начальника политической полиции Роланда Лепика, расстрелянного самими немцами в декабре 1941 года. Кроме Лепика массовые расстрелы в Тарту организовывали также офицер по особым поручениям капитан Александер Коолмейстер и главный фельдфебель немецкой полевой комендатуры Фриц Гизен. В Пярну этим же занимались капитаны Виллем Райд и Аркадий Валдин, в Таллинской тюрьме — сотрудник политической полиции Эрвин Викс.

К концу января 1942 года почти все оставшиеся на оккупированной территории эстонские евреи были убиты. 31 января 1942 начальник полиции безопасности и СД направил донесение в Берлин, в котором сообщалось, что «Эстония уже полностью очищена от евреев». Таким образом, в Эстонии впервые в Европе было осуществлено «окончательное решение еврейского вопроса». Эстония была объявлена «юденфрай».

По разным данным, всего было убито от 921 до 963 эстонских евреев. Войну на территории Эстонии пережили не более 12 евреев.

После Ванзейской конференции в Берлине в январе 1942 года, на которой была утверждена программа уничтожения евреев Европы, в эстонской политической полиции по образцу гестапо был образован специальный отдел Б-IV под руководством Юлиуса Эннока. Для уничтожения иностранных евреев на территории Эстонии было создано около 20 концентрационных лагерей, крупнейшим из которых был лагерь Клоога.

После решения «еврейского вопроса» в стране эстонские полицейские части принимали участие в ликвидации евреев, привозимых в Эстонию из стран Европы, в основном из Чехии. Например, 5 сентября 1942 года в местечко Раазику прибыл эшелон с 1000 евреев из гетто Терезиенштадт. Ещё один эшелон прибыл с евреями из Германии.

До 3000 евреев, не отобранных для работ, были вывезены в Калеви-Лийва и расстреляны, трудоспособные были направлены на принудительные работы в лагерь Ягала, комендантом которого был эстонец Александер Лаак. Кроме чешских, в Калеви-Лийва уничтожались немецкие евреи и евреи из других стран, цыгане и советские военнопленные. Впоследствии узники лагеря Ягала были также расстреляны в Калеви-Лийва.

Место расстрелов, завершившихся весной 1943 года, было замаскировано нацистами: местность была выровнена и засажена лесом. Массовые захоронения были обнаружены случайно только в 1961 году. Всего в Калеви-Лийва предположительно расстреляно от 3 до 6 тысяч человек.

16 марта 1943 года Герман Геринг отдал секретный приказ о восстановлении сланцедобывающей и сланцеперерабатывающей промышленности Эстонии. После этого депортированные в Эстонию евреи массово использовались на принудительных работах в лагерях системы «Вайвара», созданных нацистами на северо-востоке Эстонии. Система подчинялась Генеральному управлению экономической и хозяйственной деятельности СС. Отдельным филиалом этой системы был лагерь Клоога вблизи Таллина. Лагерный комплекс «Вайвара» создавался под командованием немецких офицеров Ганса Омейера, Отто Бренне и Франца фон Бодмана.

Историк Антон Вайс-Вендт пишет, что лагеря принудительного труда для евреев в Эстонии сыграли важную роль, продлив жизни многим евреям, а также стали ключевым фактором в обеспечении Германии синтетической нефтью, добываемой из сланцевой смолы в северо-восточной части Эстонии.

В концлагеря Клоога и Вайвара в 1943—1944 годах из Латвии, Литвы и Польши были направлены около 10 тысяч евреев для тяжелых физических работ. От 5 до 6 тысяч были уничтожены или погибли. Так, в лагере «Эреда» 24—27 июля 1944 года были расстреляны 1390—1400 евреев — все заключённые. Тела были сожжены. С 19 по 23 сентября 1944 года в Клооге было осуществлено массовое убийство узников, по данным Вайс-Вендта, погибло 1634 еврея и 150 советских военнопленных. Лагеря охраняли 300 человек из 287-го и 290-го эстонских полицейских батальонов. Всеми остальными вопросами, связанными с функционированием лагерей, руководили немцы.

Последней крупной группой иностранных евреев, депортированных в Эстонию, был так называемый «Конвой 73». В мае 1944 года 878 французских евреев из концлагеря Дранси были депортированы в Прибалтику. Из них около 300 человек были доставлены в Батарейную тюрьму в Таллине. Из всей группы выжили чуть более 20 человек, направленных в лагерь Ласнамяэ, остальные были убиты.

В августе 1944 года в связи с наступлением советской армии оставшиеся в живых евреи из лагерей в Эстонии были отправлены через Балтийское море в концентрационный лагерь Штуттгоф возле Данцига. После прорыва в сентябре фронта Красной армией большинство оставшихся в Эстонии евреев были убиты.

Как отмечается в материалах Международной комиссии по расследованию преступлений против человечности под эгидой президента Эстонии, эстонские полицейские принимали непосредственное участие не только в охране концлагерей «Вайвара», в Тарту, Ягала, Таллине и лагерей для советских военнопленных, в которых совершались многочисленные казни заключённых, но и в сопровождении перевозимых из Вильнюса евреев в концентрационные лагеря в Эстонии, а также в охране перевалочного лагеря для евреев в Избице (Польша), где было умерщвлено значительное количество евреев, и еврейских гетто в Лодзи, Пшемысле, Жешуве и Тарнополе.

В августе 1942 года солдаты и офицеры 36-го полицейского батальона, сформированного в начале 1942 года из добровольцев на территории Эстонии (Тарту, Курессааре, Хийумаа, Сааремаа), принимали участие в акции по уничтожению еврейского населения в районе города Новогрудок (Белоруссия).

Согласно показаниям задержанных после войны бывших участников акции, 3—4 августа весь 36-й полицейский батальон был направлен в Белоруссию, где на станции Новоельня его выгрузили, направили в Новогрудок и разместили в казармах на окраине города. Массовые казни солдатами этого батальона производились в районе Новогрудка, станции Новоельня и около села Дятлово, в 20—30 километрах от Новогрудка. Ночью полицейские оцепляли дома, выгоняли жителей, в том числе женщин и детей, на площадь, заставляли в ожидании погрузки лечь ничком на землю, а затем утром отдельными партиями вывозили на грузовиках к местам расстрела. Задержанных самих заставляли копать рвы, в которые затем сбрасывали расстрелянных. Всего в районе Новогрудка, по показаниям задержанных, было уничтожено около 1000 человек, в селе Дятлово — от 1000 до 1500 человек. Батальон находился в данном районе около месяца, после чего был переброшен под Сталинград.

В итоге в Эстонии было уничтожено от 7500 до 8500 евреев (в том числе 963 местных, остальные иностранные) и от 400 до 1000 цыган. Всего, по официальным данным МИД Эстонии, на территории республики за период немецкой оккупации было убито около 8000 жителей Эстонии и 20 тысяч жителей других стран, включая советских военнопленных.

* * *

Эти сухие факты из Википедии — всё, что достаточно знать про героев эстонского народа, память которых собираются почтить в городе Лихула.

Убийство или самоубийство?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий