Паспорт для Че

0

Шпионская история из латиноамериканской жизни. С участием де Голля, Франко и Че Гевары

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Хорхе СТ-ЖЮСТ, Монреаль

 

Боливийскую эпопею Че Гевары организовал не Фидель Кастро, как принято считать благодаря скромным намёкам самого вождя кубинской революции. Организовал войну начальник контрразведки Франко Грегорио Меса. От снабжения оружием (всё оно, вплоть до боеприпасов, доставлялось через посольство Испании) до паспортов — прибыли партизаны в Боливию по паспортам, выданным испанской разведкой. Почти все приехали по доминиканским паспортам. Весной 1965 года, когда в Санто-Доминго шли бои, все чиновники разбежались, американская армия занимала город, очищая от сторонников свергнутого президента Боша, испанская разведка не дремала — её сотрудники прогулялись по брошенным министерствам и набрали кучу сокровищ — от бланков, печатей и даже спец. пишущих машинок, до сотен незаполненных паспортов, которые затем передали Геваре.

Франкистская разведка обеспечивала и работу разведсети Гевары в Европе. Цель? Простая: Испания мечтала о возвращении в Латинскую Америку, где экономические и политические позиции были ею утеряны. А для этого надо было потеснить США, гегемона на континенте.

Франция, хотя и не разделяла политику Франко, соглашалась с ним в том, что надо бы вытеснить США из региона, а там уж место найдётся и для Франции тоже. Напомню об антиамериканизме Де Голля, который вывел Францию из военной организации НАТО, поддержал Северный Вьетнам в войне, аннулировал все программы военного сотрудничества с США и т.д.

И Франко, и Франция понимали, что лучший способ ослабить позиции США — поддержать Гевару. А Гевара понимал, что Кубе не под силу организовать широкую кампанию в Латинской Америке — силёнок не хватит (еле-еле хватало денег на снабжение партизан в Африке — один корабль в пару месяцев, в Венесуэле и в Центральной Америке). СССР же в авантюры вмешиваться не желал.

Поэтому союз между убежденным троцкистом Геварой с Франко и французскими спецслужбами состоялся. Ещё в 1962 году резидент Франко встречался с Че в Алжире (их свел президент Бен Белла), а затем, в 1965 году в Бельгии, где Че нелегально организовал съезд партизан, на котором испанская разведка официально присутствовала — представлял её как раз Грегорио Меса, начальник контрразведки режима Франко.

Франсиско Франко лично приказал поддержать всеми способами и средствами Че… Что и было сделано. Чуть ниже вы сможете прочитать, как именно разведка Франко достала паспорта Доминиканской республики и почему Гевара въехал в Боливию как бизнесмен из этой страны.

Французы тоже поддержали героя-революционера. В первую очередь с Че Геварой в Боливию отправился известный идеолог ультралевых Режи Дебре. Замечу, что Реже Дебре в 60-е годы считался одним из главных, если не самым главным идеологом мирового ультралевого движения, его работа "Революция в Революции" стала основным идеологическим наставлением экстремистских движений, а его участие в отряде Гевары должно было показать связь революционных очагов Латинской Америки и Европы. Почему Дебре был назначен на должность "рупора движения Гевары", понятно: самый знаменитые идеолог революции 1968 года сумел бы эффективно контролировать Гевару на этапе установления и развития связей между разными партиями и движениями геваристско-троцкистской направленности в мире.

К тому же Дебре человеком был надёжным — он был сыном главы личного секретариата президентов Франции, посему выбран на должность "пресс-секретаря" Че самим Де Голлем.

Французы проставили европейские визы в паспорта партизан (у разведки Франции был набор всех штемпелей всех европейских стран!) и обеспечили партизан авиабилетами.

Кастро же делал вид, что ничего не знает, так как не хотел, чтобы СССР обиделся из-за тесного сотрудничества Кубы с фашистской Испанией и с Францией.

По распоряжению Франко, сам Меса прибыл в Боливию, когда стало ясно, что у Че ничего не получается с организацией дела, с приказом наладить положение. Меса привез деньги и начал организовывать сеть. Однако связь между начальником франкисткой контрразведки и партизанским отрядом прервали боливийские солдаты. Восстановить её не удалось. Че убили.

Тогда Меса, у которого осталась огромная сумма долларов, вылетел в Чили, где все средства передал соцпартии, лично Сальвадору Альенде. Опять же, для борьбы с американским империализмом.

Поддержка левых партизан, да и вообще, антиамериканских движений, со стороны Франко прекратилась только после его смерти, а король Хуан Карлос приказал закрыть контакты с партизанами Латинской Америки… Во Франции дело пустили на самотёк после ухода Де Голля, последнего резкого антиамериканца.

Грегорио Меса после смерти Франко перевели на Африку, в ссылку, так сказать. Он дожил до XXI века.

О том, как, кем и на какие деньги было организовано прибытие в Боливию сотни партизан, во главе с Геварой, никогда и нигде не пишут. Кубинские власти всё знают, конечно, но зачем рассказывать о роли фашиста Франко и капиталиста Де Голля в создании образа светлого революционера Че Гевары.

Руководитель военной разведки Испании Меса вышел в отставку по достижению пенсионного возраста. Всегда с уважением отзывается о Геваре, называет его своим другом (дружбу подтверждают свидетели — Хорхе Масетти — координатор партизан в Латинской Америке, подчинявшийся только Фиделю Кастро, Даниэль Аларкон — заместитель Гевары в Африке и в Боливии и другие). Кубинский режим терпеть не может, обвиняет Кастро во всех грехах.

Режи Дебре, официальный идеолог Гевары, стал советником президентов Франции по вопросам Латинской Америки, порвал с Кастро, резко отзывается о кубинском режиме.

Хорхе Масетти-младший тоже порвал с Кастро, уехал в Испанию (туманно намекал на поддержку в этом военной разведки страны, но уже после Кастро).

Заместитель Гевары в Боливии бежал с Кубы во Францию, где и обосновался.

Арнальдо Очоа — руководивший обеспечением связи группы Гевары с Кубой, стал генералом, расстрелян позже как враг народа.

* * *

А теперь — еще кое-какие важные подробности.

В 1965 году Доминиканская республика не была мирным оазисом и туристическим почти-раем. А сотрясали её такие дела, что какие-нибудь «Игры престолов» покажутся играми детскими. Потому что в Доминиканской республике сменился за короткое время десяток правителей. От коммунистов и фиделистов, до ультраправых националистов. И это — не считая серых кардиналов, хунт, марионеток, районных царьков, молниеносно заключаемых и распадающихся союзов…

Левые изгнанники управляли борьбой с территории США, а правые готовили восстания, находясь на территории Кубы. Понять сложно все эти интриги, если вообще возможно.

Но если кому интересно, о тогдашних событиях в республике можно почитать Википедию. Мы о другом.

В конце апреля 1965 года в стране высадились вооруженные силы Организации Американских Государств, дабы положить конец хаосу и анархии. В составе этих сил было два десятка костариканских полицейских, человек сто из Сальвадора или Гондураса, тысячи две бразильцев. Ну, и тысяч 45 американских солдат. Объединенные силы Латинской Америки, однако.

Ещё пара недель ожесточенных боёв с тысячами убитых, после чего, 14 мая 1965 года очередной президент начинает операцию "Зачистка" (Limpieza) против всех соперников-союзников, в первую очередь добивает сторонников бывшего президента Боша и сильной фигуры, фиделиста полковника Кааманьо, с которым буквально позавчера заключал союзы в битвах против остальных. Там ещё мать драконов прилетела, потом мужик ожил… ой, это всё из другой истории. Но мы и не про сагу о Доминиканской республике в 1965 г. Мы о другом.

В апреле, а уж тем более после высадки американцев (ой, после высадки объединенных сил ОАГ), в столице никто не работал, разумеется. Все учреждения брошены, все кабинеты пусты, никакой охраны.

И тут! Кому-то в испанской разведке приходит в голову блестящая мысль – пошарить по покинутым министерствам и департаментам, поискать, может, что полезное выудить можно. На дело отправляется первая группа. Улов отличный – куча бланков, бухгалтерских книг, папок с распоряжениями и приказами за последние годы по какому-то министерству. Много чего.

На следующий день всё испанское посольство мобилизуется. Все, кто может ходить и хватать, отправляются на поиски. Остальные – сортируют доставленные документы.

За неделю прочёсывания испанцы получают груды материалов. От расписок о доставке продуктов в министерские столовые до чистых паспортов, пустых бланков с подписями бывших министров, списков контрактов доминиканских бизнесменов, с текстами контрактов в придачу. Ну, всё собрали, однако.

Более того, они собирают «маргаритки» — насадки для пишущих машинок, используемые для разных шрифтов, ленты, на которых печатаются документы, списки выданных паспортов за последние десяток лет, донесения о контактах с доминиканскими учреждениями за границей. Доступно всё!

Судя по всему, только Испания сообразила провести такую операцию. А чем это ей оказалось выгодным? А вот, например, уже в следующем году все без исключения люди Че Гевары, разъезжающие по Латинской Америке и организующие сеть будущих партизанских движений, оказались гражданами Доминиканской республики, бизнесменами со стажем, с реальными паспортами, с надёжными портофолио, с легендами, легко проверяемыми по любым архивным записям. Все.

Включая самого Че Гевару, который въехал в Боливию по настоящему паспорту Доминиканской республики, а диппочта доставила в Боливию всё необходимое партизанам оружие и другие средства, причем вскрывали ящики люди, предъявлявшие настоящие документы, и т.д., и т.п.

Вот так, благодаря находчивости и смекалке разведки Франсиско Франко, партизаны Че Гевары потрясли мир, а сам Гевара стал вечно живой иконой.

Если кто спросит, а зачем Франко всё это было надо, то зададим встречный вопрос – а французским властям зачем надо было поддерживать Гевару (Режи Дебре, напомню, известный в те времена идеолог, друг Гевары и одно время даже партизан у него, работал на президента Франции, чего и не скрывал, да как скроешь, когда его мама была руководителем президентского аппарата). Одним словом, и Испания, и Франция очень хотели потеснить США на юге континента, явление Гевары оказалось на руку.

Честно говоря, СССР то ли знал эти детали, то ли чувствовал запашок. Поэтому не поддерживал ни Гевару, ни его дружков. Это сегодня Гевара стал лицом прогрессивной молодежи в России.

Министерство Времени в Испании есть, они могут вообще-то что-то поправить в прошлом, тогда Гевара вообще победит. Подождём.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий