Лев ВИЛЕНСКИЙ | Кто же изобрел алфавит?

0

Еврейская традиция приписывает изобретение алфавита величайшему пророку и законоучителю Моисею (Моше), выведшему евреев из Египта

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

 

Готовится к печати "Книга надписей" члена редколлегии журнала "ИсраГео", писателя, историка и краеведа, посвященная истории возникновения письменности. Знакомим наших читателей с фрагментами этой книги

 

Алфавит считается самым замечательным изобретением всех времен и народов, и это закономерно. В мире есть всего несколько основополагающих изобретений — колесо, ткацкий станок, оросительные каналы, обработка металлов и камня. Алфавит стоит в одном ряду с ними, хотя относится несколько другому виду достижений человечества. Путем применения 22 значков человек научился записывать любую мысль, мало того — научился записывать свои литературные произведения, сохранять знания и передавать их следующим поколениям.

До изобретения алфавита человечество пользовалось другими системами письма. В Древнем Египте широко использовалось символьное письмо — иероглифы, количество значков которого превышало 6000. Подобным письмом на другом конце обитаемой земли записывали свои гадальные надписи на костях китайцы, иероглифическое китайское письмо служит народам Китая и сегодня. Из пиктографического рисуночного письма, подобного иероглифическому, развилась шумерская и аккадская клинопись. Своеобразное рисуночное письмо существовало в соседнем с Шумером и Аккадом государстве Элам, в древней Индии и на острове Крит. Но у всех этих видов передачи информации был один большой недостаток — для их использования необходимо было долгое обучение в школе, зачастую трудное и дорогое. Поэтому грамотность являлась прерогативой богатых слоев населения и жречества при храмах. Искусство записывать и писать было сродни божьему дару. В Древнем Египте у письма был свой собственный бог — ибисоголовый Тот.

Мне бы продолжить этот рассказ описаниями других видов письма, но невольно хочется рассказать сначала о талмудической поговорке, которая гласит: «Рабби Меир нашел гранат, сердцевину съел, а шкурку отбросил». В этом — суть еврейского мышления, задача вычленить главное и полезное, употребить его для пользы, и отбросить ненужную и невкусную шелуху. Почему я привел эту древнюю еврейскую поговорку именно здесь, рассказывая о письменах?

Перенесемся в прошлое на 3800 лет. Вся цивилизация Земли находится в пределах так называемого «плодородного полумесяца» — землям в междуречье Тигра и Евфрата (нынешний Ирак), Леванте (сегодня в Леванте расположены Сирия, Израиль, Иордания) и в долине реки Нил. На землях вокруг нижнего течения Нила расположена тогдашняя мировая сверхдержава, тогдашние США, только называются они Та-Кемет — Черная Земля (позже греки назовут эту страну Айгюптос — Египет). С востока граница Египетского государства проходила в то время по пустыне Синайского полуострова, но культурное и военное влияния этой цивилизации выходят далеко за рамки Синая, охватывая южную часть земли, называемой в то время Ханаан (южная часть Леванта). Богатый и древний Та-Кемет на момент нашего рассказа имеет более чем тысячелетнюю историю (русскому читателю будет любопытно вспомнить, что тысячелетие крещения Руси праздновали совсем недавно, в 1988 году и сравнить временные шкалы, а проживающему в США читателю обратить внимание, что его государство существует всего два с половиной века).

Столица Египта Ит-Тауи — титанический мегаполис, где проживает более 100000 населения, караваны товаров движутся по превосходным дорогам, а длинные просмоленные суда — по великой реке Нилу. Везут товары, перевозят каменные блоки для строительства архитектурных сооружений, часть этих зданий переживет века и дойдет до нашего времени. За 800 лет до времени, к которому относится наш рассказ, в стране у Нила начато сооружение исполинских пирамидальных усыпальниц для царей Египта, каждого из которых с величайшим почтением называют по-египетски Пер-Аа («Высокий Дом», по-русски — фараон). В стране Египта процветают ремесла, медицина, астрономия, здесь пишутся книги, высекаются статуи, которые, кажется, вот-вот встанут с постаментов и заговорят как живые люди, здесь один из центров тогдашнего подлунного мира. Некоторые ученые придумали для Страны на Ниле термин «гиперцивилизация». Пожалуй, он как нельзя лучше характеризует блеск и высочайший уровень Та-Кемет. Даже страны Месопотамии (междуречья Тигра и Евфрата) не достигли того высочайшего уровня, на который поднялись строители пирамид.

С Востока переходит границы Египта народ страны Ханаан, называемой по-египетски Ретену. Там лепятся по склонам низких желтоватых гор небольшие укрепленные города, там сельское хозяйство зависит от дождей, и в периоды засухи черноволосые и горбоносые громкоголосые люди в цветных рубахах переходят поближе к богатым житницам Страны на Ниле. Они ведут с собой стада скота, их дети покачиваются в бурдюках, переброшенных через бока ослов. В пограничных крепостях Та-Кемет их встречают пограничные чиновники, представители высшей египетской расы, сортируют, словно скотину, посылают на работы, с великодушием пресыщенного благами цивилизации народа, дают право осесть в Египте (точно так же поступают «развитые» государства с эмигрантами из Африки и Ближнего Востока и сегодня). Истинное отношение коренных египтян к любому не-египтянину прекрасно известно нам из Библии, где оно описано одной краткой фразой: «И не садятся есть вместе с „иврим“ (евреями, пришельцами), ибо считают это мерзостью». Любой неегиптянин — заведомо человек второго сорта. Древность не знала нынешних политкорректных реверансов, тогда не существовало терминов «права человека» и «корректирующая дискриминация». Пришельцам из земли Ханаан, из Ливии, из Нубии удача улыбалась крайне редко. Чаще всего они работали на рудниках, строительных площадках и выполняли черную работу — на правах рабов. Зато у них были горшки с мясом — плата за труд. И никакого голода.

Вот город, расположенный в местности, которую через тысячи лет арабы назовут Серабит Эль-Хадем. Южная часть Синайского полуострова. Бирюзовые копи. Здесь рабы добывают дорогой камень бирюзу для украшений египетских модниц, врезаясь мотыгами и кайлами в не знающую дождя почву, среди желтых пустынных гор, кишащих скорпионами и змеями. Здесь высится над копями храм богини Хатор. И надсмотрщики, и солдаты и вся местная администрация — люди Ретену, народ, который называет себя хананеями. Они обучаются быстро, их разум склонен к мистике, и есть в нем то, чего нет у высшей египетской расы, построившей великие пирамиды — гибкость, острота и глубина мышления, способность найти главное в ворохе второстепенного и упрощать сущность вещей. Они создают на основе иероглифов Египта свое письмо. В нем всего 30 букв. Потом это количество уменьшится до 22. Согласных. Гласные лишь угадываются. Перед нами предок алфавитов — протосинайское письмо. Им пишут «горемычные» ханаанеи, обитатели страны Ретену, рабочие на бирюзовых рудниках. Пишут они этими знаками на своем собственном — западносемитском языке. Позже этот язык («кнаанит», ханаанейский, как называет его Библия) разовьется в несколько схожих наречий — еврейское, моавское, аммонитское, идумейское, финикийское. Это будут языки — братья. Но народы, говорящие на них, братьями никогда не станут, особенно один из них — отдельно живущий и меж народами не числящийся, еврейский народ. У которого будет свой Бог.

* * *

В течение примерно 200 лет после первых записей протосинайским письмом — согласно папирусным свиткам с летописями египтян — западные семиты приходят в Страну на Ниле уже не как просители, не как искатели крова и обители во времена голода. Они овладевают Египтом военной силой, и основывают династию гиксосов (по-египетски хека-шасу, царей-пастухов).

Образец протосинайского письма. Надпись «Ба’алат», ок. 1500 д.н.э. Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Период гиксоского правления в истории страны на Ниле продолжался более двухсот лет. Семитские правители Египта не смогли полностью покорить огромную по их меркам страну; на юге оставались независимые от пришельцев города. Гиксоская династия (XV по списку Манефона) правила страной из Авариса, нового города, основанного в дельте Нила. Армия гиксосов имела в своем составе колесницы и конницу, которой в стране Та-Кемет в те времена не было.

Историки Йосиф Флавий (с отсылкой к Манефону) и Евсевий Кесарийский утверждали, что библейские события прибытия евреев в Египет и — через четыре сотни лет — их исход из Египта были связаны с гисксосским правлением.

При фараонах Камосе и Яхмосе, правивших в неподчинившихся западносемитским захватчикам Фивах, Египту удалось в результате кровопролитной войны освободиться от власти гиксосов, изгнать их из страны. Это было началом нового периода египетской истории, называемом «Новым царством». Именно этот период стал для страны на Ниле эпохой наивысшего расцвета, как в территориальном, так и в остальных аспектах. Именно в это время египетское влияние начало быстро распространяться в Ханаане. Именно к середине этого периода относятся первые надписи на территории земли Ретену надписи алфавитом, схожим с синайскими надписями. Кто был автором этих коротких и не расшифрованных строк — сложно судить. Этих надписей найдено очень мало. Они настолько коротки, что некоторые историки не причисляют их к настоящим надписям, а считают неким видом орнамента. Все они относятся к памятникам так называемого протоханаанского алфавита. Малое количество памятников и их скудное содержание не дает ученым прочных оснований для того, чтобы уверенно связать протосинайское и протоханаанское письмо. Тем не менее, данное предположение имеет аргументы в свою пользу, базирующиеся на схожести знаков.

Первая надпись настоящим алфавитным письмом — по мнению историков — принадлежала финикийскому царю Ахираму. Саркофаг Ахирама датировали XIII веком до н.э. Во всяком случае, так считали археологи, опиравшиеся на найденные в гробнице царей Библа — рядом с саркофагом Ахирама — египетские вазы времен Рамсеса II. Да только вот незадача — Библия упоминает финикийского Ахирама, как союзника и друга Израильско-Иудейского царя Соломона, поставщика кедровых деревьев для кровли Иерусалимского храма. Дополнительной помехой для археологов явилось и нахождение в той же гробнице около саркофага кипрских сосудов VIII века до н.э.! Согласитесь — разрыв между египетскими и кипрскими находками около полувека, так к какому веку относится каменный гроб Ахирама? Действительно ли этот памятник финикийской письменности насчитывает 3300 лет? Или всего 3000? Тем не менее, первичная датировка саркофага позволяла считать финикийский алфавит наиболее древним и относить его к родоначальникам всех остальных алфавитов.

Действительно — ушлые и смелые торговые люди финикийцы распространили свое знание в Грецию, где появился и оформился местный греческий алфавит, от которого пошли потом алфавиты Европы, а потомок финикийского письма — арамейское квадратное письмо — стало родоначальником алфавитных систем Азии. Приведем текст, выгравированный на саркофаге Ахирама целиком:

«Гробница, которую Иттобал, сын Ахирама, царя Библа, сделал для Ахирама, его отца, когда он поместил его в „дом вечности“. И если какой-нибудь царь среди царей или какой-нибудь правитель среди правителей или какой-нибудь военачальник среди военачальников нападёт на Библ и откроет гробницу, пусть его властный скипетр сломается, пусть трон его царства опрокинется, пусть мир покинет Библ! Что же до него самого, если он разрушит эту надпись, то…»

Однако сегодня принято относить этот саркофаг к XI-Х векам до н.э., таким образом финикийский алфавит не может считаться самым древним из существующих.

Так как протосинайская письменность и ранние алфавитные знаки Ханаана дошли до нас в слишком малом количестве, следует искать другой протоалфавит. Давайте рассмотрим следующие факты.

В XIII веке до н.э. в Ханаан с востока вторгаются народы, кочевые племена. Их называют «хапиру». Сами «хапиру» зовут себя «иврим». От слова «лаавор» — «перейти». Этот народ — по крови тождественный хананеянам, относящийся к западносемитскому этносу, несет в себе разрушение цивилизации Ханаана, но он несет в себе и то зерно, которое даст в будущем огромное дерево авраамических религий и послужит основой для мировоззрения большей части народов земного шара. У них тоже есть письменность. Более древняя, чем финикийская, и, по-видимому, современная местным ханаанским алфавитам, и развившаяся из того же протосинайского письма — для записи сакральных текстов.

До недавнего времени самым древним памятником так называемого палеоеврейского письма был сельскохозяйственный календарь X века до н.э. из Гезера.

Но последние археологические находки удревляют «палеоеврейское письмо» более чем на сто лет. Cередина XI века до н.э. — вот наиболее верная датировка первой надписи на иврите. Тем не менее, несмотря на наличие текстов на иврите, записанных протоеврейским или, из уважения к остальным «братьям» евреев, протосемитским алфавитам, в мире все еще господствует теория о том, что первым алфавитом был финикийский.

Проблема библейской археологии заключалась и заключается в том, что раскопки на территории Израиля проводились и проводятся достаточно редко и в очень малых, по сравнению с месопотамскими и с египетскими, масштабах. Управление Древностей Израиля не обладает большим бюджетом. Часть политических кругов (ультраортодоксальные евреи) изначально выступают против любых археологических раскопок. В Иерусалиме проведение исследований затруднено политическими дрязгами, в древнем Хевроне, городе Праотцев, власти «палестинской автономии» ухитряются тормозить любые археологические изыскания, пользуясь абсурдными предлогами. Впрочем, наша книга не о политике, и не о скоротечных конфликтах. Мы говорим о древнем и незыблемом. Раскопки вот этого древнего и незыблемого идут на территории Земли Израиля крайне вяло. В результате историки и археологи многих стран выдвигают против Библии лишь ОДНО возражение. Библейские тексты не соответствуют действительности, потому что археология не подтверждает существования, например, царства Давида и Соломона/походов Иешуа бен-Нуна (Иисуса Навина) /разрушения евреями городов Ханаана — подставьте нужное.

Не подтверждает — ибо эти доказательства еще не найдены, их не коснулись лопата и кисть археолога. Но раскопки продолжаются. И далеко не сразу на суд общественности выносят их результаты. А они, порой, потрясающи.

* * *

Камень из Тель-Зайт. Его нашли в общественном здании XI в. до н.э. В том же здании были найдены длинные скамьи, на самом камне написаны буквы еврейского алфавита. Схожие с теми, которые написаны на саркофаге Ахирама, только на столетие древнее. Буквы алфавита от «алефа» до «тав». Это здание — по предположению археологов — являлось городской школой. До смешного мало изменились классы нынешних школ по сравнению с древнееврейским классом из Тель-Зайта. Те же скамьи для школьников, тот же алфавит на стене.

Черепок из Хирбет-Каиафы, холма, который отождествляется с упоминаемым в ТАНАХе городом Шеараимом. Тоже XI — X века до н.э., время царя Давида и Соломона. Текст едва видим, но его удалось частично расшифровать. Он написан палеоеврейским письмом, на иврите. Текст юридического характера, о том, что надо защищать права вдов и сирот. Подобные фразы есть в Торе.

Черепок с алфавитом, выписанным неумелой рукой — то ли школьника, то ли взрослого, проходящего ликбез в XI веке до н.э. из городища Избет-Царта, древнего иудейского Эвен-Эзера. Вот он, перед нашими глазами, в витрине Музея Израиля в Иерусалиме.

И целая большая пригоршня надписей палеоеврейским шрифтом от IX до VI веков до н.э., от черепков-остраконов с письмами до серебряных полосок с «Благословлениями Коэнов», найденных в Иерусалиме, в некрополе долины Гэй-Бен-Инном.

Следует отметить, что цепочка протосинайский алфавит — протохананейский алфавит — финикийский/еврейский алфавит не являлась единственным алфавитным письмом, авторство которого принадлежит западным семитам. Финикийцы действительно изобрели свой собственный алфавит! Он появился в северной Финикии, в городе, который назывался Угарит. В нем было 30 знаков — базирующихся на шумеро-аккадской клинописи (в отличие от протосинайского письма, чьим образцом были египетские иероглифы) и создал его неизвестный финикийский гений в XV веке до н.э. К сожалению, или к счастью, этот алфавит остался локальным, чисто угаритским явлением. Но на нем дошло до нас большое количество надписей, позволяющих нам составить впечатление о финикийской литературе. Часть литературных сюжетов перекликается с библейскими текстами. Это неудивительно — финикийцы и евреи по языку и крови представляли собой братские народы, разница между ними была не более чем между россиянином из Воронежа и россиянином из Владимирской области, у первого из которых фрикативный «г», а второй «окает». Де-факто, один народ с разными языковыми диалектами.

Только религия и культура у этих народов-братьев в корне различалась.

Итак, подытоживая факты, мы можем сказать с большой долей вероятности, что алфавиты возникли в результате приспособления египетских иероглифов (и месопотамской клинописи) к западно-семитским языкам. Первый из них появился еще в XVIII веке до н.э. на Синае, затем в XVI — XIV веках до н.э. в Ханаане (нынешнем Израиле), следующий этап — это развитие алфавита в Израильском царстве XI — VI веков до н.э., сопредельных с ним Моаве, Аммоне и финикийских городах. Оттуда величайшее изобретение человечества начало свой победный путь по земному шару.

Еврейская традиция приписывает изобретение алфавита величайшему пророку и законоучителю Моисею (Моше), выведшему евреев из Египта. Судя по всему, эта версия имеет право на существование — так как Моисей мог упростить египетскую иероглифику и привести ее к состоянию алфавита.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Моисей, разбивающий Скрижали Завета, 1659 г.

На вопрос, мог ли один человек создать алфавит, сразу же всплывают в памяти великий армянский просветитель Месроп Маштоц, изобретатель армянских букв, монахи Кирилл и Мефодий — чей памятник украшает Старую Площадь в Москве, изобретатели сразу двух алфавитов для славянских языков, глаголицы и кириллицы. Дополнительно можно привести историю индейца чероки Секвойи, который придумал алфавит для своего народа, стремясь уравнять его в правах с белыми американцами в начале 19 века. Чероки все равно истребили почти поголовно, а именем гениального изобретателя назвали самую рослую породу деревьев в мире. Вполне возможно, что через три тысячи лет наши далекие потомки будут воспринимать рассказ о Секвойе как красивую легенду. Точно так же, как противится нынешняя историческая наука теории о том, что алфавитное письмо изобрел пророк, с которым говорил Бог лицом к лицу. Или — что еще смелее предположить — получил от Бога. Кто знает…

Древнейший алфавит на иврите

https://www.isrageo.com/2016/09/23/jewalph/

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий