«Нет ни язычника, ни еврея, обрезания и необрезания»

0

Ватикан раскроет архивы, которые, возможно, прольют свет на роль папы Римского Пия XII в спасении\неспасении евреев во время Холокоста

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Ватикан откроет для исследователей и историков засекреченные архивные материалы, связанные с понтификом Пием XII и временем Холокоста. О таком решении объявил папа Римский Франциск, сообщает Лента.ру со ссылкой на Reuters.

Франциск в своем выступлении перед членами Секретного архива Ватикана отметил, что архивы станут доступны 2 марта 2020 года.

«Церковь не боится истории», — заявил он.

Понтифик добавил, что к наследию Пия XII относились с «некоторым предубеждением и преувеличением».

Как отмечает агентство, Американский еврейский комитет (AJC) уже приветствовал этот шаг. В организации отметили, что призывают к полному открытию архивов Святого Престола периода Второй мировой войны уже более 30 лет, и теперь эксперты должны будут объективно оценить исторические записи.

ИЗ ВИКИПЕДИИ

Во время Второй мировой войны, после того, как нацисты начали массовые казни евреев на оккупированных восточноевропейских и советских территориях, Пий XII использовал дипломатию для оказания помощи жертвам Холокоста и поручил Церкви оказывать сдержанную помощь евреям. После его смерти в 1958 году, среди соболезнований многих еврейских лидеров, главный раввин Рима Элио Тоафф сказал:

«Евреи всегда будут помнить, что католическая церковь сделала для них по приказу Папы во время Второй мировой войны. Когда война бушевала, Пий XII часто высказывался, чтобы осудить ложную расовую теорию».

Данное высказывание оспаривается британским журналистом и писателем Джоном Корнуэллом, который в своей книге «Папа Гитлера» утверждает, что Папа был слабым и колеблющимся в своём подходе к нацизму. Корнуэлл утверждает, что Папа мало сделал для того, чтобы бросить вызов истреблению евреев из-за страха спровоцировать нацистов на вторжение в Ватикан.

В своей первой энциклике «Summi Pontificatus» от 20 октября 1939 года Пий XII подтвердил, что католическое учение не приемлет расовых преследований и антисемитизма, и подтвердил этические принципы «Десяти заповедей». На Рождество 1942 года, когда появились первые свидетельства массовых казней евреев, Пий XII выразил озабоченность по поводу убийств «сотен и сотен тысяч безупречных людей из-за их национальности или расы» и вмешался, пытаясь блокировать нацистские депортации евреев в разных странах. После его смерти в 1958 году, заслуги Пия XII высоко оценили министр иностранных дел Израиля и другие мировые лидеры. Однако его настойчивость в отношении нейтралитета Ватикана и избежание обнародования имён нацистов как главных военных преступников, стали основой для современных и более поздних критических замечаний. Его самые сильные публичные осуждения геноцида считались в союзных державах недостаточными, в то время как нацисты рассматривали его как сторонника союзников, который обесчестил политику нейтралитета Ватикана.

Биограф Гитлера Джон Толанд пришел к выводу, что язвительные и подозрительные замечания общественности о папе Пие XII получили распространение в связи с плохим отношением к нему евреев, а собственный учёт действий союзников против Холокоста был «позорным», в то время как «Церковь под руководством Папы уже спасла жизни евреев больше, чем все другие церкви, религиозные учреждения и спасательные организации вместе взятые…».

В 1939 году новоизбранный Папа Пий XII назначил нескольких видных еврейских учёных на должности в Ватикане после того, как они были уволены из итальянских университетов в соответствии с расовыми законами фашистского итальянского лидера Бенито Муссолини. В 1939 году Папа нанял еврейского картографа Роберто Альмагию для работы со старыми картами в Ватиканской библиотеке. Альмагия работал в Римском университете Ла Сапиенца с 1915 года, но был уволен вскоре после принятия антисемитских законов Бенито Муссолини в 1938 году. О данных назначениях Папы было сообщено газетой «The New York Times» в изданиях от 11 ноября 1939 года и 10 января 1940 года.

Позднее Пий XII разработал совместный с бразильским президентом Жетулиу Варгасом договор, официально утверждённый 23 июня 1939 года, обязывающий выдать 3000 виз «не арийским католикам» и крещёным евреям. Однако в течение следующих 18 месяцев Совет Бразилии по вопросам иммиграции и колонизации продолжал ужесточать ограничения на их выдачу, в том числе требовать свидетельства о крещении, датированные до 1933 года, существенный денежный перевод в Banco do Brasil и одобрение Офиса Бразильской пропаганды в Берлине. Программа была отменена 14 месяцев спустя, после того, как было выдано менее 1000 виз на фоне подозрений в «ненадлежащем поведении» (то есть продолжении практики иудаизма) среди тех, кто получил визы.

В апреле 1939 года, после представления Шарля Морраса и прошения из монастыря кармелиток в Льзьё, Пий XII отменил запрет своего предшественника на критику «Французского действия», организацию, которую некоторые авторы называли антисемитской и антикоммунистической.

После немецко-советского вторжения в Польшу, первая энциклика Папы Пия XII «Summi Pontificatus» повторила церковное учение о «принципе равенства» — с особой ссылкой на евреев: «нет ни язычника, ни еврея, обрезания и необрезания». Отсутствие солидарности, «навязанное нашим общим происхождением и равенством рациональности у всех людей», было названо «пагубной ошибкой». Католики повсюду были призваны предлагать «сострадание и помощь» жертвам войны.

Папа Пий XII заявил о решимости работать, чтобы ускорить возвращение мира, и довериться молитвам за справедливость, любовь и милосердие, чтобы победить бедствия войны.

Весной 1940 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Луиджи Мальоне получил просьбу от главного раввина Израиля (да-да, должность так и называлась — задолго до образования государства Израиль — прим. ред.) Ицхака Айзика Герцога о ходатайстве, чтобы литовские евреи не были депортированы в Германию. На встрече с Риббентропом 11 марта Пий XII неоднократно протестовал против жестокого обращения с евреями. В 1940 году Пий XII попросил духовенство сделать всё, что можно, чтобы помочь интернированным евреям.

В 1941 году архиепископ Вены кардинал Теодор Иннитцер сообщил Пию XII о еврейских депортациях в Вене. Позже, в том же году, когда французский маршал Анри Филипп Петен спросил Папу, возражает ли Ватикан против антисемитских законов, Пий XII ответил, что церковь осуждает антисемитизм, но не будет комментировать конкретные правила. Точно так же, когда режим Филиппа Петена принял «еврейские уставы», посол режима Виши (Вишистской Франции) в Ватикане Леон Берар сказал, что французское законодательство не противоречит католическому учению. Валерио Валери, апостольский нунций во Франции, был «смущён», когда узнал об этом публично от Петена, и лично сверил информацию с Государственным секретарём Мальоне, который подтвердил позицию Ватикана. В июне 1942 года Пий XII лично протестовал против массовых депортаций евреев во Франции, приказав папскому нунцию также протестовать против Петена и против «бесчеловечных арестов и депортаций евреев». В сентябре 1941 года Пий XII возражал против словацкого еврейского кодекса, который, в отличие от кодексов Виши, запрещал смешанные браки между евреями и неевреями. В октябре 1941 года Гарольд Титтманн, представитель США в Ватикане, попросил Папу осудить зверства против евреев. Пий XII ответил, что Ватикан хочет остаться «нейтральным», повторяя политику нейтралитета, на которую уже ссылался в сентябре 1940 года.

В 1942 году словацкий поверенный в делах при Ватикане сказал Пию XII, что словацкие евреи были отправлены в концентрационные лагеря. 11 марта 1942 года, за несколько дней до отправки первых конвоев с евреями, поверенный в делах США в Братиславе доложил в Ватикан:

«Я был уверен, что этот зверский план — это дело рук премьер-министра Словакии Войтеха Тука, который позже и подтвердил план… Он осмелился рассказать мне, что он не видит в этом ничего бесчеловечного или нехристианского… Депортация 80000 человек в Польшу равносильна осуждению многих из них на верную смерть».

Ватикан выразил протест словацкому правительству, и заявил, что он «выражает сожаление по поводу этих мер, которые "наносят серьёзный ущерб естественным правам человека, нарушаемым только из-за их расы".

18 сентября 1942 года Пий XII получил письмо от монсеньора Монтини (будущего папы Павла VI), в котором говорилось:

«Массовые убийства евреев достигают пугающих масштабов и форм». В этом же месяце Майрон Тейлор, представитель США при Ватикане, предупредил Пия XII, что «моральному престижу Ватикана» был нанесён урон молчанием о европейских зверствах. Предупреждение было поддержано одновременно представителями Соединённого Королевства, Бразилии, Уругвая, Бельгии и Польши. Майрон Тейлор передал меморандум правительства США Пию XII 26 сентября 1942 года, в котором излагаются сведения, полученные от Еврейского агентства Палестины, что евреи со всей нацистской империи систематически подвергаются «резне». Тейлор спросил, может ли Ватикан иметь какую-либо информацию, которая могла бы «склонить к подтверждению отчётов», и если да, то что папа мог бы сделать, чтобы повлиять на общественное мнение против «варварства». Кардинал Мальоне вручил Гарольду Титтману ответ на письмо 10 октября. В записке папа поблагодарил Вашингтон за передачу информации и подтвердил, что сообщения о жестоких мерах против евреев достигли Ватикана из других источников, хотя было невозможно «проверить их точность». Тем не менее, «Святым Престолом предпринимается любая возможность, чтобы смягчить страдания этих несчастных людей».

В декабре 1942 года, когда Титтманн спросил госсекретаря Ватикана Мальоне, выпустит ли Пий XII прокламацию, подобную декларации союзников «Германская политика уничтожения еврейской расы», Мальоне ответил, что Ватикан «не может публично осудить особые зверства». Пий XII прямо объяснил Титтману, что он не может обличать нацистов, не обращая в то же время внимания на большевиков.

После нацистско-советского вторжения в Польшу Пий XII выпустил энциклику «Summi Pontificatus», в которой призвал весь мир проявить сострадание к Польше, где «пролилась кровь бесчисленного множества людей, даже не участвующих в боевых действиях». Пий никогда публично не осуждал нацистскую резню поляков, число жертв которой оценивается почти в 2 миллиона человек, в подавляющем большинстве католиков (включая 2935 представителей католического духовенства).

В конце 1942 года Пий XII посоветовал немецким и венгерским епископам выступать против массовых убийств на Восточном фронте. В своем Рождественском послании 1942 года Папа выразил озабоченность по поводу «тех сотен тысяч людей, которые иногда только по причине своей национальности или расы были приговорены к смерти или постепенному уничтожению».

7 апреля 1943 года Тардини, один из ближайших советников Пия XII, советовал ему, что после войны будет политически выгодно предпринять шаги для помощи словацким евреям. В январе 1943 года, после просьбы Владислава Рачкевича, президента Польши в изгнании, и епископа Берлина Конрада фон Прейзинга, Пий XII отказался публично осудить дискриминацию нацистами евреев. Согласно Толанду, в июне 1943 года Пий XII рассмотрел вопрос о жестоком обращении с евреями на заседании Коллегии кардиналов и сказал:

«Каждое наше слово по этому вопросу мы обращаем к компетентному органу, и все наши публичные высказывания должны быть тщательно взвешены и измерены нами в интересах самих жертв, чтобы мы не ухудшили их положения».

26 сентября 1943 года, после немецкой оккупации северной Италии, нацистские чиновники выдвинули ультиматум еврейским лидерам в Риме: либо в течение 36 часов будет собрано 50 килограммов (110 фунтов) золота (или его эквивалента), либо нацисты казнят 300 заложников. Главный раввин Рима Исраэль Золли рассказывает в своих мемуарах, что он был выбран для посещения Ватикана и обращения за помощью. Ватикан предложил взаймы лишь 15 килограммов, но предложение оказалось неактуальным вследствие того, что вскоре начались массовая депортация и истребление евреев в Италии. В ходе преследования 477 евреев были укрыты в самом Ватикане, а ещё 4238 укрылись в римских монастырях и аббатствах. Восемьдесят процентов римских евреев были спасены от депортации. Майкл Файер утверждает, что немецкие дипломаты в Риме были «инициаторами усилий по спасению евреев города», но считает, что Пий XII «сотрудничал в этой попытке спасения», и соглашается с Сьюзен Заккотти, что Папа «не отдавал приказа» каким-либо католическим учреждениям укрывать евреев.

30 апреля 1943 года Пий XII написал епископу Берлина Конраду Прейзингу:

«Мы отдаём местным пасторам обязанность определять, насколько и в какой степени распространилась опасность репрессий и различных форм угнетения, вызванная епископскими декларациями… Ad maiora mala vitanda (чтобы избежать худшего), следует быть осторожными. И вот одна из причин, почему мы налагаем самоограничение на самих себя в наших речах: опыт, полученный нами в 1942 году в связи с папскими посланиями, которые мы уполномочены были передать верующим, оправдывает наше мнение, насколько мы видим… Святой Престол сделал всё, что было в его силах, с благотворительной, финансовой и моральной точки зрения, не говоря уже о значительных суммах, которыми мы оплатили иммиграцию».

28 октября 1943 года германский посол в Ватикане Эрнст фон Вайцзеккер телеграфировал в Берлин, что «Папа ещё не дал себя уговорить, чтобы выразить официальное осуждение депортации римских евреев… Так как в настоящее время считается, что немцы не предпримут дальнейших шагов против евреев в Риме, вопрос о наших отношениях с Ватиканом можно считать закрытым». В марте 1944 года, через апостольского нунция в Будапеште Анджело Ротта, Папа призвал венгерское правительство смягчить своё отношение к евреям. Папа просил Ротте и других папских легатов прятать и укрывать евреев. Эти протесты вместе с протестами короля Швеции, Международного Красного Креста, Соединённых Штатов и Великобритании привели к прекращению депортаций 8 июля 1944 года. Также в 1944 году Пий XII обратился к 13 латиноамериканским правительствам с просьбой признать «чрезвычайные паспорта», хотя для этого и потребовалось вмешательство Государственного департамента США, чтобы страны соблюдали данные документы.

В докладе Эрнста Кальтенбруннера от 29 ноября 1944 года, подготовленном для Гитлера после попытки убийства фюрера и раскрытия заговора 20 июля 1944 года, говорилось, что Эудженио Пачелли (Папа Пий XII) был среди заговорщиков.

* * *

В 2005 году «Corriere della Sera» опубликовала документ от 20 ноября 1946 года по вопросу о еврейских детях, крещённых в военное время во Франции. Документ постановил, что крещёные дети-евреи, если они стали сиротами, должны оставаться под опекой католических организаций и отдельных католиков, и заявил, что решение «было одобрено Святым Отцом». Апостольский нунций во Франции Анджело Ронкалли (будущий папа Иоанн XXIII, который был признан Яд ва-Шемом как Праведник народов мира) проигнорировал эту директиву. Авраам Фоксман, директор Антидиффамационной лиги, который сам был крещён в детстве после содержания под стражей, призвал к немедленному замораживанию процесса беатификации Пия XII до тех пор, пока соответствующие записи Ватиканского секретного архива о крещении не будут открыты.

Два итальянских учёных, Маттео Луиджи Наполитано и Андреа Торниэлли, подтвердили, что меморандум был подлинным, хотя статья «Corriere della Sera» вводит читателей в заблуждение, поскольку документ был обнаружен в архивах французской Католической Церкви, а не в Ватикане, и касался детей без живых кровных родственников, которые должны были быть переданы еврейским организациям.

* * *

14 июля 1944 года Верховный раввин Рима Исраэль Антон Золли в интервью нью-йоркскому изданию «The American Hebrew» сказал:

«Ватикан всегда помогал евреям, и евреи очень благодарны Ватикану за его благотворительные труды, предпринимавшиеся без всякого различения рас».

Также в своих мемуарах Золли детальнее описывал роль папы:

«… Народ Рима испытывал к нацистам омерзение, а к евреям — большую жалость. Он охотно помогал эвакуации еврейского населения в отдаленные деревни, где их прятали и защищали христианские семьи. Принимали евреев и христианские семьи в самом сердце Рима. В казначействе имелись деньги на поддержку нищих из числа укрытых таким образом беженцев. Святой Отец лично послал епископам письмо, в котором распорядился отменить дисциплину затвора в мужских и женских монастырях, чтобы те могли стать убежищами для евреев. Я знаю один монастырь, где сестры перебрались спать в подвал, свои постели предоставив беженцам-евреям. Перед лицом такого милосердия особенно трагической становится судьба многих гонимых».

После окончания Второй Мировой войны еврейские союзы выразили папе глубокую благодарность. Президент Всемирного Еврейского Конгресса Наум Гольдман писал:

«С особой признательностью мы вспоминаем все то, что было сделано им для преследуемых евреев в один из самых трудных периодов их истории».

В знак благодарности в 1945 году Конгресс выделил 20 тыс. долларов на благотворительные цели Ватикана.

Вот мнение политического лидера Израиля в послевоенное время, а позднее премьер-министра страны Голды Меир:

«За десять лет нацистского террора, когда наш народ терпел ужасы мученичества, папа выражал осуждение угнетателям и выражал солидарность с их жертвами. Наша эпоха обогатилась этим голосом, утверждающим великие моральные истины».

Предположение о том, что Пий XII симпатизировал фашистам и нацистам, возникло главным образом после 1963 года, когда немецкий драматург Рольф Хокхут опубликовал пьесу «Представитель», где изображается папа, трусливо молчащий перед лицом массового уничтожения евреев. Изданная в виде книги, драма была сопровождена комментарием, представленным как исторический труд.

19 октября 2008 года Ватикан официально подтвердил намерение канонизировать папу Римского Пия XII, несмотря на противодействие этому со стороны Израиля.

Пий XII обвиняется некоторыми израильскими организациями в том, что не высказывался против геноцида евреев во время Второй мировой войны.

В национальном мемориале Холокоста «Яд ва-Шем» выставлена фотография Пия XII, подпись к которой гласит:

«Папа, избранный в 1939 году, отложил в сторону послание против антисемитизма и расизма, подготовленное его предшественником. Даже когда доклады об уничтожении евреев дошли до Ватикана, он не протестовал против этого письменно или устно. В 1942 году он не присоединился к осуждению союзников в связи с убийством евреев. Пий XII не вмешался, когда евреи были депортированы из Рима в Освенцим».

Ранее отец Петер Гумпель, возглавляющий комиссию по канонизации Пия XII, заявлял, что текст подписи к фотографии фальсифицирует историю. По его мнению, пока эта фотография не будет убрана из музея, папа римский Бенедикт XVI не сможет совершить визит на Святую землю.

Однако официальный Ватикан заявил, что подпись к фотографии не может влиять на решение Бенедикта XVI посетить Иерусалим. Представитель министра иностранных дел Израиля также подтвердил, что приглашение папы Римского на Святую землю остаётся в силе. Ватикан настаивает на том, что Папа Пий XII прилагал все усилия, чтобы спасти как можно больше евреев во время войны, однако использовал для этого средства дипломатии, так как более открытое вмешательство лидера католиков могло только ухудшить ситуацию. Также Ватикан напомнил, что Пий XII отдал распоряжение католическим церквям укрывать евреев, а представители Ватикана в других странах помогли многим евреям избежать концлагерей, выдавая им фальшивые паспорта. На мессе, посвященной 50-летию со дня смерти понтифика, Бенедикт XVI подчеркнул, что папа Пий XII «тайно и тихо» делал все возможное во время войны, чтобы избежать худшего и спасти жизнь как можно большего числа евреев.

В мае 2009 года Папа Бенедикт XVI посетил мемориальный комплекс «Яд ва-Шем», чтобы отдать дань памяти жертвам Холокоста. В своём выступлении он, в частности, сказал:

«Католическая Церковь, следуя учению Иисуса, подражая ему в любви к каждому человеку, испытывает глубокое сострадание к жертвам, чью память чтят здесь. И точно так же она встает сегодня на сторону тех, кто подвергается преследованиям по причине расы, цвета кожи, условий жизни или религии; их страдания — это её страдания, равно как и их надежда на справедливость. Как епископ Рима и Преемник Апостола Петра, я подтверждаю — как и мои предшественники — обязательство Церкви молиться и работать без устали, чтобы ненависть никогда больше не владела сердцами людей. Бог Авраама, Исаака и Иакова — Бог мира (ср. Пс.9:9)».

https://www.isrageo.com/2018/03/18/evrenatrone/

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий