Проверка. А на что?!

0

Израиль потряс новый скандал: раввинатские суды требуют от выходцев из бывшего СССР пройти генетические проверки для подтверждения еврейства. Многие русскоязычные политики поспешили выступить с возмущенными заявлениями по поводу этой практики

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Информация вызвала огромный негативный резонанс среди выходцев из бывшего СССР. Однако когда мы позвонили в Управление раввинатских судов, нам ответили, что понятия не имеют, о чем идет речь, а если такое требование действительно было выдвинуто кем-то из даянов (судей раввинатского суда), то оно совершенно неприемлемо.

"Более того, — сказал в беседе с нами сотрудник раввинатского суда, — когда в 2017 году ученые сообщили, что разработали проверку ДНК, способную с высокой точностью установить принадлежность к еврейству по матери, авторитетные раввины заявили, что ее результаты не будут приниматься раввинатскими судами как доказательство. По той простой причине, что на протяжении еврейской истории к нашему народу присоединилось немало геров, и все поколения их потомков, безусловно, являются евреями. К примеру, величайшие мудрецы Израиля рабби Акива и рабби Меир точно не прошли бы такую проверку: первый был прозелитом во втором, а последний — в первом поколении".

Проведя небольшой поиск в интернете, автор этих строк обнаружил несколько слушавшихся в раввинатских судах дел, в ходе которых сами участники соглашались и даже настаивали на проведении анализа ДНК, но во всех опубликованных случаях следовал категорический отказ.

Большинство этих дел, правда, касалось установления не еврейства, а "мамзерута", то есть вопроса о том, является ли мужчина или женщина рожденными в законном еврейском браке, или появились на свет в результате супружеской измены. Об одном из таких дел мы рассказывали на страницах "НН": глава раввинатского суда наотрез отказался от анализа ДНК и признал сына репатриантов из Франции законнорожденным, несмотря на то, что его мать до его рождения находилась в интимной близости с мужем и любовником одновременно.

Судья сделал такой вывод на основании признания самой женщины в том, что в обозреваемый период она вступала в интимную связь с мужем чаще, чем с любовником.

Налицо было явное противоречие, и для начала мы решили выяснить, откуда именно исходит информация о "генетических проверках на подтверждение еврейства".

Поиск в интернете показал, что единственным источником этой информации является амута "Итим", призванная помогать тем, у кого возникли определенные бюрократические препоны в отношениях с раввинатом или раввинатскими судами. Никакого другого источника не было, хотя в Израиле есть немало организаций, борющихся с религиозным диктатом и засильем.

Никто не спорит: амута "Итим" делает важное и полезное дело и за время своего существования помогла уладить конфликт с государственными религиозными структурами многим людям. Но не стоит забывать и о том, что "Итим" в силу своей деятельности находится в конфронтации с раввинатом, не раз выступала против него в судебных инстанциях, а опыт показывает, что в этом случае стороны далеко не всегда объективны по отношению друг к другу.

Первый собеседник автора этих строк из амуты "Итим" представился как Йони и сообщил, что занимается всем кругом проблем, связанных с выходцами из СССР-СНГ. Йони  охотно подтвердил, что в "Итим" в последнее время поступило немало обращений от русскоязычных репатриантов, жаловавшихся на требование сделать анализ ДНК для установления еврейства, и это, безусловно, возмутительно. Например, от людей требовали пройти такую проверку, чтобы доказать, что они действительно являются биологическими детьми своих родителей, как это указано в документах.

— Стоп, Йони! — сказал я. — Так речь идет о генетических проверках на еврейство или на установление родства?

— Но ведь это одно и то же! — последовал ответ.

Я вынужден был заметить, что это — отнюдь не одно и то же. Согласно еврейской традиции, усыновленный ребенок, чьи биологические родители — не евреи,  не является евреем, если он не прошел гиюр, и, соответственно, не может вступить в еврейский брак. В данном случае раввинат действительно может потребовать провести анализ ДНК, причем от любого гражданина страны, а не только от выходцев из бывшего СССР.

Но от этого требования до анализа ДНК на подтверждение еврейства — дистанция огромного размера. Среди моих знакомых немало женщин-геров, и понятно, что если любая из них пройдет" анализ на еврейство", он будет отрицательным. Но анализ на родство однозначно покажет, что она является матерью своих детей.

Услышав такой довод, Йони ответил, что в распоряжении амуты есть документы раввинатского суда, в которых содержатся как требования установления родства, так и требования установить с помощью ДНК принадлежность к еврейскому народу. И это возмутительно! Но прислать документы он мне не может, поскольку они содержат приватную информацию.

"Впрочем, — добавил Йони, — вам лучше поговорить с Эйнат Левин, которая занимается у нас связями с прессой. Она решит, можно ли вам выслать эти документы".

Г-же Эйнат Левин я задал конкретный вопрос о том, как именно сформулировано требование раввинатских судов об анализе ДНК: идет ли речь об установлении родства, или именно о проверке на еврейство.

— В подавляющем большинстве случаев речь идет об установлении родства, но ведь это осуществляется именно в рамках удостоверения еврейства, — ответила Эйнат.

На вопрос о том, может ли она мне выслать документы, где было бы четко указано, что раввинатский суд требует с помощью ДНК подтвердить принадлежность к еврейскому народу по крови, последовал ответ, что об этом она должна посоветоваться с адвокатом.

Затем мне позвонил другой сотрудник амуты "Итим", Эйтан. Он, заверил, что у них, безусловно, есть документы с таким требованием, и он лишь обрадуется, если раввинат признает его ошибочным. Но и требование установления родства с помощью ДНК, по мнению Эйтана, является возмутительным, так как зачастую подозрения об усыновлении совершенно безосновательны и наносят глубокую душевную рану человеку, от которого требуется анализ.

С этим трудно не согласиться. В свое время мне пришлось рассказывать историю нового репатрианта из Азербайджана, для которого открытие, что он не родной сын (у его родителей не было детей, и они прибегли к услугам суррогатной матери), стало глубочайшим потрясением.

Открытие это, кстати, было сделано сотрудниками "Лишкат а-кешер" по просьбе МВД через десять лет после его приезда в Израиль.

Такие драмы случаются, и вопрос, кто тут прав с точки зрения морали, безусловно, существует. Но когда раввинат требует подтверждения родства (вопреки, как утверждает Эйтан, галахическому постановлению рава Овадьи Йосефа о репатриантах из СССР-СНГ), это, все же, совершено иное. А потому ни у политиков, ни у кого-либо другого не было права "немного передернуть факты", усиливая конфронтацию между русскоязычной общиной и представителями религиозных кругов, которая и без того существует. И уж тем более использовать это в качестве предвыборного козыря.

Так что давайте на будущее не будем спешить с обвинениями, а попытаемся для начала разобраться в ситуации. Пока обе стороны конфликта настаивают на своей правоте. Но, как говорил один  из героев фильма "31 июля", "чувствовать себя здоровым и быть здоровым — это совсем не одно и то же".

* * *

В ходе подготовки этого материала выяснилось, что сторонники установления еврейства с помощью анализа ДНК среди судей раввинастких судов действительно есть, но не в Израиле. Один из них — судья Главного раввинатского суда России Исроэл Баренбаум, автор книги "Проверки еврейства в свете генетических исследований" (в соавторстве с Зеэвом Литкой). Но и он видит в таком анализе лишь вспомогательное, а не достаточное подтверждение еврейства.

Между тем, скандал вокруг "генетических проверок на установление еврейства" продолжается.

Лидер  НДИ Авигдор Либерман направил главному ашкеназскому раввину Израиля Давиду Лау обращение с требованием немедленно пресечь практику генетических проверок выходцев из бывшего СССР.

 

"В телефонном разговоре, состоявшемся на днях, вы сообщили мне, что раввинатские суды не требуют от выходцев из бывшего СССР сдачи анализа ДНК на предмет установлении еврейства. Однако после этой беседы мы провели собственную проверку, результаты которой полностью опровергают ваше утверждение. Нами выявлено множество случаев, когда раввинатские суды направляли людей на такие анализы. Это делалось в двух ситуациях: для установления/подтверждения еврейства или для определения того, являются ли проверяемые или их матери усыновленными детьми.

Мы также выяснили, что граждане, которым было предписано пройти подобные проверки, неизменно подчинялись из опасения, что отказ вызовет у судей сомнения в их притязаниях и, как следствие, неизбежно приведет к отказу в заключении брака в Израиле. Под тем же предлогом подавляющее большинство тех, кто пожаловался на подобные действия раввинатских судов, не разрешили предавать гласности свои имена ", — говорится в письме Авигдора Либермана.

По словам главы НДИ, налицо вопиющая и абсолютно недопустимая дискриминация русскоязычных израильтян, которую нельзя игнорировать.

В ответ министр внутренних дел Арье Дери (ШАС) заявил, что проверки, о которых говорил Либерман, ни МВД, ни равинатскими судами не требуется.

Когда мы обратились в НДИ с вопросом, есть ли у них какие-либо документы, подтверждающие справедливость обвинений в адрес суда и раввината, нам прислали сразу два документа.

Первый представляет собой письмо судьям местного раввинатского суда, в котором говорится, что принято решение провести в рамках установления еврейства анализ митохондрии женщины для "проверки принадлежности к ашкеназскому еврейству". Таким образом, в споре о том, выдвигаются ли упомянутые требования, вроде бы поставлена финальная точка: по меньшей мере, один раввинатский суд решил прибегнуть к такой мере.

Второй документ представляет собой письмо главного раввина Давида Лау авторам уже упоминавшейся книги "Проверки еврейства в свете генетических исследований"- раввинам Баренбауму и Литке. Из него следует, что к анализу ДНК можно прибегать лишь в очень ограниченном числе случаев — если потеряны все документы, или у человека возникли основания считать, что у него есть еврейские корни, но он не знает этого наверняка. В таком случае анализ на "еврейскую митохондрию" может стать той зацепкой, которая поможет признать человека евреем.

Похоже, мы столкнулись с очередным случаем взаимонепонимания между раввинатом и амутой "Итим", а затем и политическими структурами.

[nn]

https://www.isrageo.com/2019/03/10/tosamoe/

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий