Над небом голубым есть город Натали

0

Израильская художница, создавшая свой особенный мир, на который мы смотрим со смешанным чувством восторга и печали, ушла совсем молодой: Натали Вейцман было лишь 37 лет…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Наши постоянные читатели хорошо знакомы с творчеством Натали. И вот стараниями ее близких увидел свет альбом с репродукциями картин художницы "Город над небом". Тексты к этой книге, в которой они продублированы на русском и английском языках, написали известные художники и искусствоведы.

Она создала свой собственный мир, своеобразный город, вместивший в себя улицы Иерусалима, Цфата и других городов, сказочных и фэнтезийных героев, реальные и фантастические цветы, полные неземного очарования натюрморты — казалось бы, при этом вполне земные.

Как она мало прожила…

Как она много сотворила…

И сколько еще шедевров могла бы написать, если бы не коварная болезнь.

Спасибо ее близким, выпустившим этот альбом, проводящим выставки и не позволяющим угаснуть памяти о замечательной художнице.

Вот что пишет художник из Санкт-Петербурга Вадим Кейль:

Есть люди, с которыми в жизни проводил не так и много времени, но которые оставляют зарубки в сердце навсегда. Возможно это происходит из-за того, что их мелодия созвучна твоей и, глядя на их картины, стихи, на всё, что они делают, видишь себя, свои неосуществлённые мечты, не реализованные планы. Ты всматриваешься в их творения, которые уже принадлежат вечности и думаешь: "А я так смог бы?" Чаще мы отвечаем отрицательно, хотя и стараемся не показать виду окружающим. Мне уже не стыдно признаться: Наташа обошла меня по глубине своего дара, по мастерству и таланту.

Её фантазия, бившая через край, переносит в неведомые страны и требует, именно требует стать соучастником этого прыжка в красоту. Нет ни одной вещи, к которой прикоснулись её руки, которая бы оставила равнодушным. Она вкладывала частицу себя в каждое творение. Стоит задержаться взглядом на любом её полотне, и проникаешься не только полётом её мысли, но и переносишься своим существом в созданную ею сладкую сказку…

И ещё я заметил, для неё попросту не существует второстепенных деталей. Чуткое отношение ко всему, что она делала, заставляет восторженно замирать перед полотнами мастера. Судьба отпустила ей всего тридцать семь. Возраст гения.

Не отпускает ощущение, что прикоснулся к миражу, радостному видению, и, стоит отвернуться, как сказка закончится. У неё не "работы" из холста и красок, а тончайшая паутина души, одухотворённая талантом и каким-то волшебством ожившая в образах. А стихи, — они не написаны, это — кровь, сочащаяся из самого сердца.

Как могло всё это воплотиться и слиться воедино в миниатюрной скромной девочке?

Сплав таланта, тончайшего чувства жизни с возможностью блестящего воплощения — удивительный дар. Такие люди встречаются крайне редко. Я думаю над этой загадкой и не понять мне её, даже не охватить… Я благодарен судьбе, что она свела меня с Наташей. Я многое понял из того, что не мог сам выразить. В руках осталось только перо от Жар-птицы, а сама она улетела высоко в небо…

Художник из Нью–Йорка Михаил Глейзер:

Альбом о творчестве художника Натали Вейцман — событие чрезвычайно важное и очень ответственное. Здесь представляется наиболее значительное из всего созданного ею, в основном это произведения последних полутора десятилетий. Среди них работы, которые уже экспонировались на выставках, а также произведения, ещё не известные зрителю.

Рядом с картинами, портретами, пейзажами соседствуют этюды, эскизы и множество проектов. По этим работам зритель может увидеть шаги творческого пути Натали Вейцман и оценить каждое произведение, в котором осталась часть жизни художника, запечатлелись ее тревоги, ее открытия.

Разрозненные до сего времени звенья творчества в этом альбоме сплелись в единый мир образов – новое художественное целое, во многом неожиданное, поражающее глубиной и масштабностью замысла, в котором разными гранями претворена в искусстве простая и сложная обыкновенная жизнь художника. Жизнь, сотворенная из мирных будней и тревог военного времени, из дней солнечных и пасмурных, из честного труда и любви, из жизни современников. И при всей своей обычности, в этой жизни все значительно, крупно и весомо, каждый характер – особый, каждое движение имеет смысл. Предметы и их окружение всегда активно соучаствуют в происходящем, цветовая и пространственная среда здесь в полной гармонии.

Ничего не упрощая Натали Вейцман говорит о добре и необходимости бережного отношения к человеческой личности, о значимости нравственных ценностей. Альбом открывается серией натюрмортов и пейзажей Иерусалима. Произведения эти воспринимаются как панорама, вмещающая множество жизней предметов, биографий, судеб, с их красотой и лиризмом, эти произведения пронизаны теплотой, они как молитвы образуют то, что складывается в своеобразный живописный мир художника Натали Вейцман.

Живописными средствами, а не только рисунком, художник решает изобразительные задачи, как выявление объёмов и организация пространства, акцентрируя роль цвета и тона или даже просто передавая окраску предметов, подчас фокусируя экспрессивные цветовые характеристики. Это особенно ощущается в пейзажах Иерусалима.

Улочки старого города наполнены солнцем и благословением, они растворяются в пространстве городского пейзажа, трансформируются в линию изгиба архитектурных элементов. Такое решение работает на образ этого удивительного состояния, куда нас зовет кисть художника. Это звучит божественно – "Город над небом".

Самую большую роль в творчестве Натали Вейцман на протяжении многих лет играли выразительные, эмоционально-психологические качества цвета, порой цвета открытого и насыщенного.

Здесь следует вспомнить серию декоративных композиций еврейских мотивов в стиле городецкой росписи – сложную и резкую красно-оранжевую гамму. Широкий диапазон звучания активного цвета преобладает в ее творчестве на протяжении большого периода времени. Интересуют художника также и декоративные качества цвета, его национальные особенности. Натали в своем искусстве внимательно изучает развитие традиционного колорита и цвета в быту.

Это и цикл натюрмортов с предметами иудаики, выполненный Натали Вейцман с большой любовью и пониманием задачи. Композиции натюрмортов часто выполнены с большим прилежанием и тщательностью, и это не противоречит той абсолютной свободе, где художник позволяет себе разговаривать со зрителем цветом, делая акценты на цветовые касания предметов друг с другом по всей плоскости холста.

Чем глубже проникаешь в живописную структуру полотен Натали, тем больше понимаешь особенность их колористически — пространственного построения. Все компоненты картины взаимосвязаны. Изображение начинается, как правило, с нижней части холста и вырастает снизу вверх, одновременно располагаясь на небольшой глубине. Часто действие развивается по горизонтали, как бы упрощённой сценической коробке, однако главное состоит в том, что, сосредоточив центральную по значению часть изображённого в неглубоком пространстве, художник исходит из образного содержания, и здесь повышается удельный вес каждой детали и целого, что придаёт картине масштабность и значительность. Сюжеты будто «списаны» с натуры, они развёртываются в точном соответствии с выверенным обобщающим композиционным замыслом, включающим и особое построение пространства и для каждого произведения свой индивидуальный колористический строй, свой принцип развития действия.

Вместе с тем строгая последовательность в реализации замысла и ясное видение цели не исключают элемента творческой импровизации.

Картины Натали Вейцман пишутся стремительно, энергично, что называется на одном дыхании. Такой способ работы отражается, в первую очередь, на живописном слое картины: он представляет собой сплав, вобравший в себя стремительные мазки кисти и энергию художника.

Без такого взлёта темперамента, пожалуй, не возникла бы та атмосфера образной значимости и внутренней красоты, тот особый напряжённый эмоциональный строй, который выделяют произведения Натали, привлекая к ним всеобщее внимание.

Когда уходят молодые…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий