Леонид МЛЕЧИН | Печерского не пустили на фильм о Печерском

1

Кончина Рутгера Хауэра, сыгравшего лейтенанта Печерского в фильме «Побег из Собибора» — повод не только почтить память артиста, но и вспомнить о подвиге обреченных на гибель военнопленных-евреев, а также о подлости советской власти

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Умер прекрасный американский киноактер нидерландского происхождения Рутгер Хауэр. Мне грустно вдвойне. В 1987 году он сыграл главную роль в фильме «Побег из Собибора». Рутгер Хауэр — высокий белокурый красавец — сыграл роль лейтенанта Красной армии Александра Печерского. Таким американцы представляли себе советского лейтенанта. А кто еще мог совершить настоящий подвиг!

14 октября 1943 года в нацистском лагере уничтожения Собибор вспыхнуло восстание. Его подняли сами заключенные – без помощи партизан, подполья, антифашистского сопротивления. Оружия у них не было. Меньше чем за час они перебили эсэсовцев из лагерной охраны и вырвались на свободу.

Это единственный случай за всю историю третьего рейха, когда антифашистское лагерное восстание увенчалось успехом, и сотни заключенных могли бежать. Поэтому нацистские власти даже не стали восстанавливать Собибор — им была невыносима мысль, что узники взяли верх. Они сами закрыли лагерь.

Восстание возглавил попавший в плен под Вязьмой офицер Красной армии Александр Аронович Печерский.

Собибор создали в марте 1942 года. Рядом железнодорожная станция. Удобно. Места безлюдные, лесистые и болотистые. Первый транспорт с обреченными на смерть прибыл 8 мая 1943 года. Лагерь обнесли проволокой и установили минное поле. Единственный концлагерь, окруженный минами. По углам лагеря поставили вышки с пулеметами.

Собибор — как и лагеря Бельжец, Хелмно и Треблинка – один из четырех центров уничтожения евреев. Обычно узников концлагеря рассматривали как бесплатную рабочую силу, лагеря обыкновенно и строились рядом с предприятиями или шахтами, люди умирали от непосильного труда, голода и болезней. Задача Собибора состояла только в одном — как можно скорее убить максимально большое число узников.

— Мы начали думать о восстании, — вспоминала узница Собибора Эстер Рааб. — Эта безумная мысль давала нам силы держаться. Если удастся – замечательно. Если нет – получим пулю в затылок. Это лучше, чем умереть в газовой камере. Я обещала себе, что не пойду в камеру. Побегу — и им придется истратить на меня пулю.

— Мы знали, что наше будущее – смерть, — рассказывал узник Собибора Томас Блатт. — Мы не мечтали о свободе, мы хотели только уничтожить этот лагерь и предпочитали умереть от пули, чем от газа. Мы не собирались облегчать немцам наше уничтожение.

Но как организовать восстание? Это в лагере никто не знал, пока не появился Александр Печерский. Один из заключенных вспоминал: «Лагерники сразу заметили Печерского. Высокий, стройный, красивый, с волевым лицом».

Александр Аронович Печерский родился 22 февраля 1909 года в Кременчуге. Вырос в Ростове-на-Дону. Окончил музыкальную школу. Работал на паровозоремонтном заводе. Мечтал играть в театре. В июне сорок первого его призвали в армию, дали два кубика в петлицы – техник-интендант второго ранга, то есть лейтенант. Штабистов, которых строевики не слишком уважали, включали тогда в интендантскую службу.

Печерский воевал в рядах 596-го артиллерийского полка 19-й армии, которой командовал генерал-лейтенант Михаил Федорович Лукин, известный военачальник с трагической судьбой. Армия попала в окружение западнее Вязьмы.

Лейтенант Печерский вместе с другими бойцами выносил раненного комиссара полка. Но вырваться из кольца не удалось. После нескольких перестрелок остались без боеприпасов и угодили в засаду. Печерского отправили в Смоленский лагерь для военнопленных. Заболел тифом, но преодолел болезнь. В мае 1942 года вместе с четырьмя пленными пытался бежать. Поймали, отправили в штрафной лагерь в Борисове, оттуда в сентябре 1942 года перевели в трудовой лагерь СС в Минске.

«Я записался столяром, хотя столярным делом никогда не занимался, — вспоминал Печерский. — Однажды ночью привезли одиннадцать убитых эсэсовцев – результат успешной операции партизан. Надзиратель распорядился сколотить одиннадцать гробов. Мы работали с великим усердием и думали: почаще бы такая работенка».

В сентябре 1943 года его вместе с другими советскими военнопленными-евреями загнали в эшелон, идущий в Собибор.

Печерский предложил смелый план. Не тайно бежать, а напасть первыми! И убить эсэсовцев, которые управляли лагерем. Печерский объяснил товарищам:

— Уничтожить немцев надо в мастерских, куда зазвать по одиночке под разными предлогами. Затем — перерезать связь с помещением охраны. И тогда уже прорываться.

Добавил: мы не можем рассчитывать на чью-либо помощь. Только на свои силы.

Истощенные и безоружные узники убили эсэсовцев. Забрали у них оружие. Перерезали провода и отключили телефонную связь в лагере. Заодно обесточили колючую проволоку ограды. Убили начальника караула. И началось! Один из бывших военнопленных крикнул: «За Родину, вперед!» Одна группа бросилась к оружейному складу, остальные — к центральным воротам. Но часовой на вышке увидел, что узники бегут, и начал стрелять.

Тогда все бросились карабкаться по проволоке. Ограждение рухнуло. Первые, кто вырвался из Собибора, подрывались на минах. «Лишь немногие из охранников пытались подавить восстание, — вспоминали узники. — Остальные и выстрела не сделали. Они нас испугались. Мы были уже не те, какими они привыкли видеть нас в лагере».

Александр Печерский партизанил, был в отряде подрывником, вместе с боевой группой пустил под откос два немецких эшелона. После прихода Красной армии его направили в 15-й отдельный штурмовой стрелковый батальон – по существу в штрафбат.

Он был тяжело ранен в бою. 20 августа 1944 года получил справку:

«Дана технику-интенданту 2-го ранга Печерскому А.А. в том, что он на основании директивы Генерального штаба Красной Армии от 14.06.44 г. за № 12/309593 свою вину перед Родиной искупил кровью. Справка выдана для прохождения дальнейшей службы».

Искупил вину за плен. А в чем его вина перед Родиной?..

Он четыре месяца провалялся в госпиталях. После войны демобилизовался. Вернулся в Ростов, женился.

«Вопреки рекомендациям «органов» он затеял переписку с бывшими узниками Собибора, которых судьба разбросала по всему свету, — вспоминала вдова Печерского Ольга Ивановна. — На дворе холодная война, мы клеймим империалистов, а он пишет в США, Австралию, Израиль. Ему отвечают, в гости зовут. И после короткой славы – не только забвение, но и страх за свою жизнь».

Когда боролись с «безродными космополитами», он потерял работу. После смерти Сталина устроился мастером на машиностроительный завод.

Какая нелепость! Он был из тех, кому верят, за кем поднимаются в атаку и идут на смерть! И человек такого мужества, отваги, хладнокровия и очевидных организаторских способностей, прирожденный лидер, способный вести за собой других, оказался ненужным, невостребованным, забытым.

Один из узников, спасенных Печерским, писал ему:

«В темные годы страданий и печали народной вы стали вождем восстания, опорой несчастных. И победили! Мы обязаны вам не только спасением жизни, но и сохранением чести».

В 1987 году его пригласили в Соединенные Штаты на премьеру того самого художественного фильма «Побег из Собибора», где роль Печерского сыграл Рутгер Хауэр. Но его не пустили.

Александр Аронович Печерский, один из отважных сыновей России, фронтовик, сражавшийся на передовой, боевой командир Красной армии, навсегда вошедший в историю, ушел из жизни 18 января 1990 года. В его родном городе мало кто знал, что рядом с ними живет настоящий герой.

Официальный сайт Леонида Млечина — http://mlechinshistory.ru, Телеграм-канал — https://tele.gg/mlechinshistory, канал Youtube —https://www.youtube.com/channel/UCRCGJQTR8aE1WOZ2SsZBzVg

Слава ШИФРИН | Хорошо, что Печерский этого не увидит

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. ХАВА-НАГИЛА
    Посвящается Александру Ароновичу Печерскому и его соратникам.

    Вовсю пылало лето, и жизнь теряла силы
    В израненном, избитом войною сорок первом,
    И, как-то раз, в местечке, из чёрных недр могилы
    Взметнулись стаей звуки, Земли корёжа нервы.

    Лежали в яме люди, а, если точно, трупы
    Всех, кто вчера, при жизни, известен был, как клезмер,
    И контрабас со скрипкой, смычки с кларнетом, трубы,
    Что в радости и горе с хозяевами вместе.

    А музыка смеялась – бесстрашная актриса,
    Хоть и сама рождалась среди глубин могилы,
    А музыка срывала аплодисменты, бисы:
    Она ведь по-еврейски звалась «Хава-Нагила».

    А музыка летела над снежною Москвою –
    Дарила радость душам усталых ополченцев,
    В окопах Сталинграда, под Курскою дугою
    Вселяла смертный ужас в сознанье мрачных немцев.

    Там музыка звучала звучней, а где-то тоньше,
    Ей подпевали реки, и горы, и озёра,
    И в сорок третьем, в осень, она впорхнула в Польшу
    И тихо опустилась на крыши Собибора.

    А в Собиборе бесы трудились неустанно,
    Настойчиво и были, как сталь, неутомимы,
    Всегда давая норму, а часто и сверх плана,
    И павшие струились в пространство в виде дыма.

    И, вдруг, случилось чудо: подобно высшей силе,
    Живущей в Маккавеях и жителях Массады,
    С лица Земли застенки снесла «Хава-Нагила»
    А также разрядила умело автоматы.

    Подобного не знали от века и до века,
    Скелеты чтоб живые детей и взрослых гордо,
    С измученною плотью и сутью человека,
    В концлагере вставали сломить нацизму горло.

    …Над городом усталым холодный ветер свищет.
    Замрёшь и тут же слышишь как будто чьи-то стоны.
    Окраина Ростова. Печальное кладбище.
    Печерский Александр. Две даты. Сын Арона.

Добавить комментарий