Еврейский мститель: "Мало мы их били!"

0

Очищая память оклеветанных героев

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

В будущем году исполнится 80 лет расколу внутри организации ЭЦЕЛ и созданию организации ЛЕХИ ("Лохамей-херут Исраэль" — "Бойцы за свободу Израиля") во главе с Авраамом Яиром Штерном.

В амуте по сохранению наследия ЛЕХИ полным ходом идет подготовка к этой дате. Начался сбор средств на издание юбилейного альбома, в который войдут никогда не публиковавшиеся ранее фотографии и короткие рассказы членов ЛЕХИ, раскрывающие ранее не известные страницы истории этой организации, и ее роль в создании Государства Израиль.

Стоит напомнить, что на протяжении десятилетий официальные израильские историки представляли ЛЕХИ как еврейскую террористическую организацию; ее роль в создании государства представляли как крайне незначительную, а бывшие бойцы ЛЕХИ подвергались остракизму сначала в рядах ЦАХАЛа, а затем и при приеме на работу — путь в госучреждения им заказан. Не простили ЛЕХИ и попыток ее руководства установить контакты с нацистами, а также связи с СССР, от которого якобы ЛЕХИ получала какое-то время финансовую поддержку.

Сегодня руководитель амуты Яир Штерн (полный тезка отца) пытается опровергнуть многие мифы об этой организации и рассказать как о ее деятельности до провозглашения государства Израиль, так и о многих сражениях Войны за Независимость.

Понятно, что большинства героев ЛЕХИ уже давно нет живых, а те, кто живы, перешагнули за 90. Но в дни вступления в ряды организации они были совсем детьми — двенадцати-тринадцати, а иногда и одиннадцати лет.

Один из создателей юбилейного альбома ЛЕХИ — 91-летний Эзра Яхин — до недавнего времени владелец одной из самых знаменитых художественных галерей Иерусалима. Яхин вступил в ЛЕХИ подростком, и как многие его сверстники начал с расклеивания листовок на стенах домов. Когда он устроился на почту, в его задачу входило копирование всех телеграмм, которые поступали на имя английского командования и передача их руководству организации. Кроме того, поскольку никаких приборов связи у ЛЕХИ не было, Яхин работал "живым письмом" — должен был заучивать наизусть послание командира и передавать его по назначению.

В дни Войны за Независимость в составе подразделения ЛЕХИ он принимал участие в знаменитом бое за Кфар-Ясин и тех событиях, которые произошли в этой деревне дальше, а затем и в боях за Старый город Иерусалима, в одном из которых потерял правый глаз. В те дни он и получил свою боевую кличку Эль-некам — "Мститель".

— Вспоминая о своей деятельности в ЛЕХИ, я испытываю смешанные чувства, — признается Эзра Яхин. — С одной стороны, мы многое сумели сделать; часто проводили операции, которыми я горжусь и по сей день. Но было и немало такого, за что мне до сих пор стыдно и больно. Я вам так скажу: мало мы их били! Действуй мы более решительно в Иерусалиме, то, вполне возможно, Старый город и Храмовая гора остались бы за нами еще в 1948 году. А сколько терактов мы могли бы предотвратить, но не предотвратили только потому, что нам не хватало той же решительности!

Принял участие в создании альбома и Эли Зильбер-Наве — сын покойной Дворы Зильбер, которая вместе с другими девушками принимала участие в расклейке листовок и отвечала за боеготовность оружия к операциям. В дни Войны за Независимость Двора с товарищами участвовала в переброске партии оружия из Тель-Авива в Иерусалим в составе колонны броневиков, направлявшихся в осажденный город. В пути колонна попала в арабскую засаду. Завязался тяжелый бой, в ходе которого Двора под огнем втащила несколько тяжело раненных в свою машину, и каким-то чудом они все же добрались до Иерусалима. А со старой фотографии на вас смотрит задорно улыбающаяся девушка. Да какая там девушка — просто девчонка!

Двора Зильбер была не единственной девушкой в ЛЕХИ — оказывается, их там было немало.

"Поначалу на все просьбы принять нас в ряды организации следовал категорический отказ: дескать, девчонок не принимаем! Но мы так настаивали, что командиры в итоге сдались, — вспоминает 87-летняя Двора Данон. — Мы участвовали, прежде всего, в расклейке листовок. Работали по трое: двое расклеивали, а третья стояла "на стреме". Как только она замечала приближение полицейского, тут же свистела в свисток, и мы разбегались. А бегали мы тогда ох как быстро! И при этом никоим образом не считали себя детьми.

Немало фотографий для альбома предоставил и 90-летний коренной иерусалимец Иегуда Гафни, живущий в Рамат а-Шароне. Воспоминания о ЛЕХИ сопровождают его всю жизнь. Он тоже вступил в организацию подростком и стремительно рос от расклейщика прокламаций до непосредственного участника операций, а в бою за деревню Дир-Тариф получил тяжелое ранение осколками разорвавшейся рядом гранаты.

Гафни провалялся тогда в больнице 40 дней, но как только стал ходить, сбежал, чтобы снова встать рядом с товарищами. "Если бы я поступил иначе, просто перестал бы уважать себя", — поясняет он.

Хочется надеяться, что необходимые деньги на издание альбома будут собраны, и тот, кто его откроет, почувствует живое дыхание еврейской истории. Вот счастливые и молодые Яир и Рони Штерн в день свадьбы, а между тем до гибели Штерна остается уже совсем немного. Вот Иегуда Гафни с друзьями в ноябре 1948 года на отдыхе после боя; вот весело улыбаются со снимка Перец Мандлер и Хая Бен-Давид, и Хае лет 14, не больше…

История в итоге все расставила по своим местам, и сегодня уже никто не отрицает той огромной роли, которую сыграла ЛЕХИ в сохранении для евреев Иерусалима, штурме Яффо и многих арабских населенных пунктов. И чтобы там ни говорили, бойцы ЛЕХИ были прежде всего преданными сынами и дочерьми своего народа, и во имя создания еврейского государства не раз шли на смерть.

И низкий им за это поклон и вечная память.

[nn]

Михаил ЛОБОВИКОВ | «Фиговый листок» на совести Британии и США

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий