Сакуры надежды

0

История о спасенных евреях помогла российским детям, страдающим от онкологических заболеваний

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Инга ЗАЙОНЦ-КАЦЕЛЕНБОГЕН

 

VI Фестиваль культур стран Азиатско-Тихоокеанского региона во Владивостоке открылся большим русско-японским благотворительным концертом, который был направлен на сбор средств для лечения российских детей, страдающим от онкологических заболеваний.

В рамках открытия состоялась российская премьера оперы Юки Андо «Сэмпо Сугихара. Сакуры надежды», которая посвящена жизни и человеческому подвигу японского дипломата Тиунэ Сугихары, спасшего тысячи жизней еврейских беженцев во время Второй мировой войны.

Мировая премьера оперы состоялась в 2015 году в Национальном Драматическом театре Литвы. Впоследствии опера 16 раз была показана в различных городах Японии, а теперь оказалась представленной и жителям России.

Либретто было написано на японском языке, но, к сожалению, организаторы концерта не озаботились тем, чтобы сделать трансляцию перевода на русском языке на экране. Однако это не помешало слушателям насладиться музыкой и понять общий сюжет этой истории, безусловно, заслуживающей внимания со стороны публики.

В 1939 году Тиунэ Сугихара, уже имевший опыт дипломатической работы в Харбине, Маньчжурии и Хельсинки, был назначен вице-консулом в Каунасе, который в то время был столицей Литвы. До войны еврейское население Каунаса составляло около 30 тысяч евреев. А после нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 и начала Второй мировой войны волна еврейских беженцев буквально хлынула в Литву. Люди искали спасения и пытались бежать от преследования нацистов как можно дальше.

Когда летом 1940 года Литва была аннексирована Советским Союзом, у польских евреев оставалось уже слишком мало возможностей покинуть страну и перебраться за океан или хотя бы в Азию, где пока было относительно спокойно. К тому же советские власти потребовали, чтобы все иностранные дипломаты покинули Каунас, теперь уже территорию СССР, до конца августа. Но незадолго до отъезда Сугихары к нему пришла делегация евреев – беженцев из Польши во главе с Зерахом Верхафтигом.

Они хотели уехать из Литвы. И единственным местом, куда евреев еще впускали, были нидерландские колонии Кюрасао и Суринам. На эти территории был безвизовый въезд, однако путь пролегал через СССР и Японию. Нидерландский консул Ян Звартендийк без разрешения своего начальства выдавал «Визы Кюрасао», но для въезда в СССР нужны были и транзитные визы через Японию. С этой просьбой и пришли польские евреи к Сугихаре.

Дипломат запросил разрешение на выдачу документов в МИДе Японии, но посоветовался с женой Юкико и начал делать визы, не дожидаясь ответа. Когда через 9 дней ему пришел строгий запрет, Сугихара его проигнорировал и продолжал выдачу документов.

В течение 29 дней, с 31 июля по 28 августа 1940 года, Сугихара выдал около 3500 виз. Они были «семейные» – каждая предназначалась на целую семью. Таким образом, в общей сложности дипломат выдал визы примерно 6000 евреев. Среди получивших визы было много раввинов и студентов йешив, в том числе большая группа студентов клецкой йешивы «Эц хаим».

Все это время Сугихара продолжал получать письма из Токио, предупреждающие его о невозможности выдачи виз. Но он продолжал оформлять документы, работая вместе с женой по 12-16 часов каждый день – и когда штат консульства уже отбыл, и даже на железнодорожной станции, уезжая из Литвы в Берлин. Когда кончились бланки виз, в ход пошли листы белой бумаги. А после того, как поезд тронулся, Сугихара передал через окно консульскую печать провожавшим его евреям, чтобы они сами могли изготовить еще какое-то количество виз. Благодаря действиям японского консула с октября 1940-го по август 1941 года в Японию выехали 3489 евреев, из них 2178 – из Польши.

После Каунаса Сугихару перевели в Прагу, затем назначили консулом в Кенигсберге (сегодняшнем Калининграде), а затем перевели в Бухарест. В 1947 семья Сугихары вернулась в Японию, повторив путь еврейских беженцев из Европы в Азию по Транссибирской железной дороге через всю Россию и затем в Японию. Однако в родной стране Тиуне с распростертыми объятьями не встречали – он был уволен с дипломатической службы. Как ему дали понять, за то, что ослушался приказов начальства и выдавал евреям визы. Больше устроиться на государственную службу Сугихара так и не смог. Помимо сложного материального положения семью постигло еще одно горе – от лейкемии умер младший сын Харуки…

Но человеческий подвиг Сугихары не остался невознагражденным. С конца войны его пытались найти спасенные им еврейские беженцы, объединившиеся в организацию «Спасенные Сугихарой». Однако японское правительство не давало никаких сведений о судьбе бывшего дипломата. И лишь спустя 28 лет экономическому атташе посольства Израиля в Токио, бывшему еврейскому беженцу Иехошуа Нишри случайно удалось найти своего спасителя. В 1984 году после собранных свидетельств Тиунэ Сэмпо Сугихара был признан Праведником народов мира.

Когда у бывшего японского консула спросили о причинах его поступка, он ответил:

«Вы хотите услышать мою мотивацию, не так ли? Это как чувства, которые испытал бы каждый, встретив лицом к лицу беженца, умоляющего со слезами на глазах. И, кроме сочувствия, ничего не остается. Среди них были старики и женщины. Доведенные до отчаяния, они целовали мою обувь»

А также он сказал:

«Я был уверен, что поступаю правильно. В спасении многих жизней ничего неправильного нет. Дух человечности, благотворительности… соседской дружбы – именно в этих чувствах кроется причина, по которой я продолжал начатое с удвоенной отвагой».

https://www.isrageo.com/2014/03/17/sugihara/

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий