Операция "Лазерный луч"

0

Всего несколько недель назад бойцы отборной 98-й дивизии ЦАХАЛа и предположить не могли, что будут массово задействованы не в глубине территории противника в Ливане, Сирии или Газе, а в самом центре Израиля…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Факт, что на борьбу с эпидемией коронавируса в одном из ее эпицентров — населенном по большей части ультраортодоксами Бней-Браке — бросили бойцов, входящих в дивизию регулярных бригад "коммандос" (89-й) и десантной (35-й), наверное, ярче всего иллюстрирует, насколько активно армия включилась в ситуацию. Причем, если судить по событиям последних дней и динамике принимаемых решений, роль ЦАХАЛа в происходящем будет только возрастать.

98-я — единственная десантная дивизия в израильской армии, что делает ее отличной от всех остальных. Кроме вышеперечисленных, ее костяк составляют две отборные резервистские десантные бригады (551-я и 55-я), новое экспериментальное многомерное подразделение особого назначения батальонного уровня, а также артиллерийский полк "Праща Давида", который специализируется на применении высокоточных управляемых ракет. В любом масштабном конфликте 98-й отводится особенно важная оперативная роль (в том числе, действия в тылу врага), и именно поэтому для ее оснащения и подготовки прилагаются особые усилия, если сравнивать с ситуацией в большинстве других частей и соединений.

Шесть рот под командованием бригадного генерала ("тат алуф") Ярона Финкельмана и общим руководством главы командования тылом генерал-майора Тамира Ядаи вошли в Бней-Брак, чтобы оказать всю необходимую помощь жителям этого города с населением 210 тысяч человек. Операция, в рамках которой бойцы действуют без оружия, получила название "Лазерный луч". Задача включает доставку нуждающимся продовольствия и лекарств, а также эвакуацию больных и тех, кто отправится в карантин за пределы Бней-Брака.

Фото: пресс-служба ЦАХАЛ | idf.il

Несмотря на то, что мероприятие носит ярко выраженный гуманитарный характер, в вопросах планирования и распределения зон ответственности (почти 4500 жилых зданий) "Лазерный луч" носит все характерные признаки военной операции. Чрезвычайный "антикоронный" штаб, или координационный центр по проблемам Бней-Брака, возглавил генерал-майор запаса Рони Нума, ассистирует ему еще один отставник, совсем недавно завершивший службу в качестве пресс-секретаря ЦАХАЛа Ронен Манелис. Правда, разъяснительная и информационная кампания, которую он должен здесь вести, разительно отличается от того, к чему Манелис привык: основная часть населения города не смотрит телевизор и не имеет интернета. В общем, перед всеми участниками "Лазерного луча" стоит непростая задача. Одним из курьезных подтверждений данного факта стало то, что перед "вступлением в город" бойцам раздали короткий… иврит-идишский разговорник — одного иврита для общения с многими жителями Бней-Брака попросту недостаточно.

Учи идиш, аидишер коп*!

В эти кризисные дни озвучивается много идей, часто весьма спорных, касательно того, как и где можно использовать военных. Ввод в Бней-Брак именно десантников и "коммандос" многими в армии был воспринят неоднозначно. Мол, если произойдет массовое заражение солдат, может пострадать столь важная для безопасности государства высокая степень их готовности, поэтому сюда надо было бы направить иные части. На мой взгляд, при соблюдении необходимых мер риск развития подобного сценария невысок, а вот окажутся ли бойцы 98-й дивизии более эффективными в Бней-Браке, чем какое-то иное подразделение? Ответа на данный вопрос пока нет, хотя высокий уровень личного состава дивизии говорит в пользу ее использования в столь неординарной миссии.

Примером же однозначно неприемлемой стала идея передать под полную ответственность командования тылом дома престарелых. И здесь имел место тот редкий случай, когда высокопоставленный военный — глава штаба этой структуры Ицик Бар сделал официальное заявление о неготовности к данной миссии в связи с отсутствием у него и его подчиненных соответствующей компетенции. Что ж, было бы иллюзией считать, что, несмотря на значительные ресурсы и возможности, армия может взять на себя в чрезвычайных обстоятельствах чуть ли не любые функции.

Эпидемия COVID-19 влияет на военных в самых разных аспектах. Так начальник генштаба Авив Кохави, пересекшись на одном из совещаний с инфицированным офицером, вынужден был вместе с Тамиром Ядаи и главой Оперативного управления генштаба Аароном Халивой побыть несколько дней в карантине. Для Халивы это стало уже второй самоизоляцией: еще на заре кризисной ситуации он попал в карантин по возращении из частной поездки в Италию. Все трое уже вышли из изоляции, а их место в карантине в начале недели занял командующий Центральным округом Надав Падан, у которого был контакт с инфицированным гражданским лицом из поселения Ицхар. Как и Кохави, Ядаи и Халива, Падан поселился на время карантина в собственной канцелярии, откуда продолжает выполнять свои обязанности.

Лучше перебдеть

Если использование в Бней-Браке 98-й дивизии и солдат других частей в качестве ассистентов традиционных стражей порядка – полиции можно условно назвать силовым направлением, то есть и такие, которые однозначно относятся к разряду "мозговых". Так, значительное содействие минздраву оказывают сотни солдат и офицеров АМАНа, в частности, Департамента специальных операций, аналитического отдела и подразделения 8200, которое отвечает за электронную разведку и является израильским аналогом американского Агентства национальной безопасности (АНБ). В ряде аспектов технические возможности АМАНа не имеют аналогов на гражданке, а потенциал и уровень профессионализма служащих в военной разведке очень высок. Все это позволяет решать в ограниченные сроки более чем серьезные задачи. Какие? Как правило, связанные со сбором и анализом необходимой минздраву информации, а иногда и технические. По словам осведомленного источника, без участия военных разведчиков на получение многих ответов уходили бы долгие дни или даже недели, тогда как у АМАНа это зачастую занимает считанные часы.

Для борьбы с эпидемией в минобороны и ЦАХАЛе проверяют возможности применения самых разных ресурсов и методов, и порой выдвигаются очень оригинальные идеи. Так, по сообщению 13-го телеканала, позднее подтвержденному в оборонном ведомстве, возникла идея проверить, можно ли использовать для обнаружения коронавируса… служебных собак из кинологического подразделения "Окец", специализирующихся на поиске взрывчатых веществ, так как в случае с рядом других заболеваний использование собак приносило определенный эффект. Кинологи планируют давать животным нюхать слюну пациентов в расчете на то, что при наличии вируса они специфически отреагируют на запах. Правда, в ЦАХАЛе к этой идее относятся весьма скептически, но, как говорится, попытка — не пытка.

Использование способностей лучшего друга человека уходит корнями в тысячелетия, чего не скажешь об особом аппарате от крупнейшего израильского частного производителя вооружений, "Эльбит маарахот". Судя по публикациям последних дней, в самое ближайшее время в две больницы для пилотного использования поступит сенсорная система, позволяющая, среди прочего, дистанционно считывать такие показатели, как температура и пульс. Специальный радар и камеры позволяют осуществлять это с расстояния в несколько десятков сантиметров. Цель предельно ясна: предотвратить прямой контакт медперсонала с обследуемым пациентом во избежание заражения. И если данный прототип уже готов к проверке боем, то более мощный аппарат, способный считывать показатели с дистанции в два и более метров, находится пока на менее продвинутой стадии разработки.

Общая численность военных, задействованных в помощи населению и различных мерах по борьбе с эпидемией, достигла 15 тысяч человек, примерно шестую часть из них составляют резервисты. Стоит также отдельно отметить закупку министерством обороны в крупнейших торговых сетях страны товаров на общую сумму в 40 млн шекелей: в виде продовольственных наборов они распределяются к Песаху среди 350 тысяч пенсионеров.

Тем временем в самом ЦАХАЛе в последние дни периодически жалуются на дефицит продуктов, вернее, на недостаточно разнообразный рацион. Объяснение весьма банально: с началом эпидемии в армии резко сократились, а во многих частях и вовсе отменены отпуска. В этой ситуации количество "ртов" увеличилось примерно на треть, и понадобилось значительно больше продовольствия, чем обычно. Плюс необходимо учитывать требования кашрута к Песаху. Согласно источнику в ЦАХАЛе, дополнительные траты уже составили десятки миллионов шекелей, но, судя по жалобам на отсутствие привычного разнообразия в пище, проблемы еще полностью не решены. Самым же популярным продуктом, закупки которого выросли вдвое, стали субботние халы. На втором месте с 40-процентным ростом находятся шницели и куриная грудка.

[nn]

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий