Стрельба с Баширом

0

45 лет назад началась гражданская война в Ливане

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Адам ЗАР

45 лет назад, 13 апреля 1975 года в маронитской церкви св.Михаила бейрутского христианского квартала Айн-эль-Раммана проходило крещение младенца. Своего сына, получившего имя Башир, крестил Жозеф Абу Асси, активист партии «Катаиб» — «Ливанская фаланга» (правые христианские национальные силы). На обряде присутствовал и лидер «Катаиб» Пьер Жмайель. Жозеф Абу Асси служил у него телохранителем. Интересно, что Баширом звали и младшего сына Пьера Жмаейля, и именно этот человек прославится в дальнейшем. Однако в тот день или на беду, или далеко не случайно, около церкви появилась машина, в которой сидели…

Отмотаем немного назад. На территории нынешнего Ливана христиане проживали всегда (по крайней мере, задолго до мусульман и друзов). Они и сейчас составляют около 40 процентов населения – больше нигде в арабских странах нет такой многочисленной христианской общины. Формирование ливанской христианской общины во многом связано с последствиями прошедшей 160 лет назад в Сирии и Ливане так называемой «Дамасской резни» – хорошо подготовленного, молниеносного и оказавшегося полной неожиданностью для османских властей нападения друзов и части суннитов на алавитов, маронитов и иных христиан. В числе прочих тогда чуть не погиб и русский консул в Дамасске. Кстати, его и еще множество христиан как местных, так и европейских, спас герой алжирского сопротивления французам, недавно помилованный императором Наполеоном III, знаменитый воин и суфий Абд аль-Кадир. Спас своим авторитетом и проповедью. И тогда же в Ливане в первый раз высадился французский экспедиционный корпус.

Прошло 80 лет, был создан независимый Ливан, с его уникальной конституцией, которая закрепила религиозный и этнический принцип единства государства, знаменитую триаду: президент всегда маронит, премьер всегда суннит, спикер парламента всегда шиит. Нельзя сказать, что до 1970 года всё было гладко. Тот же Пьер Жмаейль, один из лидеров христиан, натерпелся в свое время и от проасадовской Сирийской социал-националистической партии (ССНП), мечтавшей о создании Великой Сирии (вся территория Сирии, Ирака, Ливана, Иордании, Израиля плюс еще и Кипр, и Синай) и от друзской Прогрессивной социалистической партии. Его младший сын Башир Жмайель, будучи еще подающим надежды молодым политиком, говорил в 1968 году так: «Ливанские христиане – часть свободного мира. Мы держим последнюю линию обороны против возврата в тёмные века, против террора и слепого фундаментализма, против тех, кто стремится уничтожить все ценности цивилизации и культуры». Заметьте, не «арабы», а «христиане».

В 1970 году Башира на улице жестоко избили и вывезли в свой лагерь представители новых сил, которые недавно появились в Ливане, и еще не до конца разобрались, кто есть кто. Через восемь часов Башира отпустили. Это были боевики ООП Ясира Арафата. Они перебазировались в Ливан после Черного сентября, неудачной попытки захватить власть в Иордании, подняв мятеж против короля Хусейна. Потерпев поражение, ООП, при поддержке асадовской Сирии, перебралась в Ливан, создала там систему лагерей и продолжила войну с Израилем, террористические атаки по всему миру на евреев и союзников Израиля (Мюнхенская Олимпиада, взрыв в Гамбурге, угоны самолетов). Фактически они превратились в террористическое государство внутри обычного, даже вполне себе, по ближневосточным нормам, демократического государства, пусть и очень слабого. Например, в те годы понятие «ливанская армия» как таковое отсутствовало. То же относится к полиции, таможенной службе и т.д. К 1975 году напряжение между ООП и ливанскими правым силами (прежде всего маронитами) достигло критического уровня. Левые силы Ливана – те же ПСНЛ, коммунисты, часть суннитов и просирийские партии – решили, что с помощью Арафата они смогут захватить всю власть в стране. Излишне напоминать, что у каждой партии тогда уже были свои вооруженные формирования. Для взрыва достаточно было одной искры.

Вернемся к началу. Пока в церкви св.Михаила крестили младенца, появилась машина, битком набитая боевиками из ООП, которые начали задирать и оскорблять охрану Пьера Жмаеля. Началась стрельба в воздух. Охрана в ответ открыла огонь. Один из боевиков ООП был ранен, машина уехала… И через полчаса, когда участники церемонии выходили из церкви, по ним открыли плотный автоматный огонь новые боевики ООП. Одновременно они зачем-то со стороны своего лагеря Тель-Заатар начали стрелять в сторону позиций фалангистов. При обстреле церкви погиб сам счастливый отец Абу Асси и еще трое его друзей, прикрывших телами Пьера Жмайеля. Естественно, по христианским кварталам побежал слух, что их лидера подло убили. Отряды маронитов-фалангистов заняли все ключевые позиции, изготовившись к бою. Тут неожиданно со стороны Тель-Заатара подъехал автобус с символикой ООП, который, как выяснилось потом, вез безоружных людей с очередного проарафатовского митинга. Фалангисты не стали разбираться, нервы были ни к черту, и они просто изрешетили автобус пулями. Погибло 27 человек. Этот день вошел в историю как «Автобусная резня». Уже вечером в особняке лидера «левомусульманских» сил, Камиля Джумблата, собрались его сторонники, которые заявили о необходимости ответных мер. Началась печально знаменитая Ливанская Гражданская война, разбившаяся на множество эпизодов, которая длилась фактически до 2005 года, до Революции кедров и окончанию сирийского военного присутствия в Ливане. Судьба множества участников тех событий известна и печальна. А сам Ливан вообще и Бейрут в частности подвергся тяжелейшим разрушениям и навсегда утратил славу «жемчужины Ближнего Востока».

Oriental Express

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий