Гениальный изувер, спасший человечество

0

Знаменитый исследователь и эксперименты на людях

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

"Роберт Кох, скончавшийся 110 лет назад, считается образцовым пионером инфекционной медицины. Однако в африканских колониях он действовал бессовестно. Названный в честь него институт следует переименовать", — пишет на страницах немецкого издания Der Spiegel Юрген Циммерер, профессор мировой истории в Гамбургском университете (вкратце эту публикацию приводит на русском языке inopressa.ru).

"С 1884 года Германская империя также стала обладательницей колоний, крупнейшие из которых находились в Африке, — повествует автор статьи. — Предпосылкой для этого стали прежде всего медицинские успехи в борьбе с малярией. Долгое время риски для здоровья делали практически невозможным продолжительное пребывание европейцев на африканском континенте, они едва ли могли проникнуть в его внутренние регионы. Однако в последней трети XIX века началась настоящая "гонка за Африку". (…) Медицина была одной из главных наук колонизации. А Роберт Кох, вероятно, наиболее известным ее представителем в Германии".

"К тому времени Роберт Кох переживал зенит своей карьеры. В 1882 году он объявил об открытии возбудителя туберкулеза, что принесло ему мировую славу и Нобелевскую премию по медицине в 1905 году. (…) В 1891 году в Берлине был создан его собственный исследовательский центр, Прусский королевский институт инфекционных заболеваний, в котором обучались медики со всего мира. Роберт Кох возглавлял институт, но с 1896 года больше половины времени проводил в поездках. Прежде всего британское и немецкое колониальные управления искали его совета и финансировали его исследования", — говорится в статье.

"В Африке его привлекала свобода. (…) "У нас дома все уже так основательно проработано, а конкуренция настолько огромная, что там действительно не имеет смысла заниматься исследованиями. Здесь же золото науки все еще лежит на улице. Сколько нового я увидел и узнал, когда впервые приехал в Африку!", — писал Кох в 1903 году из Булавайо".

"Свобода от контроля, вероятно, стала и тем, что сделало его последнюю крупную поездку в Восточную Африку в 1906-1907 годах "самой темной главой его биографии", как завуалированно пишет Институт Роберта Коха на своем сайте".

"Там, по поручению германского колониального управления, он должен был изучать сонную болезнь, смертельное заболевание, жертвами которого становились десятки тысяч людей. В этом проекте речь тоже шла в первую очередь о сохранении африканской рабочей силы в качестве главного колониального ресурса, — отмечает автор статьи. — (…) Несмотря на соперничество колониальных держав в сфере медицины, на месте они часто сотрудничали. Колонизация была европейским проектом. Так, Кох и его команда нашли очаг заболевания, который был необходим им для исследований, на британской территории: на островах Сесе в озере Виктория".

"На этот раз Кох хотел не только найти возбудителя болезни. Он искал медикаментозное лечение смертельного заболевания. Для этого он испытывал содержащее мышьяк средство атоксил, которое, как было известно, являлось крайне токсичным в высокой дозировке. У озера Виктория Кох экспериментировал с гораздо более высокими дозами, чем в других исследованиях, например, в Берлине. Он, очевидно, закрывал глаза на тяжелые побочные эффекты. А они были не только крайне болезненными, но и приводили к слепоте пациентов, а иногда даже к смерти".

"Кох отмахивался, считая потерю зрения временной. Однако то, что атоксил мог приводить к слепоте, можно было прочесть в профессиональной литературе, Кох должен был об этом знать", — указывает Циммерер.

"Несмотря на побочные действия и то, что он не мог доказать продолжительного лечебного эффекта средства, Кох тем не менее планировал масштабную кампанию по применению атоксила в немецких колониях в Восточной Африке. Здесь речь шла уже не об излечении, а о сдерживании болезни: люди, принимавшие атоксил, не могли передавать ее другим".

"Похожей направленности было и предложение Коха по созданию концентрационных лагерей для изоляции заболевших. Чтобы заблаговременно взять вспышки заболевания под контроль, следовало изолировать в лагеря целые деревни, в том числе и против их воли. Кох считал, что, так как без лечения болезнь смертельна, через определенное время в живых останутся только здоровые и они смогут вернуться обратно. Так можно было бы остановить распространение болезни и сохранить африканскую рабочую силу для колониальных правителей".

"К сожалению, Институт Роберта Коха по сей день не поясняет на своем сайте, что именно он считает "самой темной главой" в жизни Коха. (…) Пришло время заняться колониальным наследием, которое кроется за личностью и именем Роберта Коха. (…) Уместно ли еще его имя в XXI веке? Может ли он действительно быть образцом, заслужил ли он быть тем, чье имя носит такой важный институт? Это не в последнюю очередь вопрос федерального правительства (…)", — заключает автор статьи.

* * *

Генрих Герман Роберт Кох — немецкий микробиолог. Открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. Кох создал и усовершенствовал лабораторные технологии и методы в области микробиологии, а также сделал ключевые открытия в области социальной гигиены и здравоохранения, информирует Википедия. Его исследования привели к созданию постулатов Коха, серии из четырёх обобщенных принципов, связывающих конкретные микроорганизмы с конкретными заболеваниями, которые сегодня остаются «золотым стандартом» в медицинской микробиологии. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. В честь Роберта Коха назван научный Институт в Германии.

Член Прусской академии наук (1904), иностранный член Лондонского королевского общества (1897), Парижской академии наук (1903), иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1884).

Роберт Кох родился 11 декабря 1843 года в Клаусталь-Целлерфельде, в семье Германа и Матильды Генриетты Кох. Был третьим из тринадцати детей. Отец — горный инженер Герман Кох, работал в управлении местных шахт. Мать, Юлиана Матильда Генриетта Кох, урождённая Бивенд — дочь высокопоставленного чиновника Генриха Андреаса Бивенда, главного инспектора Ганноверского королевства. Именно он увидел в любознательном внуке задатки исследователя. С детских лет, поощряемый дедом по матери и дядей — натуралистами-любителями, интересовался природой.

В 1848 году, не достигнув и 5 лет, пошёл в местную начальную школу. В это время уже умел читать и писать.

Хорошо окончив школу первой ступени, Роберт Кох в 1851 году поступает в гимназию Клаусталя, где уже через четыре года становится лучшим учеником в классе.

В 1862 году Кох оканчивает гимназию, преуспев в науке и математике. Затем поступает в знаменитый своими научными традициями Гёттингенский университет. Там он изучает физику, ботанику, а затем и медицину. Важнейшую роль в формировании интереса будущего великого учёного к научным исследованиям сыграли многие его университетские преподаватели, в том числе анатом Якоб Генле, физиолог Георг Мейсснер и клиницист Карл Гессе. Именно их участие в дискуссиях о микробах и природе различных заболеваний зажгли у молодого Коха интерес к этой проблеме.

В 1866 году Роберт заканчивает своё обучение в университете и получает медицинский диплом. С этого времени он начинает работать в различных больницах и в то же время безуспешно пытается организовать частную практику в пяти разных городах Германии. Позже он хочет стать военным врачом или совершить кругосветное путешествие в качестве корабельного доктора, пока в конце концов не обосновывается в городе Раквице, где начинает врачебную практику в должности ассистента в больнице для умалишённых.

В 1867 году он женился на Эмме Адельфине Жозефине Фрац.

В 1870 году начинается франко-прусская война, и работа Коха в больнице прерывается. Кох добровольно становится врачом полевого госпиталя, несмотря на сильную близорукость. На новой службе он приобретает большой практический опыт, занимаясь лечением инфекционных болезней, в частности холеры и брюшного тифа. В то же время изучает под микроскопом водоросли и крупные микробы, совершенствует своё мастерство в микрофотографии.

В 1871 году Кох демобилизовался. На двадцативосьмилетие жена подарила ему микроскоп, и с тех пор Роберт целые дни проводил у него. Он теряет всякий интерес к частной врачебной практике и начинает проводить исследования и опыты, для чего заводит большое количество мышей.

В 1872 году Кох назначается уездным санитарным врачом в Вольштейне (ныне Вольштын в Польше). Он обнаружил, что в окрестностях Вольштейна среди крупного рогатого скота, а также овец распространено эндемическое заболевание — сибирская язва, которая поражает лёгкие, вызывает карбункулы кожи и изменения лимфоузлов. Зная об опытах Луи Пастера над животными, больными сибирской язвой, Кох с помощью микроскопа изучает возбудителя, который, предположительно, вызывает сибирскую язву. Проведя серию тщательных, методичных экспериментов, он устанавливает, что единственной причиной заболевания является бактерия Bacillus anthracis, и изучает её биологический цикл развития. Устанавливает эпидемиологические особенности болезни, показывает, что одна палочка бактерии может образовать многомиллионную колонию. Эти исследования впервые доказали бактериальное происхождение заболевания.

В 1876 и 1877 годах при содействии ботаника Фердинанда Кона и патолога Юлия Конгейма в университете Бреслау (ныне польский город Вроцлав) публикуются статьи Коха по проблемам сибирской язвы. Эти работы приносят ему широкую известность. Также Кох публикует описание своих лабораторных методов, в том числе окраски бактериальной культуры и микрофотографии её строения. Результаты работы Коха были представлены учёным лаборатории Конгейма, в том числе Паулю Эрлиху.

Работы Коха приносят ему широкую известность, и в 1880 году, благодаря усилиям Конгейма Кох становится правительственным советником в Имперском отделении здравоохранения в Берлине.

В 1881 году Кох публикует работу «Методы изучения патогенных организмов», в которой описывает способ выращивания микробов на плотных питательных средах. Этот способ имел важное значение для изолирования и изучения чистых бактериальных культур. Вскоре после этого между Кохом и Пастером — до этого времени лидером в микробиологии — развернулась острая дискуссия. После того как Кох опубликовал резко критические отзывы о пастеровских исследованиях сибирской язвы, лидерство последнего пошатнулось, и между двумя выдающимися учёными вспыхивает вражда, продолжающаяся несколько лет. Всё это время они ведут острые споры и дискуссии на страницах журналов и в публичных выступлениях.

Позже Кох предпринимает попытки найти возбудителя туберкулёза, болезни, в то время широко распространённой и являвшейся основной причиной смертности. Близость клиники Шарите, заполненной туберкулёзными больными, облегчает ему задачу — он ежедневно рано утром приходит в больницу, где получает материал для исследований: небольшое количество мокроты или несколько капель крови больных чахоткой.

Однако, несмотря на обилие материала, ему всё же никак не удаётся обнаружить возбудителя болезни. Вскоре Кох понимает, что достичь цели можно только с помощью красителей. К сожалению, обычные красители оказываются слишком слабыми, но спустя несколько месяцев работы ему всё же удаётся найти необходимые вещества.

Растёртую туберкулёзную ткань 271-го препарата Кох окрашивает в метиловой синьке, а затем в едкой красно-коричневой краске, используемой в отделке кожи, и обнаруживает крохотные, слегка изогнутые ярко-сине окрашенные палочки — палочки Коха.

24 марта 1882 года, когда он объявил о том, что сумел выделить бактерию, вызывающую туберкулёз, Кох достиг величайшего за всю свою жизнь триумфа. В то время это заболевание было одной из главных причин смертности даже в Германии. Да и в наше время туберкулёз — основная причина смертности в развивающихся странах. От туберкулёза умирает больше людей, чем от всех других инфекционных заболеваний, включая СПИД и другие заболевания, вызванные ВИЧ.

В своём докладе 24 марта 1882 года Кох подчеркнул:

«Пока имеются на земле трущобы, куда не проникает луч солнца, чахотка и дальше будет существовать. Солнечные лучи — смерть для бацилл туберкулёза. Я предпринял свои исследования в интересах людей. Ради этого я трудился. Надеюсь, что мои труды помогут врачам провести планомерную борьбу с этим страшным бичом человечества.»

В своих публикациях Кох выработал принципы «получения доказательств, что тот или иной микроорганизм вызывает определённые заболевания». Эти принципы до сих пор лежат в основе медицинской микробиологии.

Изучение Кохом туберкулёза было прервано, когда он по заданию германского правительства в составе научной экспедиции уехал в Египет и Индию с целью попытаться определить причину заболевания холерой. Работая в Индии, Кох объявил, что он выделил микроб, вызывающий это заболевание — холерный вибрион.

В 1885 году Кох становится профессором Берлинского университета и директором только что созданного Института гигиены. В то же время он продолжает исследования туберкулёза, сосредоточившись на поисках способов лечения болезни.

В 1890 году Кох объявляет, что такой способ найден. Он выделил стерильную жидкость, содержащую вещества, вырабатываемые туберкулёзной палочкой в течение её жизнедеятельности — туберкулин, который вызывал аллергическую реакцию у больных туберкулёзом. Однако в практике туберкулин применять для лечения туберкулёза не стали, так как он не обладал никакими особыми терапевтическими свойствами, а даже наоборот, его введение сопровождалось токсическими реакциями и вызывало отравление, что стало причиной его острейшей критики. Протесты против применения туберкулина стихли, после того как обнаружилось, что туберкулиновая проба может использоваться в диагностике туберкулёза, что сыграло большую роль в борьбе с туберкулёзом у коров.

В 1905 году за «исследования и открытия, касающиеся лечения туберкулёза» Роберт Кох был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине. В Нобелевской лекции лауреат сказал, что если окинуть взором путь, «который пройден за последние годы в борьбе с таким широко распространённым заболеванием, как туберкулёз, мы не сможем не констатировать, что здесь были сделаны первые важнейшие шаги».

Кох был удостоен многих наград, в том числе прусского ордена Почёта, присуждённого германским правительством в 1906 году, и почётных докторских степеней университетов Гейдельберга и Болоньи. Также являлся иностранным членом Французской академии наук, Лондонского королевского научного общества, Британской медицинской ассоциации и многих других научных обществ.

Открытия Роберта Коха внесли неоценимый вклад в развитие здравоохранения, охраны здоровья, гигиены, архитектуры, градостроительства, бактериологии, микробиологии в целом, а также в координацию исследований и практических мер в борьбе с такими инфекционными заболеваниями, как туберкулёз, холера, сибирская язва, брюшной тиф, малярия, чума крупного рогатого скота, сонная болезнь (трипаносомоз) и чума человека. В связи с этим его по праву считают основателем немецкой школы бактериологов.

В июле 1867 года Кох женился на Эмме (Эмми) Адольфине Жозефине Фраац. В 1868 году у них родилась дочь Гертруда. Их брак закончился через 26 лет в 1893 году, а позже в том же году он женился на актрисе Хедвиг Фрейберг (1872—1945).

9 апреля 1910 года Кох перенёс сердечный приступ и так и не восстановился полностью. 27 мая, через три дня после чтения лекции о своих исследованиях туберкулеза в Прусской академии наук, Кох скончался в Баден-Бадене в возрасте 66 лет. После его смерти Институт, в котором он работал, был назван в его честь.

Роберт Кох был нерелигиозным человеком.

* * *

Публикация в Der Spiegel рисует великого ученого чуть ли не изувером. Но не следует забывать, что он был сыном своего века, который жил и действовал в рамках понятий о гуманизме, принятым в современном ему обществе.

Русский пациент

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий