Памяти растерзанного местечка

0

В Тетиеве открыли памятник жертвам еврейских погромов 1919-1920 годов

Максим СУХАНОВ

Фото с персональной страницы Алены Коцерубы в сети Facebook и с сайта hadashot.kiev.ua

 

"Один бандит схватил топор и разбил голову моего сына Йоси, 18 лет. Они также раскололи голову моего брата Якова, 16 лет, и отрубили руки брату Гиршу. Он умер. Его жена Брейна была убита ужасным способом. Мой сын Ицик, 20 лет …был найден и убит. Бандиты жестоко убили всех, кого нашли в доме — семью из двенадцати человек Элиэзера Лютцеска (Клоцман). И восемь членов моей семьи. Мой маленький сын Исайя лежал под грудой трупов, залитый кровью. Но с большим трудом нам удалось вытащить его из-под трупов".

(Из свидетельских показаний Эстер Руди Щук, 42 лет, о погроме в местечке Тетиев Киевской губернии).

Согласно переписи 1897 года из 3493 жителей Тетиева 3323 были евреями. Не то, чтобы их жизнь до Гражданской войны была очень благополучна, но погром марта 1920 года уничтожил 3/4 общины. Примерно 4000 евреев были вырезаны, 1500 человек удалось спасти прибывшему из Погребищ отряду красноармейцев.

"От Тетиева остались одни развалины, — свидетельствовал очевидец. — По всему местечку валяются сотни сгоревших и убитых. Все колодцы запружены трупами".

* * *

«Три года назад мне написала молодая женщина, собиравшая материалы об этом погроме и о главе местной еврейской самообороны — Гирше Турии», — рассказывает историк и генеалог Надя Липес.

О погроме Алена Коцеруба узнала от своей мамы, а та — от бабушки, которая, впрочем, наказала особо не распространяться. А потом Алене попалась на глаза брошюра, из которой следовало, что Тетиев считался когда-то еврейским местечком. Но вот евреев она в родном городе в глаза не видела. И задалась вопросом — куда же они делись? Ответ был очевиден. Как раз тогда в Тетиеве собирались ставить памятник вождю погромщиков атаману Куравскому. Сын которого (отца, впрочем, не знавший) оказался во главе местных полицаев 21 год спустя.

После нескольких историй о погроме, подобных вынесенной в начало статьи, Алена перестала спокойно спать.

«После такого чтения и в самом деле уснуть не просто, — говорит Надя Липес, основатель сайта jewishpogroms.info, не первый год изучающая погромы 1918-1920 гг. в Украине. — Если у вас есть совесть, конечно».

Общение с еврейскими организациями окончилось ничем — никто не захотел поучаствовать в установке памятника убитым здесь евреям. Хотя в Тетиеве уже был мемориал и жертвам Колиивщины, и погибшим в годы Голодомора, а евреям — не было. И он бы не появился, не реши Алена с мужем Александром взять инициативу на себя. Почему? Да потому что, говорит она, «нас, оказавшихся в нужное время в нужном месте, словно выбрали». И с этим не поспоришь. Так, при поддержке единомышленников, среди которых и мэр города Руслан Майструк, и на личные средства тетиевчан появился этот памятник.

«Впервые о еврейской истории города я услышал от моего советника, а сейчас уже заместителя Алены Коцерубы, — признается мэр. — Архивные документы шокировали — сто лет назад город был фактически уничтожен в погроме. Шок смешался с удивлением, ведь до сих пор в Тетиеве не было даже таблички с упоминанием о тех ужасных событиях».

Ради справедливости надо сказать, что именно при Майструке два года назад две улицы получили имена знаменитых земляков-евреев — Гирша Турия (правда, это решение апелляционный суд впоследствии отменил) и Якова Орланда. Гирш погиб в стычке с бандитами в 1919 году, а пятилетний Яков чудом выжил.

«Я спрятался в деревянной бочке и через трещины видел все происходящее, — писал он много лет спустя. — На моих глазах убивали мою семью. Десять человек. Голова моего деда покатилась как футбольный мяч. Тетя и дядя были убиты. Две их дочери — 13 и 14 лет — изнасилованы. А потом погромщики подожгли синагогу. Когда кто-то пытался бежать из нее, его убивали».

Через год маленький Яков был увезен в Эрец Исраэль. Его творческая судьба сложилась весьма удачно — Орланд был успешным драматургом и членом Международного ПЭН-клуба, возглавлял Союз израильских писателей, а в 1994 году удостоился Государственной премии Израиля.

В 1939-м Орланд написал почти пророческие строки об украинском детстве:

В тех давних странных снах, холодных и немых,

Те годы усыпив и прошлое рассеяв,

Мы будем ждать, пока, признав нас за своих,

Оно нам вновь не бросится на шею.

Только сегодня евреев бывшего местечка постепенно стали «признавать за своих» — в 2018-м Яков Орланд посмертно стал «Почетным жителем Тетиева», а 30 июня нынешнего года на территории еврейского кладбища открылся Мемориал памяти жертв еврейских погромов 1919-1920 гг.

Впрочем, погром, положивший конец еврейской общине города, «своей» историей считают в Тетиеве далеко не все. Так в одной из групп в сети Facebook некоторые обеспокоенные горожане высказывают опасения, мол, не превратится ли Тетиев в Умань (спешим их успокоить — не превратится); другие интересуются, на чьи деньги увековечили память земляков (ни копейки из городского бюджета на монумент не истрачено); имеются ли все необходимые разрешения (мемориал, напомним, открыт на еврейском кладбище).

Для многих остается героем таращанский атаман Оверко Куравский — жених знаменитой атаманши Маруси Соколовской. «Подвиги» же Куравского в Тетиеве историк Роман Коваль описывает так:

«Хто знає, може, й українські селяни долучилися до розподілу «воєнної здобичі» — адже євреї в багатьох небезпідставно ототожнювалися з немилосердною совєтською владою. Хто заперечить, що особливо багато їх було серед каральних органів окупантів».

Так элегантно домашний скарб 4000 убитых евреев превращается в «военную добычу», а сами они — от младенцев до глубоких стариков — в «карательные органы оккупантов». Впрочем, с каждым днем эта «версия» находит все меньше сторонников.

«Когда мы строили мемориал, вокруг крутилось много детей, — говорит Руслан Майструк. — Им действительно интересна эта история. И если эти дети не просто прочтут надписи на памятнике, а сделают выводы, то не все еще потеряно в нашем городе».

"Хадашот"

ОТ РЕДАКЦИИ

Другой автор издания "Хадашот" Виктор Маковский сообщил дополнительные факты.

В XVI веке этот городок, чье название происходит от имени половецкого хана Тетия, получил Магдебургское право, к середине XIX столетия почти треть его жителей составляли евреи. Они же в значительной мере развивали промышленность и торговлю в Тетиеве — известны заводы Гройсмана и Гишпарга, типография Копеля, евреям принадлежали склады, лавки, аптека, мельницы… Революция и Гражданская война не только лишили город всей инфраструктуры, но и практически уничтожили еврейскую общину.

Самый страшный — трехдневный — погром начался в городе 26 марта 1920 года — бандиты подожгли Тетиев со всех сторон и начали охоту на евреев. По некоторым данным (возможно, завышенным), 2000 человек были сожжены только в синагоге, всего же количество жертв достигло четырех тысяч, а те немногие, кому удалось выжить, бежали из города. Одним из выживших был упомянутый выше Яков Орланд.

Дочь Якова Орланда — Шимрит Ор — является автором песни «Аллилуйя», которая принесла победу Израилю на конкурсе «Евровидение» в 1979 году.

* * *

Представители ХАБАДа подчеркнули, что речь идет именно о жертвах погромов, а не Холокоста:

"Таких памятных знаков в Украине есть немало, в том числе, есть и в Тетиеве. А вот дань памяти жертвам погромов в современной Украине отдали впервые.

Уникальность этого события заключается в двух вещах.

Это первый памятник, который был поставлен по желанию украинцев, на деньги украинцев и без участия еврейских организаций.

Это единственный памятник, на котором есть списки погибших. К сожалению не всех, а только тех 2258 человек, чьи фамилии удалось восстановить. Таблички не очень большие, потому что вместо того, чтобы записывать имя каждого убитого, составители списка писали рядом с фамилией убитых число погибших членов каждой семьи.

Добавим, что первый в Украине памятный знак жертвам еврейских погромов был открыт в сентябре 2018 года в Боярке. Инициатором того проекта был друг нашей общины ХАБАД Любавич Киев, почетный консул Израиля в Западной Украине Олег Вишняков, а молитву на церемонии открытия прочел Главный раввин Киева, официальный посланник Любавичского Ребе Йонатан Маркович".

* * *

Надя Липес сказала в связи с этим удивительным событием:

"Меня давно интересовал вопрос, откуда брались праведники. И вот я своими глазами наблюдала за процессом их появления на свет.

Четыре года Александр и Алена Коцеруба боролись с окружающей действительностью за установку этого памятника. И у них все получилось.

Мне кажется, что гораздо проще дать хлеб голодному ребёнку, который смотрит тебе в глаза прямо сейчас, чем бороться с окружением за память о тех, кого давно уже нет, и про кого никто не хочет слышать.

Мэр города, принимавший более чем активное участие в процессе, три года держал круговую оборону от любителей почтить память погромщиков. Во избежание эксцессов в кабинете держал булаву. Такую себе нормальную пятикилограммовую булаву с железными шипами. Бо козацькому роду нема переводу. Собаки лаяли, но не кусались.

Тетиевские группы активно обсуждали личности Саши и Алёны, происхождение их родителей, попытки вступить с этими самыми родителями в какие-то отношения, найти недвижимое имущество в Иерусалиме… на берегу Средиземного моря и прочее.

Но это никому не помешало. Семёрка упорных граждан все таки поставила памятник, не нужный никому, кроме них. Потому что когда тебя кто-то ведёт, фиг ты можешь остановиться.

Текст на иврит перевела Анат Брусиловски, за что ей огромное спасибо.

Памятник собирались сносить, обливать и прочее задолго до его появления на свет, поэтому давайте сделаем так, чтоб о его существовании узнало максимально большое количество людей в максимально сжатые сроки. Чтоб современным погромщикам было сложнее что-нибудь с ним сделать.

Памятник стоит.

И не сдвинуть его с места, ибо плиты тяжелые. На века.

Ам Исраэль хай, даже если и не в этой жизни.

Зай гезунд".

* * *

Во время Гражданской войны в еврейских погромах погибли около 200 тысяч человек.

И младенца не пожалели…

Погром как праздник

Добавить комментарий