Бизнес меняет профессию

0

По словам Уинстона Черчилля, любой кризис не только влечет за собой потери, но и открывает новые возможности. Думается, нынешний не является исключением

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Ян СМИЛЯНСКИЙ

 

Как мы уже не раз писали, немало бизнесменов и наемных работников задумались в эти дни о смене профессии. Многих поиски заработка заставили заняться развозкой продуктов, уборкой и другими малоквалифицированными занятиями. Но, как выяснилось, не только человек, но и бизнесы в поисках выживания могут сменить сферу деятельности.

В начале июля израильские СМИ обошел демарш владельца спортивного зала "Кроспит" в Бейт-Шеане Ярона Коэна. Он был до глубины души возмущен тем, что правительство запретило работу спортзалов, но при этом разрешило работать студиям и синагогам при условии, что в них будет собираться не более 19 человек. В знак протеста Ярон Коэн решил объявить свой спортзал синагогой и через "Фейсбук" пригласил своих клиентов на "уроки Торы". "Наша тора — это "Кроспит". Наш бог — это бог здорового тела. Наша вера — это вера в то, что хорошая физическая форма снижает риск многих опасных заболеваний и способствует здоровому состоянию тела и духа. Приходите на уроки нашей торы", — написал он в объявлении.

Однако, как выяснилось, многие предприниматели стали искать пути спасения своих бизнесов без того сарказма и вызова, с которым действовал Ярон Коэн. Так, известный израильский диск-жокей и звукооператор, владелец студии звукозаписи и лекционного зала Ави Маран решил открыть в помещении своего бизнеса в Гиват-Шмуэле летний лагерь для младших школьников.

— С марта мой бизнес полностью простаивал, — рассказывает Маран. — Школа звукозаписи фактически прекратила существование, артисты перестали записывать новые клипы, художник по звуку на спектаклях стал никому не нужен, поскольку спектакли тоже не идут. Между тем, арнону и арендную плату надо платить, и мои долги росли на фоне полного отсутствия доходов. Надо было либо закрываться, либо что-то придумывать. И однажды, когда я проводил время с женой и детьми, я подумал: а почему бы не открыть в помещении, за которое я все равно плачу, детский дневной лагерь? И оказалось, что такая услуга очень даже востребована!

В лагере Ави Марана дети слушают рассказы об истории театра и о великих актерах, а заодно и сами пробуют себя в этом качестве — разыгрывают пьесы и осваивают актерские навыки. А еще занимаются музыкой и танцами, причем Ави выступает в этом случае не только в качестве учителя, но и диск-жокея. А также повара, который готовит им завтрак. Судя по всему, ребятам у него нравится. Во всяком случае, по домам они расходятся очень неохотно.

— Да, конечно, я сильно устаю, не столько даже от занятий с детьми, сколько от уборки, которую надо сделать после их ухода, — признается Ави. — Но все равно эта работа доставляет огромное удовольствие.

Владельцы яффской студии звукозаписи КНОБ, профессиональные музыканты Нир Коэн и Михаль Патиш-Коэн решили пойти по другому пути. Они вспомнили о том, что прямо под их студией, в которой они записывали синглы известных музыкантов и радиорекламу, расположен огромный, давно превращенный в склад гараж отца Нира. Очистив помещение и придав ему соответствующий антураж, Нир и Михаль превратили его в уютный лекционный зал, рассчитанный на два десятка человек. И выяснилось, что такие "бутиковые" лекции, адресованные узким профессионалам, пользуются спросом у представителей самых разных профессий. В том числе, у коллег Нира и Михаль. Например, на лекцию, посвященную соблюдению авторских прав в Израиле и за рубежом, для всех желающих места не хватило.

Нила Шахар и Ширан Наури долгое время управляли небольшим конференц-центром в мошаве Хагор, любимым местом проведения корпоративных совещаний и вечеринок многих хайтек-компаний. Но с началом эпидемии даже самым преуспевающим компаниям стало не до корпоративов. И тогда Нили и Ширан разделили лекционные залы на небольшие кабинеты для конфиденциальных деловых встреч и уединенной работы, и эта идея пришлась по душе многим адвокатам и бизнесменам.

В последнее время очень много писалось о том, в каком бедственном положении оказались рестораны и другие заведения общепита. Но, как оказывается, далеко не все. Например, у популярного ресторана "Ахим", расположенного на тель-авивской улице Ибн-Гвироль, все в порядке. Когда началась эпидемия, рассказывают владельцы ресторана, братья Йотам и Асаф Доктор, перед ними, как и всеми остальными, встал вопрос, как жить дальше. Проще всего было пойти по проторенному пути — собирать заказы через интернет и доставлять их клиентам на дом. Но, во-первых, они не были уверены в рентабельности предприятия, а во-вторых, для братьев Доктор с детства неприемлемо "поступать, как все", за что обоим частенько влетало. Они остались верны себе и на этот раз — решили временно преобразовать ресторан в магазин.

— Мы подумали, что в дни карантина многие готовят еду дома, но хотят делать это из первоклассных и свежих продуктов, — рассказывает Йотам Доктор. — А у нас налажены связи с фермерами, поставляющими первоклассные продукты прямо, что называется, с поля и из сада. Так почему бы нам вместо готовой пищи не продавать продукты для кулинаров-любителей?! Дело пошло настолько хорошо, что когда мы снова открыли ресторан, некоторую его площадь оставили под магазин, и он продолжает успешно работать.

Владельцы элитарного ресторана французской кухни "Брассери" в Эйн-Кереме выбрали иной путь: превратили первый этаж своего заведения в художественную галерею, где выставляются и продаются работы израильских и зарубежных художников и скульпторов. По мнению владельцев, галерея и проходящие в ней выставки — отличный способ не только привлечь внимание клиентов и побудить их посидеть в ресторане. Они верят в великую силу искусства и в то, что оно способно исцелять людей от различных фобий, а таких, увы, в дни эпидемии появилось немало.

И в заключение — еще один пример поисков пути выживания в дни кризиса, который подала известный израильский ресторатор Рина Пукшарна, создатель сети ресторанов индийской кухни "Тандури" и "Кохинор".

Свой первый ресторан Рина с мужем создали в 1984 году, почти сразу после репатриации. Тогда еще не было массового паломничества израильтян в Индию, кухня этой страны казалась экзотикой. Со временем во владении Рины Пукшарна оказалось шесть ресторанов "Тандури" (некошерных), три кошерных ресторана "Кохинор", закусочные "Нью-Дели" и кулинарная фабрика, распространявшая готовые кошерные блюда индийской кухни по супермаркетам. Суммарно в этих заведениях работали 110 профессиональных шеф-поваров.

— Мы создавали нашу империю сами, без компаньонов, но в последнее время, когда я подошла к 60 годам, это стало тяжело, и мы сократились до двух ресторанов "Тандури" — один действует в Тель-Авиве, другой в Герцлии, — рассказывает г-жа Пукшарна. — С началом эпидемии попробовали перейти на курьерскую доставку готовых блюд, но 30% стоимости составляла плата за рассылку, а это совсем не рентабельно. Да и когда разрешили открыть рестораны, стало ясно, что содержать их невыгодно. У меня в Герцлии ресторан на 200 мест, а заняты были в лучшем случае четыре столика. То есть вместо требуемых Минздравом двух метров социальной дистанции мы могли обеспечить четыре, но люди еще явно боятся посещать рестораны, а платить работникам зарплату все равно надо. И тогда я решила попробовать другой вид услуги: я сама приезжаю к клиентам домой вместе с еще одним поваром, и мы готовим трапезу, рассчитанную на 15 — 20 человек. Разумеется, с соблюдением всех указаний Минздрава. Не думала, что мне придется зарабатывать таким способом, но жизнь заставила. И знаете, это даже интересно!..

Словом, как видим, экономический кризис действительно открывает новые возможности и горизонты. Вот только не для всех, а лишь для тех, кто обладает творческим мышлением, не готов сдаваться ни при каких обстоятельствах и не полагается на помощь государства.

[nn]

"Финансово-страховочная сеть" в эпоху "короны"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий