Горячий север

1

Как и ожидалось, гибель отнюдь не высокопоставленного боевика "Хизбаллы" Али Камаля Мохсена в результате приписываемой ЦАХАЛу атаки 20 июля в районе Дамаска не прошла бесследно

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Генсек организации Хасан Насралла, в прошлом пообещавший, что Израилю придется платить за кровь его людей, где бы она ни была пролита, решил мстить. Хотя ему прекрасно известно, что покойный не был целью удара, а просто оказался не в то время не в том месте — рядом со складом или грузом оружия, доставленного Ираном для "Хизбаллы".

Командование ЦАХАЛа осознало, что к угрозе следует относиться всерьез, и предприняло целый ряд мер. Согласно оценкам, вылазка террористов могла произойти в любой точке границы, а это почти 150 км. Мишенью должны были стать военные, а не гражданские лица. Исполнение акции ожидалось посредством управляемых противотанковых ракет, стрелкового оружия или минирования. Не исключались и действия с территории Сирии.

Собственно, своего рода пролог и был осуществлен на Голанах: 24 июля в северном секторе высот легкая зенитная артиллерия сирийцев открыла огонь, согласно тамошним источникам, по израильскому БПЛА. Один из снарядов упал на израильской стороне, в друзской деревне Мадждаль-Шамс (практически все ее обитатели имеют сирийское гражданство, и умышленный удар по ним ради того чтобы насолить еврейскому государству, нелогичен), слегка повредив автомобиль и дом одного из местных жителей. В тот же вечер вертолеты "Апачи" израильских ВВС нанесли удар по трем наблюдательным пунктам сирийской армии, точнее, по находящемуся на них оборудованию. Израиль официально признал факт атаки, а Дамаск — легкие ранения двух военнослужащих.

Но очень быстро стало ясно, что это отнюдь не ожидавшаяся месть "Хизбаллы". Начальник генштаба ЦАХАЛа Ави Кохави практически поселился в Северном округе, а еще 23 июля было официально сообщено о переброске к ливанской границе снятого с учений 13-го батальона бригады "Голани". Но это было только начало. Далее ЦАХАЛ привел в повышенную готовность ВВС и разведку, а также перебросил на север дополнительные силы артиллерии и системы ПРО "Железный купол". Но главное, — в районе границы армия перешла на своего рода "скрытно-оборонительный режим". Иными словами, поставлена задача не появляться в прямой видимости с сопредельной стороны, дабы не становиться целью потенциально засевших в укрытии снайперов и расчетов противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) "Хизбаллы". С этой целью, в том числе, военные заблокировали для движения ряд дорог.

В период роста напряженности с "Хизбаллой" в расчет принимаются риски на протяжении всей границы, но самой критической точкой традиционно является район Ар-Дов (назван в честь капитана Дова Родберга, погибшего здесь в бою с террористами в 1970-м). Речь идет о западных склонах горы Хермон высотой до 1529 метров, которые перешли под контроль Израиля в 1967 году. Согласно всем картам, данный район площадью около 30 кв. км до Шестидневной войны принадлежал Сирии. Однако после вывода в 2000-м израильских войск из Ливана "Хизбалла", которая называет Ар-Дов "фермами Шебаа", заявила, что район — ливанский. С этого момента и вплоть до Второй ливанской войны в 2006 году именно в районе Ар-Дова боевики периодически атаковали израильские опорные пункты, позиционируя это как борьбу за освобождение оккупированной территории Ливана. Местность в этом районе горно-лесистая, что дает нападающим определенные преимущества. При этом добраться до расположенных там опорных пунктов (ОП) ЦАХАЛа из глубины Израиля, не оказавшись под ударом, непросто. Поэтому они весьма автономны и здесь размещены сильные гарнизоны.

27 июля около 15:00 несколько боевиков "Хизбаллы" пересекли так называемую "голубую линию" (граница с Ливаном обозначена голубыми бочками) именно в районе Ар-Дов, где, кстати, из-за сложного рельефа отсутствует ограждение. Согласно источникам в ЦАХАЛе, на раннем этапе группа была обнаружена наблюдательницей ("тацпитанит") полевой разведки, после чего террористов плотно вели. Примерно в 100-150 метрах от одного из ОП по боевикам открыли огонь, и они скоренько убрались на сопредельную территорию. Судя по всему, группа планировала заложить вблизи ОП взрывные устройства или, с меньшей вероятностью, обстрелять его из стрелкового оружия.

На первый взгляд, уход террористов без потерь средь бела дня, когда весь Северный округ буквально стоит на ушах, а широкий перечень средств поражения в полной готовности, и это не считая находившихся на месте бойцов подразделения "Эгоз" из бригады "коммандос", — громкий провал наших военных. Однако по словам высокопоставленных источников в ЦАХАЛе, подобный расклад был предусмотрен: если боевики не принесут вреда, то уничтожать группу не станут, а просто сорвут их планы. Согласно источникам сайта walla в ЦАХАЛе, об обнаружении террористов в режиме реального времени был проинформирован командующий Северным округом Амир Барам, немедленно обсудивший возможные меры с командиром отвечающей за безопасность границы 91-й территориальной дивизии бригадным генералом Шломи Биндером. По итогам обсуждения генералы решили группу не уничтожать, а отогнать огнем в Ливан, что и было сделано. Объясняя данный подход журналистам, упомянутые источники указывали, что сделано это было во избежание дополнительной эскалации. Мол, будучи в плену своих обещаний отомстить, да еще потеряв несколько боевиков, Насралла уж точно решится на некую серьезную акцию. А так Израиль как бы предоставил шейху возможность "слезть с дерева", а "Хизбалле" решить, что месть свершилась. В дальнейшем данный расклад в беседах с офицерским составом подтвердил и начальник генштаба.

Кстати, по ходу этой странной с военной точки зрения операции ЦАХАЛ для создания визуальных помех террористам активно использовал дымовые артиллерийские снаряды. Судя же по видеокадрам из ливанской деревни, расположенной в нескольких километрах от места событий, в дом тамошнего жителя попал танковый снаряд, "добравшийся" туда явно на излете. Обошлось небольшим материальным ущербом.

Раздумья "Хизбаллы" заняли около трех часов, после чего было заявлено, что атака — плод воображения напуганных израильских военных, а месть за погибшего в Сирии товарища все равно состоится. Однако ЦАХАЛ с большой долей вероятности располагает видеозаписью наблюдения за группой боевиков. Кроме того, согласно армейским источникам, во время поспешного отступления террористы кое-что оставили на нашей территории. Иными словами доказательства того, что рейд имел место, у Израиля наличествуют. Вопрос лишь в желании их предъявить…

Факт, что армия, чьи действия наверняка согласованы с министром обороны и премьером, отказалась от ликвидации проникших в Израиль вооруженных боевиков, вызывает негативные эмоции: они дают противоположной стороне понять, что Израиль очень опасается эскалации. Однако практика отказа ЦАХАЛа от ударов по живой силе не нова. Нечто подобное, согласно ряду источников, произошло в сентябре 2019 года, когда после неудачных, к счастью, выстрелов противотанковыми ракетами по израильскому бронированному амбулансу террористов решили не уничтожать. Дюны и движимое имущество неоднократно обстреливались с воздуха во время недавних противостояний с террористическими группами в Газе, запускающими "огненных змеев", сами же группы "чудесным образом" оставались невредимыми. Памятны и два относительно недавних случая в Сирии, попавших на видео: тогда были поражены машины боевиков "Хизбаллы", оказавшиеся пустыми. Согласно арабским источникам, как минимум, в одном из эпизодов пассажиров предварительно "попросили" удалиться первой, умышленно запущенной мимо ракетой.

Резон данной практики, как объясняют в Иерусалиме и командовании ЦАХАЛа, таков: "Хизбалла" связана собственными обещаниями и в некоторых случаях просто обязана отреагировать, иначе ее имидж среди радикально настроенных членов организации пострадает, а для противников внутри Ливана она и вовсе может стать предметом насмешек, что в местных реалиях недопустимо. Вместе с тем, не желая по целому ряду причин войны, Насралла будет готов довольствоваться малым, если Израиль условно не загонит организацию в угол, без насущной необходимости нанеся ей дополнительные потери. Инцидент 27 июля, когда проникшие через границу боевики не успели ничего совершить, как раз относится к таковым. В противном случае существовала вероятность того, что последует цепочка масштабных обменов ударами, вплоть до полноценной войны. Причин избегать ее у израильского правительства предостаточно. Среди таковых — желание продолжить успешные операции по препятствованию иранскому проникновению в Сирию и созданию там и в Ливане производства высокоточного ракетного оружия. Подобные операции имеют большой смысл, поскольку, "стачивая" потенциал противника, фактически отдаляют войну.

Резон в этой логике есть немалый. Но есть и другая логика — региональная, исходя из которой, Израиль таким образом демонстрирует слабость, тем самым утрачивая фактор сдерживания, и противник — будь то "Хизбалла" или террористы Газы — попросту начинает наглеть.

В эти дни разные комментаторы наперебой объясняют, почему Насралла ни в коей мере не желает войны с Израилем. Правда, в 2006 году тоже никто не говорил, что "Хизбалла" стремится к войне, но все помнят, чем обернулось ее "миролюбие". Да и в сентябре прошлого года лишь сантиметры отделяли пятерых израильских солдат от гибели. И в том, и в другом случае люди Насраллы, действовали, вдохновленные относительной безнаказанностью. Пытаться предвидеть замыслы противоположной стороны, конечно очень важно. Но еще важнее делать выводы из ее поступков. Ну, а когда значимость фактора сдерживания непрерывно снижается, чего уж удивляться, что в своих действиях противник заходит все дальше и глубже?..

[nn]

"НЛО" вблизи дамасского аэропорта

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Я человек штатский, но очень интересно, эта игра в поддавки долго продолжаться будет? Тем более, если все знают к чему это приводит? Что за "голуби" сидят на решающих постах в МО и ГШ????

Добавить комментарий