Жизнь в танце

0

Американский танцор, хореограф, актер и педагог Майкл Кидд — одна из ярчайших звезд в созвездии талантов

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Фрэдди ЗОРИН

А танцы прелестью своей,

В полете, в радостном порыве,

Красавиц делают красивей,

Дурнушек делают милей…

Эти строки великий испанец Лопе де Вега посвятил танцевальному искусству. Тому самому, в котором весьма преуспел Майкл Кидд — американский танцор, хореограф, актер и педагог, чья творческая биография охватила пять десятилетий. В нынешнем году отмечается 105-летие со дня рождения этого прославившегося постановщика популярных бродвейских мюзиклов, которые обретали потом вторую жизнь на киноэкране.

На свет Майкл (настоящее его имя и фамилия – Милтон Гринвальд) появился 12 августа 1915 года в Нижнем Ист-Сайде (Нью-Йорк), в еврейской семье парикмахера Авраама Гринвальда и его супруги Лилиан – беженцев из Российской империи. Вскоре семейство перебралось в Бруклин, где Майкл стал посещать школу «Нью-Утрехт», основанную там переселенцами из Нидерландов. В ту пору он впервые увидел артистов современного танца (это направление тогда противопоставило себя классическому балету), и их выступление впечатлило его настолько, что и ему захотелось двигаться под музыкальное сопровождение так же легко и красиво.

Тем не менее по настоянию родителей подросток поступил в «New York’s City College» с перспективой стать специалистом химического производства. Трудно сказать, что бы он «нахимичил» (в хорошем смысле слова — если таковой у него существует в русском языке), но учебу в колледже студент бросил и был принят в балетную школу «School of American Ballet». Ему стали выплачивать стипендию, что позволяло не находиться на полном иждивении у родителей. В 1937-м году состоялся его дебют на сцене в постановке «The Eternal Road».

Прошло немного времени, и молодое дарование уже солировало в «American Ballet Theatre». В составе этой труппы вызывавший зрительские симпатии и доброжелательные отзывы критиков танцор совершил гастрольную поездку по американским городам и весям. Поражали его гибкость и удивительная пластичность, глубина понимания музыки и стремление достичь максимальной выразительности в каждой из сцен. В «Ballet Caravan», где выступал Майкл, среди танцовщиков было приято принимать сценические псевдонимы. Присоединяясь к этой традиции, Милтон Гринвальд придумал себе имя «Майкл Кидд», под которым ему предстояло занять достойное место среди самых известных и значимых фигур танцевального Бродвея, а потом и Голливуда.

Почему «Кидд»? Во-первых, потому, что псевдоним этот был коротким и легко запоминающимся, а это для артиста немаловажно. А, во-вторых, в память о пиратских приключениях британского капитана XVII века Уильяма Кидда, которыми Гринвальд зачитывался в юном возрасте, благо они были талантливо интерпретированы несколькими писателями.

Одной из его ролей, запомнившихся в годы Второй мировой войны, стало участие в постановке балета «Fancy Free» на музыку Леонарда Бернстайна (хореография Джерома Роббинса). Премьера спектакля состоялась 18 апреля 1944 года на сцене старого «Метрополитен-опера». Перед зрителями в этом балете предстает история похождений сошедших на берег в увольнительную моряков, устремившихся в бар – за выпивкой и в поисках женского общества. Кидд исполнил партию одного из моряков, чье соперничество за девичью благосклонность оборачивается потасовкой.

В 1945-м Майкл создал свою балетную труппу, стремясь воплотить в жизнь собственные хореографические идеи и задумки. Его постановки и личное участие в них были позитивно приняты публикой. Что же касается прессы, то авторитетное издание «Нью-Йорк Таймс» указывало: Кидда следует признать «одной из самых больших надежд послевоенного американского балета». Но надежды этой Майкл не оправдал – по той причине, что принял судьбоносное решение: покинуть балетный мир, посвятив себя постановке мюзиклов на Бродвее. Дебютной его работой на этом поприще стала хореография в «Радуге Финиана». Первый блин не вышел комом. Более того: мюзикл выдержал 725 представлений, а хореографическое его решение Майклом Киддом было отмечено первой для него премией «Тони».

Правда, несколько последующих работ Кидда столь громкого успеха не имели. Удача вновь улыбнулась Майклу в постановке танцев для мюзикла «Парни и куколки», чей премьерный показ состоялся 24 ноября 1950 года. Мюзикл игрался более тысячи раз и удостоился премии «Тони», а студия «Decca Records» позднее выпустила запись музыкального спектакля на виниловой пластинке. Стоит добавить: оба упомянутых мюзикла с хореографией Майкла Кидда были впоследствии экранизированы Голливудом. Как, впрочем, и мюзикл «Где Чарли?», перенесенный на экраны в 1952-м — к которому приложил руку Кидд. А первым фильмом, над которым Майкл работал непосредственно, создав общую хореографию и отдельные танцевальные номера, стал «The Band Wagon» («Музыкальный фургон»), вышедший на экраны в 1953-м, с Фредом Астером и Сид Чаррис в главных ролях. Причем к этой работе привлек Майкла сам Астер – актер, певец, хореограф, танцор, звезда Голливуда, вошедший в историю в качестве одного из величайших мастеров музыкального жанра в киноискусстве.

В числе наиболее известных работ Кидда – постановка танцевальных сцен в фильме 1954 года «Семь невест для семи братьев» режиссера Стэнли Донена. Сюжет картины, восходящий к древнеримской легенде о похищении сабинянок, переносит зрителей во времена освоения «Дикого Запада». Лента вошла в список лучших фильмов столетия, составленный американским институтом кинематографии, заняв в табели о рангах 21-е место. И, как отмечалось кинокритиками, в немалой степени благодаря оригинальной и во многом новаторской хореографии Майкла Кидда (особо при этом выделялись поставленные им танцы в эпизодах рубки дров и возведении амбара). Кстати сказать, четверо из актеров, сыгравших на экране младших братьев, были танцорами, два других — чемпион по гимнастике и бывший бейсболист. Всех невест играли танцовщицы, на чем настоял тогда Кидд.

В 1955-м состоялся актерский дебют Майкла Кидда – в фильме «It’s Always Fair Weather» («Всегда вёдро», то есть – хорошая погода). Сюжетная линия картины такова: солдаты Тед, Даг и Энджи (его образ и создал Кидд), неразлучные друзья, прошедшие войну, заключают пари с барменом любимого кафе, что соберутся здесь, у этой самой стойки, ровно через 10 лет – в тот же день и час. За десятилетие много чего происходит в жизни героев. Невеста Теда вышла замуж за другого, сам же Тед не добился успехов в политике, предрекавшийся ему друзьями. Он решил попробовать свои силы в организации боев на профессиональном ринге. Даг не стал художником, как мечтал. Он начал заниматься рекламой, и превратился в высокооплачиваемого сотрудника фирмы, сотрудничающей с телевидением. Энджи, надеясь стать знаменитым поваром, всего лишь открыл скромную закусочную в провинциальном городке. Но, так или иначе, в назначенный день все трое отправились на встречу, причем каждый был, при этом, почти уверен, что остальные не придут. Они решили продолжить общение за обедом в большом ресторане, но очень скоро разница в характерах и социальном положении дала о себе знать: похоже, люди стали чужими друг другу. Но так ли это на самом деле?

Джеки Литон, ведущая телевизионного шоу и подруга одного из парней, решает помочь ребятам восстановить былые отношения. Девушка приглашает всех троих в прямой эфир своей телепрограммы, во время которой группа гангстеров пробует выяснить отношения с Тедом. Но преступники и не догадывались, что их ждет. Вновь сплотившаяся троица бывших десантников преподает им урок «хороших манер»… Лента эта получила одобрительные отзывы кинокритиков, но больших кассовых сборов не принесла по нескольким причинам. Дело в том, что фильм был задуман как продолжение картины 1949 года «On the Town» («Увольнение в город»), вошедшей в двадцатку лучших фильмов столетия по версии Американского института киноискусства – о похождениях трех веселых моряков в Нью-Йорке, но один из главных участников того фильма – Фрэнк Синатра сниматься на этот раз отказался.

К тому же во время съемок у Майкла Кидда возник конфликт с Джином Келли – актером, сценаристом, певцом, хореографом и танцором, который был одним из режиссеров картины. В частности, Келли категорически возражал против включения в фильм десятиминутной сольной танцевальной сцены с участием Майкла. Да и вообще, между тремя исполнителями главных ролей – Келли, Киддом и Дэном Дэйли, – не возикло во время творческого процесса того, что принято называть «химией», а такое неизбежно сказывается на результатах совместного труда.

В 1957 году Кидд был приглашён в качестве режиссёра и хореографа на съемки музыкальной комедии «Веселый Эндрю» с Дэнни Кеем в главной роли. Проект был осуществлен, но время мюзиклов в кинематографе стремительно уходило в прошлое, и Кидд после этой, довольно средней по уровню работы сосредоточил все силы на Бродвее, хотя творческой деятельности в данном направлении не прерывал даже в период наиболее активного сотрудничества с кинокомпаниями. К примеру, в 1953-1954 годах для мюзикла «Канкан» он создал эксклюзивные танцевальные номера, которые подняли актрису и танцовщицу Гвен Вердон на звездный уровень. Бродвейских мюзиклов с постановочным участием Майкла Кидда в тот период было создано немало, но лишь один из них, «Дестри снова в седле» (1959 год), был удостоен премии «Тони» за лучшую хореографию.

В 1969-м Кидда привлекли к экранизации мюзикла «Хелло, Долли!». Режиссировал картину все тот же Джин Келли, с которым трудно находила общий язык исполнительница главной роли Барбара Стрейзанд, как, впрочем, и со своим партнером в этой картине Уолтером Маттау. С другой стороны, с Келли в очередной раз возникли разногласия у Майкла Кидда. А когда воз пытаются тянуть лебедь, щука и рак, это ни к чему хорошему, как в знаменитой басне Крылова, привести не может. Так оно и получилось. Свою деятельность Кидд продолжал и в 1970-х — 1980-х годах. Он с успехом попробовал свои силы в работе над видеоклипами, создав два ярких, впечатляющих клипа для Джанет Джексон – на песню «When I Think of You» в 1986 году и «Alrigh» в 1989-м. Но еще раньше, в 1975-м, Кидд немало удивил кинокритиков и почитателей своего таланта, сыграв главную роль в комедии Майкла Ритчи «Улыбка» («Smile»). В 1978-м он вновь появился на экране в качестве актера — в музыкальной ленте Стенли Донена «Фильм, фильм» («Movie Movie»). В 1989-м он сыграл в еще одной кинокомедии — Блейка Эдвардса «До мозга костей» («Skin Deep»). В целом за долгую свою карьеру Майкл Кидд завоевал пять премий «Тони», став первым из хореографов пятикратным обладателем этой награды, а номинаций на престижные премии у его работ было гораздо больше. В 1981-м Кидд был введен в американский Зал театральной славы.

Вот только на «Оскара» Майкла Кидда долгое время не выдвигали, хотя, по авторитетному мнению многих специалистов, он был достоин этой награды в большей степени, чем, по крайней мере, некоторые удостоившиеся ее. Явная несправедливость была устранена лишь в 1997 году, когда Кидд был, наконец, премирован «Почетным Оскаром» — «за достижения в продвижении искусства танца в кинематографе». Как говорится, лучше уж поздно, чем никогда…

Майкл дожил до 92 лет, из жизни он ушел 23 декабря 2007 года в Лос-Анджелесе. Женат был дважды. Первой его избранницей стала Мэри Хитер. Их свадьба состоялась в 1940-м году, в этом браке родилось двое детей. Супруги развелись в 1945-м. Второй раз Кидд женился в 1969-м – на Шели Хакетт. И в этом браке появилось на свет двое детей. Майкл и Шелла оставались вместе вплоть до смерти Кидда.

По мнению знатоков, его танцевальные постановки лучше смотрелись и воспринимались в сценическом пространстве, нежели через объектив кинокамеры, а потому глубина и выразительность танца на экранах зачастую сильно проигрывала и не всегда оценивалась по достоинству. И еще: в заслугу Кидду ставится то, что он сумел превратить танцевальные номера в постановках из своего рода, изобразительных «заставок» в органичную часть сюжета, наполнив танцы четкой и зримой смысловой нагрузкой.

Современники называли Кидда самым одаренным и изобретательным балетмейстером и хореографом. Известно, что он никогда не требовал от танцоров того, чего не мог проделать сам. С этой установочной позицией можно и поспорить: в принципе, «тренер» вправе требовать от своих подопечных большего, чем он сумел достичь, ведь проходят десятилетия, меняются и методики, в хореографии появляются новые идеи, да и физические возможности исполнителей тоже растут, хотя все, конечно же, имеет свои пределы. Но факт на лицо: по отзывам тех, с кем довелось работать Кидду, он был чутким и мудрым учителем, и навсегда запомнился как великий танцовщик, одаренный постановщик и замечательный наставник.

"Время евреев" (приложение к израильской газете "Новости недели")

Жаркие танцы на зимнем пляже

 

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий