Софи РОН–МОРИЯ | Миф об антисемитизме в Израиле

8

Антисионисты выходят искать антисемитов. Сюрреализм «русской» улицы. Если уж начал искать врагов, они обнаруживаются даже у тебя под кроватью

 

Год назад, в допандемические времена, в городе Петербурге, куда мы отправились на неделю, дама, приятная во всех отношениях, с уверенностью заявила мне, что в Израиле живут по большей части русские. Она имела в виду этнических русских. Не русскоязычных евреев.

Оказалось – все просто. Дама в Израиле бывала пару раз, навещала свекровь. А у дамы муж хоть и хабадник, а вот свекровь совсем светская и живет в «русском» районе, где по улицам ходят женщины славянской внешности и «одна вообще была с крестом на груди».

А вы говорите — евреи, друзы, арабы…

Статья Елены Римон «Русский антисемитизм в Израиле» впечатление оставляет сходное. Живут в Израиле и ведут дискурс русскоязычные репатрианты, которые яростно ненавидят харедим. Ну, еще живут в стране сами харедим – аборигены. Недавно явившиеся колонизаторы аборигенов презирают, ненавидят и мечтают истребить. Эти колониальные настроения активно поддерживают и культивируют некоторые русскоязычные масс-медиа в Израиле. А так как аборигены – евреи с пейсами и в лапсердаках, враждебное к ним отношение есть не что иное, как антисемитизм.

Только вот…

Даже учитывая наличие не маленькой по размерам популяции не освоивших иврит «русских» пенсионеров и репатриантов предпенсионного возраста, нельзя не отметить: русскоязычные репатрианты в Израиле не существуют в герметически изолированном вакууме. И социально-политические настроения в их среде отражают смену социально-политических настроений и тенденций в «большом» общеизраильском мире, скажем так, на ивритской улице.

Это не «русские», к примеру, привели в 1992-м к власти "Аводу", в 1996-м выбрали Нетаниягу, а три года спустя сменили его на Барака. Да, большая часть русскоязычных репатриантов в ходе всех трех перечисленных выше избирательных кампаний способствовала смене власти, но не «русская» улица играла во всех трех случаях решающую роль: она шла в фарватере ивритской. Отражала общую тенденцию.

И сейчас, в последние полтора года, в период продолжительного политического кризиса, «русская» улица тоже реагирует на общеизраильский дискурс. Уровень информированности может при этом отличаться. Но повестка дня – она общеизраильская.

К общности посылов «русских» и израильтян мы еще вернемся. Но сначала – о дискурсе на «русской» улице, которому и посвящена статья доктора литературы Елены Римон.

 

РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ХАРЕДОФИЛ VERSUS РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ХАРЕДОФОБ

Русскоязычные «дособорцы» или, назовем их для простоты «харедофобы», в соцсетях, конечно, присутствуют. И комменты их очень часто отмечены крайней агрессивностью и столь же крайним невежеством. Русскоязычный Харедофоб знает об ультраортодоксах не в пример меньше, нежели его единомышленник-сабра. К тому же, он смешивает ультраортодоксов и ортодоксов, полагая всех кошек одинаково черными. Все так.

Только русскоязычный Харедофоб дискуссии в ФБ ведет не сам с собой и не с «аборигенами–харедим», которые по-русски не пишут. А ведет он эти дискуссии с русскоязычным Харедофилом.

Анализировать комменты в русскоязычном ФБ, полностью игнорируя одну из сторон спора и ссылаясь лишь на вторую, скажем так, несколько странно. А так как Русскоязычного Харедофоба, он же «дособорец», публике представили, ознакомимся здесь с противоположной стороной – Русскоязычным Харедофилом. В академических статьях, уже опубликованных на эту тему, данная группа называется Светские Харедофилы. В последнее время эта группа очень активна в соцсетях.

Русскоязычный Светский Харедофил представления не имеет о существовании различий между ортодоксами и ультраортодоксами и полагает, что ортодоксы — это исключительно которые в черных шляпах (штраймлы и лапсердаки тоже допускаются).

При этом он безошибочно выбирает в любом внутрирелигиозном противостоянии более радикальную сторону и яростно отстаивает ее правоту.

Например: в споре о том, могут ли ашкеназские харедимные семинары и школы для девочек дискриминировать при приеме девочек из сефардских семей, Светский Харедофил непременно напишет, что, во-первых, такой дискриминации не существует, это клевета. А во-вторых, дискриминация эта совершенно оправданна.

В споре между более умеренными харедим литовского направления и хулиганами из Пелег Иерушалми он будет яростно отстаивать святую правоту демонстрантов Пелега.

В спорах между раввинами армейской мехины в Эли, получивших печальную известность благодаря своей радикальной позиции, и их противниками в национально-религиозном секторе — будет с пеной у рта защищать первых. А что, сказал же в минувшем году один из них, рав Кальнер, что женщина очень плохо водит машину. Так ведь правильно же сказал.

Если в дискуссии вы попытаетесь что-то объяснить по теме, Светский Харедофил ответит, что он про этих ваших сефардок, разные Пелеги и какие-то Эли не знает и знать ничего не хочет, потому — не морочьте ему голову, это все детали, не имеющие ни малейшего значения. А важно — чтоб мы, евреи, любили и уважали нашу тысячелетнюю традицию. А наша тысячелетняя традиция, она такова, чтоб евреи носили все-все черное, мужчины всегда-всегда, а не только в синагоге, сидели бы отдельно от женщин, а еще, чтоб эти мужчины не работали, а учились бы в ешивах — тоже в массовом порядке — и получали бы от государства дотацию. Всем же хорошо известно, что тысячу лет назад такие дотации платили евреям европейские феодалы, а теперь платят из госказны США и европейских государств. Ну и, само собой, в армию призывать евреев нехорошо. Это как Николай Первый Палкин призывал в армию кантонистов. Поэтому менять в Израиле ничего нельзя, а кто требует так или иначе изменить сложившийся в отношении государства к ультраортодоксальным общинам порядок — тот антисемит. Или же, если он носит кипу, — коллаборационист.

Посты с разъяснениями, как нам правильно любить еврейскую традицию, Светский Харедофил особенно активно размещает по субботам. Потому что в субботу времени больше. А еврейскую традицию Светский Харедофил любит — из своего светского далека.

А еще Светский Харедофил убежден, что харедим существуют три тысячи лет (ну, по крайней мере, две) и что – всегда так было. Попробуйте ему объяснить, что речь идет о движении, насчитывающем примерно полтораста лет. Закончится такая попытка плохо.

Для примера, несколько характерных комментов.

«Кстати, это педофилка, это даже не педофил. И что же она такое сделала, что следует выдавать ее гойскому суду?» — участник дискуссии высказывается о Малке Ляйфер, директрисе еврейской школы для девочек в Австралии. Матери учениц пожаловались на директрису-педофилку, ту отдали под суд, но ей удалось бежать в Израиль, где она оказалась под покровительством занимавшего тогда пост министра здравоохранения Яакова Лицмана.

Про Лицмана, они же: диалог. Орфография сохранена.

«Участник дискуссии: наш голос за наших земляков, за ашкИназов. Лицман наш прИмьер-министр.

Оппонентка, в ответ: наш ПМ – Биньямин Натаниягу. А Лицман – был министром в Ликуде и Будет!

Участник дискуссии: надеюсь, министром Обсорбции».

А вот еще.

О русскоязычных репатриантах:

«Хочешь израильский даркон- сделай обрезание, чтобы не стыдно было представлять Израиль за границей».

Или: диалог в группе Выборы в Кнессет.

Оппонентка: «Кампания, в ходе которой говорят, что страна должна быть не просто еврейской, но и демократической, не называется антисемитской. Так ее могут называть люди необъективные и заинтересованные в доказательстве того, что не существует».

Можно соглашаться с этим утверждением, можно с ним спорить. Активист группы, регулярно комментирующий помещенные в ней посты (его имя, как и имена авторов других приведенных в статье комментов, хранится в редакции), выбирает третий вариант. Привожу его ответ полностью:

«Мало вас, выкрестов и ассимилянтов, били в галуте. Нужно было бить так, чтобы шрамы оставались, тогда вы, может, и поняли бы что-то. Галут нужно было в галуте оставить, а не сюда его тащить».

Данный коммент – не исключение, а правило. Крайняя агрессия – норма среди авторов комментов, активно поддерживающих тезис об антисемитизме в Израиле.

Вот еще один характерный коммент активиста, лоббирующего тезис об антисемитизме:

«Блять, мерзотнейшая ложь, совкоправдовый язык и абсолютно гнуснейшие инсинуации яйцеголового N и не менее гадкого, как оказалось, M, сцуки подлые, аж задохнулся от вони этой помойки».

И снова: это не исключение, а норма. Авторов вышеприведенных комментов активисты и администраторы групп, лоббирующих тезис об антисемитизме в Израиле, не одергивают, а поощряют.

Елена Римон скрупулезно перечисляет набранные ею из ФБ комменты, содержащие агрессию в адрес ультраортодоксальных общин в Израиле. Но в глазу противоположной стороны не видит и бревна.

А вот они же – о религиозных сионистах.

«Мои друзья-харедим пока сидят с Биби в коалиции, в то время, как многие поселенцы, ожирев на просторах Иудеи и Самарии, превратились в реформистов и голосовали за левых».

"Если левые религиозные сионисты из поселений сорвут план суверенизации…".

Не все религиозные, как выясняется, хорошие. Есть и плохие. Но об этом – дальше.

 

АНТИСИОНИЗМ КАК ЛЕГИТИМНАЯ ПОЗИЦИЯ, ИЛИ КОГО ЛОВЯТ ЛОВЦЫ АНТИСЕМИТОВ

Светский Харедофил себя позиционирует в качестве израильского патриота. Но при этом активно поддерживает противников службы в ЦАХАЛе, в частности, и декларирующих антисионизм — вообще. Объясняется этот когнитивный диссонанс довольно просто: идеологи данной группы, по большей части- русскоязычные харедим — хозрим бэ-тшува, занимают позиции от мягкого асионизма до антисионизма воинствующего. Отсюда – вынужденная апологетика, временами доходящая до абсурда, когда один из администраторов уже упоминавшейся группы Выборы в Кнессет пишет:

«Яхадут ХаТора – самая сионистская партия».

Экран, он многое стерпит, а что сами представители "Яхадут а-Тора" утверждают обратное, так они по-русски не читают.

За последний год в русскоязычном израильском виртуальном пространстве организовались несколько групп, активно продвигающих тезис, я бы сказала – миф об антисемитизме в Израиле. Одна из этих групп занимается политическим лоббированием и так и называется «Принять закон против антисемитизма».

Круг администраторов и активистов этих групп довольно узок и отличает их – антисионистская позиция. Иногда, как уже говорилось выше, позиция эта – асионистская, иногда – воинствующая.

Так, одна из основателей этих групп свидетельствует на своей странице «я – светская антисионистка. Может, не была, но стала». И она же удивляется: «а что, быть антисионистом – это преступление?»

Впрочем, эту точку зрения – что быть антисионистом легитимно – видимо, разделяют не все и автор поста некоторое время спустя поясняет: «на фоне предложений Плосковой и Смотрича я неуклонно становлюсь сионисткой». Оставим в стороне вопрос о том, насколько это логично – ставить свое отношение к вопросу возрождения еврейского национального государства в зависимость от деклараций политиков, ни один которых даже не министр. Но если некто «становится сионистом», эти слова означают только одно: что прежде он таковым не был.

Но это, скажем так, мягкий антисионизм. А вот – хардкор.

Администратор группы «Принять закон против антисемитизма» свои антисионистские позиции декларировал неоднократно и не отказался от них до сих пор. Он отказывается признавать израильскую судебную систему, открыто заявляет, что государственные праздники и траурные дни, которые отмечаются в стране, для него не существуют, активно выступает против службы в ЦАХАЛе и называет солдат -харедим «ссучившимися». Подчеркиваю – солдат-ультраортодоксов. Солдат в черной кипе. С точки зрения активного борца с «антисемитизмом в Израиле», хареди, который признает сионистское государство и идет служить в его армии,- предатель. Сука, на российском блатном жаргоне. Борцы с антисемитизмом любят такую терминологию — «сцуки подлые» уже фигурировали в предыдущем абзаце.

А вот еще цитаты из комментов и постов в группах борцов с антисемитизмом:

«ненависть с кипой на голове и ядовитыми стрелами сионистской кфиры в сердце».

«Я даже не знаю, что лучше в смысле религии, мамлахти дати или хилонимные».

«Считаю, что нужно принять закон об информации в СМИ. В каждом сообщении, репортаже о совершенном преступлении, должно быть четко указано, кто совершил преступление – светский или еврей».

Конечно, в семье не без урода. В любой группе/партии/ общине есть маргиналы или, как любят это формулировать на иврите, сорняки. Проблема в том, что в группах ловцов антисемитов они-то и задают тон.

И итог оказывается закономерным.

Русскоязычные идеологи «антисемитизма в Израиле» и активисты упомянутых групп свой гнев и пафос обращают отнюдь не на Васю из Ашдода, который, будучи евреем по кошке, воспользовался лазейкой в Законе о Возвращении, а теперь расхаживает по району с золоченым крестом на волосатой груди, кроет матом еврейских соседей, а по ночам малюет свастики на стенах синагог. Потому что – сколько их, таких Вась? Да еще попробуй их найди. Этим ведь заниматься надо.

Куда проще уже почти год муссировать все те же комменты из русскоязычного ФБ – да, возмутительные по содержанию. Но только те, кто в курсе кампании борьбы с антисемитами, эти комменты уже выучили наизусть. Автор одного из этих комментов, кстати, написавший мерзость в запале, коммент свой почти сразу стер и от своих слов отказался. Но борцы с антисемитами таскают этот скрин из поста в пост, из группы в группу, из дискуссии в дискуссию, хотя помещать скрины стертого автором текста запрещает закон.

Причина проста: в реальности никакого антисемитизма в Израиле нет и априори быть не может: ведь евреи в этой стране являются титульной нацией. Об антисемитизме в Израиле еще хоть как-то можно было бы говорить, если бы число ненавидящих евреев Вась достигло критической массы. Но этого не происходит. И в антисемиты лоббисты мифа записывают – кого? Своих противников во внутриизраильском и, что особо существенно, ВНУТРИЕВРЕЙСКОМ дискурсе.

Сперва – русскоязычных. Но это только начало.

Помимо всех поголовно политиков и избирателей НДИ (а семь мандатов антисемитов – это вам не кот начхал), врагами народа, то бишь антисемитами, объявляют всех, кто не согласен с кампанией. А также всех, кто критикует ультраортодоксальные партии или руководство. Написал пост против Лицмана? Противник поездок браславских хасидов в Умань в разгар пандемии? Тебе не нравятся раздельные автобусы ? Все ясно. Антисемит.

Русскоязычные религиозные сионисты – опять-таки антисемиты. Не все. А только те, что не признают «старшинства» ультраортодоксальных течений.

Так распалась одна из групп борцов с антисемитизмом: Опасность в Нашем Доме. Ее активисты и один из администраторов начали активную кампанию против русскоязычного религиозного гида за то, что тот… в своих постах позволил себе критику Нетурей Карта. Активисты группы и до этого честили обладателей вязаных кип «еретиками», «выкрестами» и «антиссимитами» (почему-то это слово многие любят писать именно так), но тут они перешли границу, требуя лишить гида лицензии – и это в период пандемии. Гид подал иск в суд и группа закрылась.

А как с антисемитами надлежит поступать ? Чемодан, вокзал, Бен-Гурион.

Активист группы «Опасность в Нашем Доме» описывает свой идеологический конфликт с лектором – поселенцем в вязаной кипе, нелояльно относившемся к харедим. И делает вывод:

«Проблема вовсе не в том, что Сохнут завозит сюда гоев».

А в чем? Да, вы правильно поняли: завезли не тех евреев.

Из группы «Принять закон против антисемитизма»:

«Участница дискуссии: к сожалению, антисемитов в Израиле полно, постоянно читаю и слышу антисемитские выпады. Жаль, что нельзя таких выслать из Израиля.

Вторая участница: правда, очень жаль, что нет на них управы».

Тут в беседу вступает уже знакомый персонаж, любитель делить население Израиля на светских и евреев, и утешает обеспокоенных женщин:

«Дождутся… всех вышлем отсюда, обратно на родину… недолго осталось… баш».

Но русскоязычными оппонентами ловцы антисемитов не ограничиваются. В антисемиты попал координатор по коронавирусу профессор Гамзу. И, разумеется, позволивший себе критику в адрес тех, кого критиковать нельзя, 82-летний профессор медицины Моти Равид. Вот еще один коммент:

«устами его (Равида) глаголет примитивный материализм. Просто противно. Он проработал среди харедим много лет и совершенно их не понимает. И пишет антисемитскую чушь».

Я было задалась вопросом, куда активисты группы предлагают высылать антисемитов-сабр. Но говорят, что 82-летний антисемит в белом халате родился в Литве.

Ну и заключительный коммент, из группы «Принять закон против антисемитизма». Вишенка на торте.

«В последнее время в группе появилось очень много антисемитов».

Это явление известное. Если уж начал искать врагов, они обнаруживаются даже у тебя под кроватью.

Антисионисты выходят искать антисемитов. Сюрреализм «русской» улицы.

 

СТАРЫЙ НОВЫЙ МИФ

«Русская» улица – часть общеизраильского дискурса. И кампания, которую ведут на этой улице ловцы антисемитов, — столь же интегральная его часть.

И в ней нет никакого новаторства. Она вторична. Она – продукт кампании руководства харедим в Израиле. Очень удачной кампании, кстати.

Ни Наталье Ротенбенг и Мордехаю Томашпольскому, инициаторам кампании «русский антисемитизм в Израиле», ни составившей для них манифест д-ру Елене Римон не принадлежит идея поставить знак равенства между критикой харедим и антисемитизмом. Не они изобрели велосипед. Идея это старая и принадлежит она руководству харедим.

Израильские харедим с успехом внедрили в сознание израильского общества два мифа. Первый – наш, еврейский. Второй – результат глобализации.

 

МИФ ПЕРВЫЙ

Настоящие евреи – это только харедим.

Не только русскоязычный Светский Харедофил, но и светский израильтянин-сабра не отдает себе отчета в том, что речь идет не о традиции тысячелетий, а о новом движении, возникшем как следствие Хаскалы. Более того. Он не знает, что европейские харедим двадцатых-тридцатых годов прошлого века по своему образу жизни и манере одеваться были куда ближе к нынешним дати леуми – вязаным кипам, нежели к обитателям Модиин Илита. Достаточно посмотреть фотографии, только кто ж их будет смотреть?

Значит, что? Настоящий еврей – это хареди, причем не всякий, а именно из крайних: который облачен в полную амуницию, а не так, чтобы белая рубашка, чёрные брюки и черная кипа, который не пойдет служить ни в какой Нахаль Хареди (специально приспособленные для харедим части в ЦАХАЛе), у него «кашерный», то есть не позволяющий посылать и получать СМСки телефон, а если ему надо решить в разгар эпидемии, надевать ли маску, сколько гостей приглашать на семейное торжество или открывать ли школы, он спросит не минздрав, а раввина, потому что именно так поступает настоящий еврей.

А тот еврей, которому не нравится перечисленное выше или хоть что-нибудь из приведенного выше списка, или еще что-то из установок или требований руководства ультраортодоксальных общин, — он антисемит.

Не имеет значения, кто он – русскоязычный репатриант, только с трапа самолёта или, напротив, с 30- 40летним стажем жизни с стране. Светский еврей-сабра. Религиозный еврей, которому все вот это не нравится. Все они – антисемиты.

Лапид и его избиратели. Теперь – Беннет и его избиратели. Координатор по коронавирусу Рони Гамзу. 82-летний директор больницы. Все.

Ну, а что при таком раскладе экзальтированный русскоязычный неофит делит окружающих на СВЕТСКИХ и ЕВРЕЕВ – стоит ли удивляться?

МИФ ВТОРОЙ

А вот это уже – как у больших.

Руководство харедим в Израиле в точности усвоило и с успехом воспроизводит нарратив мусульман в Европе и афроамериканцев в Штатах. Нарратив угнетенного меньшинства, которое имеет право на неприкосновенность, экстерриториальность и госфинансирование, потому что – жертвам дискриминации положено.

А всякий, высказывающийся против требований этого меньшинства или каких-либо его организованных действий – ксенофоб, хейтер и колониалист.

Сделайте очень простой эксперимент.

Замените терминологию в тексте, описывающем дискриминацию харедим в Израиле. Подставьте вместо светских «белые», вместо харедим «черные». Или «европейцы» и «мусульманские беженцы». Вы получите знакомый американцам и европейцам нарратив.

Во всех трех случаях, кстати, нарратив служит не меньшинству как таковому, а крайнему радикальному флангу (во всех перечисленных случаях) и авторитарному руководству, которому крайне важно держать общины под контролем (у мусульман и у харедим). Но это уже о другом.

А мы – об антисемитизме в Израиле.

Точнее – о мифе.

В израильском обществе идет спор. В данном случае – спор внутриеврейский.

На «русской» улице участники спора значительно меньше информированы, чем уроженцы страны. Но спор этот – тот же. Спор о месте ультраортодоксальных общин в израильском обществе. О степени предоставляемой им экстерриториальности. Об обязанности государства защищать интересы самих членов общин – например, их права на получение школьного образования или права обеспечить свою безопасность во время пандемии. О службе в армии. Об экономических приоритетах и дотациях.

А еще – о том, как в XXI веке должен выглядеть иудаизм.

И настойчивые попытки классифицировать ВСЕ позиции в этом споре, кроме полного и безоговорочного согласия с требованиями руководства ультраортодоксальных общин и с критериями наиболее радикального фланга, как антисемитизм, — это просто потрясающая по своей наглости манипуляция.

В Израиле нет и не может быть антисемитизма.

И антисемитов у нас под кроватью тоже нет.

Нерусские истоки ненависти

Напоминаем: позиция авторов рубрик "Автограф" и "Колумнистика" может не совпадать с мнением редакции.

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Прочитал огромную статью Софы Рон. Первые её разделы "РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ХАРЕДОФИЛ ", "АНТИСИОНИЗМ КАК ЛЕГИТИМНАЯ ПОЗИЦИЯ" и "СТАРЫЙ НОВЫЙ МИФ" сплошная безапеляционная ложь. ФБ группы "За правый Израиль" , " Русскоязычные ликудники", "Мы израильтяне", "Израиль — любовь моя" и другие , которые по её классификации можно отнести к харедофильным, совершенно не соответствуют её описанию . Даже в группах " Выборы в Израиле" не встречал приведенных Рон цитат. Где она набрала их он не пишет. Путают ультраортодоксов и ортодоксов не какие то таинственные харедофилы, а Либерман в своём Ультиматуме и НДИ в своих Заявлениях. Обычно редакция "ИСРАГЕО" в случае публикации спорных статей высказывает своё мнение. В данном случае такого нет.

  2. Странно читать это от имени Софьи Рон.Может это подстава? Это явно не та Софья,которую я уважал.

  3. Это не подстава, а трансформация взглядов и стиля. Это уже не та Софа Рон. Новая Софа по монму мнению вполне может быть во фракции НДИ

  4. Собственно, тут нет предмета спора. Поток оскорблений, льющийся в комментариях к нередко очень тенденциозным, антирелигиозно настроенным статьям на русскоязычных сайтак, к примеру на сайте 9тв канала, встречает поток комментариев "развития и поддержки", очень напоминающий антисемитские статьи самого конца сороковых — начала пятидесятых в СССР. Сегодняшний антирелигиозный шабаш — просто слепок с антисемитского шабаша последних лет сталинщины. Попытка ответить встречает моментальный отпор — лишение права комментировать! Кто-то даже орудовал под моим именем. Писал об этом в редакцию 9го канала неоднократно. Зародилась и окрепла мысль об их тенденциозности, о том, что они орудие Либермана и Ко. Софью Рон знаю давно — она прошла печальный путь от автора очень сильного панфлета "Пережить фараона", до того, что она пишет сегодня. Моя попытка обратить внимание на прискорбность выбранного ею пути кончилась тем, что она меня заблокировала. А я ей аргументированно показывал, что пишет она неправду. Как и здесь.

    • Просто жаль ее.На одном из блогов я ее защищал,но теперь вижу,что ошибся.Даже чуть не поругался с друзьями.

  5. Замечательная статья, точно показывающая уродливое явление. Браво автору!

Добавить комментарий