Шопомания на марше

0

Согласно данным Госбанка, в минувшем сентябре общий объем покупок, сделанных израильтянами в сети по кредитной карточке и полученных по почте, увеличился на 10,2% по сравнению с показателем августа. С марта, с которого принято отсчитывать начало эпидемии коронавируса в Израиле, этот показатель увеличился примерно на 40%

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Впрочем, чтобы убедиться в том, что такой способ покупок становится все более распространенным, достаточно заглянуть в любой пункт получения посылок: почти везде и в любое время вы наткнетесь на небольшую очередь, в которой изо дня в день мелькают одни и те же лица. У многих страсть к интернет-покупкам приняла поистине болезненный характер именно в последние полгода. Большинство из них прекрасно отдают себе отчет в ненормальности ситуации, но не могу остановиться. Корреспондент "НН" Лев Пинскер побывал в одном из таких пунктов и побеседовал с некоторыми "постоянными клиентами".

— До первого карантина я никогда не делала покупок в сети. Более того, считала этот способ приобретения вещей ненормальным и любила ходить по магазинам, — рассказывает Анна К. — Но, как вы помните, в минувший Песах объявили локдаун, было запрещено отлучаться из дома, и я начала с того, что стала заказывать в интернете продукты. Потом прозвучал призыв поддержать наших фермеров, и появились люди, в том числе, кстати, и русскоязычные, которые стали закупать у них и развозить по домам свежие фрукты и овощи, и я решила воспользоваться этой услугой. Все это было нормально. Затем уже под самый праздник, когда настроение из-за происходящего было хуже некуда, я решила купить что-то из одежды. Заглянула в интернет, увидела, что магазин, расположенный неподалеку от моего дома, перешел на онлайн-продажи, и заказала новое платье. Курьер доставил мне его в тот же день. Я примерила — оно оказалось мне чуть мало, и его тут же поменяли. Так я впервые узнала, что таким способом вполне можно заказывать одежду без особого опасения, что вещь не подойдет. Это тоже еще было нормальным. Но я прекрасно отдаю себе отчет в том, что происходящее со мной сейчас  уже вышло за пределы нормы.

— И когда именно, по-вашему мнению, вы перешли эту грань?

— Думаю, это началось с того, что работая в интернете — как и многие мои коллеги, я перешла на работу из дома, — я вдруг увидела рекламу онлайн-магазина с предложением купить какие-то вещи. Стала рассматривать предложение, несколько вещей мне понравились, и я их заказала. Затем такие рекламы стали "выскакивать" на экран постоянно, десятками в день, в результате у меня образовался список магазинов, в которых я делаю заказы почти ежедневно. Покупаю одежду, игрушки и другие товары для себя, мужа и детей на 8-9 тысяч шекелей в месяц, иногда и больше. И хотя мы с мужем прилично зарабатываем, с учетом расходов на питание, необходимости платить машканту, арнону и все прочее это все равно очень большая сумма. Раньше мы на эти цели тратили не больше 5000 шекелей в месяц. Уже несколько раз я давала себе слово прекратить делать заказы, но каждый раз срываюсь. Это действительно своего рода наркомания.

Остановите самолет: не мешайте шопингу!

— Как вы себе объясняете невозможность остановиться?

— Смотрите, цены на многие товары на зарубежных сайтах значительно ниже, чем в наших магазинах, это неоспоримый факт. Приводятся они в долларах, то есть номинально выглядит вообще смехотворными, и это тоже влияет. Условия обслуживания великолепны: если товар не пришел вовремя или если оказался с дефектом, вы можете отменить заказ, и вам почти всегда возвращают деньги. Я понимаю, что психологический трюк здесь заключается в том, что данные моей карточки давно занесены в компьютер, мне даже не нужно ее доставать при покупке. Я просто выбираю товар, нажимаю на кнопку "заказать" — все! То есть я не чувствую, что трачу деньги, не осознаю, сколько именно потратила, и начинаю понимать это только 10-го числа, когда сходит платеж по кредитке. Но главная проблема мне видится в карантине. Он изменил мой образ жизни. Я стала намного больше времени проводить в интернете. У нас изменился режим: если раньше мы с мужем в девять укладывали детей спать, а сами ложились где-то в одиннадцать, то теперь засиживаемся глубоко за полночь — утром вставать на работу все равно не надо, а к началу десятого я в любом случае сяду работать за компьютером. Я почти перестала выходить из дома, хожу только за посылками, да по дороге покупаю самые необходимые продукты — хлеб, яйца, молоко. Надеюсь, что как только жизнь войдет в нормальное русло, я тоже приду в себя и избавлюсь от наваждения.

Елена Р. отказалась назвать конкретную сумму, которую тратит в месяц на онлайн-покупки, но признала, что она в последние месяцы увеличилась в несколько раз.

— Я и раньше делала покупки в интернете, — рассказывает Лена, — но в апреле меня угораздило войти в группу в "Фейсбуке", в которой женщины хвалятся друг перед другом удачными онлайн-покупками, делают селфи с ними и т.д. Ну, и понеслось: если все покупают, то чем я хуже?! Затем я тоже стала участвовать в этом негласном соревновании, у меня появился список сайтов, на которых я делаю покупки, и в месяц действительно выходит очень приличная сумма. Но для меня каждая покупка — это еще и общение с подругами по "Фейсбуку".

— Вот вы сейчас забрали около десяти посылок. И что, все эти вещи вам действительно нужны?

— Я заказываю, в основном, одежду и домашнюю утварь. То есть одежда мне нравится, когда я вижу ее на манекенщицах в каталогах. Когда же ее получаешь на руки, то часть оказывается удачной, а другое мне не подходит — плохо сидит, слишком мала или велико, хотя размер вроде мой. Так я их эти вещи просто кому-нибудь дарю. Или даже раз в месяц собираю в специальный мешок и вставляю на улицу — пусть кто хочет, забирает. На самом деле все эти вещи очень дешевы, так что особо жалеть не приходится.

— Когда будут сняты все ограничения, вы вернетесь к обычным покупкам в магазинах?

— Не думаю. А зачем? Так намного дешевле и экономишь кучу времени. Я лично шопоманкой себя не считаю. Конечно, надо покупать с умом, стараться экономить, но зачем отказываться от того, с чем тебе комфортно?

Среди тех, кто стоял в очереди, оказалась и школьный советник, психолог по профессии Веред Топаз.

— Я стараюсь контролировать свои траты на онлайн-покупки, но не скрываю, что делать их доставляет мне удовольствие, — призналась Веред. — Не думаю, что таким образом транжирю деньги — я тщательно ищу нужную мне вещь в интернете и покупаю ее только после того, как убедилась, что нашла самую выгодную цену. Началось это в Песах и в период осенних праздников продолжилось. Я решила, что если уж не могу встретиться с внуками на праздник, то хоть сделаю каждому из них подарок, и села за компьютер. Оказалось, что выбор игрушек и занимательных игр в онлайн-магазинах куда больший, чем в реальных, а цены существенно ниже. Кроме того, я заказываю в интернете книги — из-за невозможности ходить по книжным магазинам, что я люблю больше всего на свете. С книгами еще проще: при покупке на сумму свыше 200 шекелей они бесплатно доставляются курьером. Но, думаю, вы правы, когда говорите, что речь идет о новом и не самом позитивном общественном явлении. Вероятно, усилившаяся страсть к покупкам в интернете объясняется тем, что в период эпидемии людям стало не хватать впечатлений, а удачная покупка, как известно, всегда вызывает выброс адреналина. В то же время для многих такие покупки — это способ убежать от действительности, забыть обо всех проблемах, которые связаны с коронавирусом. Боюсь, что даже когда все кончится, и жизнь вернется в нормальное русло, проблема останется. У многих после пережитого останется агорафобия — боязнь открытого пространства и людных мест и нежелание выходить без крайней нужды на улицу, а все свои проблемы можно решать за компьютером. Говорю это как специалист: мы уже сейчас наблюдаем появление агорафобии у многих школьников младших классов, побывавших в самоизоляции. Думаю, она в не меньшей, а то и в большей степени может проявиться у подростков и взрослых. И это уже действительно не может не тревожить.

* * *

Если уж мы заговорили о стремлении израильтян убежать от действительности, то нельзя не рассказать и о другом феномене, который наблюдается в последние дни: все больше людей стали проводить немалую часть времени за компьютерными играми. По оценке социологов, число геймеров в Израиле с марта по сентябрь возросло примерно на 30%, причем в массе речь идет не о подростках, а о людях 30-40 лет. И, что самое интересное, увлекаются они не суперсовременными играми, а теми, которые были популярны 1990-х и начале 2000-х годов, то есть в период их отрочества и юности.

Объясняется этот феномен целым рядом причин.

Во-первых, безусловно, тем, что эти игры им хорошо знакомы, были когда-то любимы, так почему бы, если уж появилось время, не вернуться к ним? Кроме того, значительно уступая современным онлайн-играм в качестве графики и возможностей, они дешевле и не содержат в себе элемента вымогательства: как известно, большинство новейших игр построены на том, что геймер постоянно должен покупать различные аксессуары, выкладывая за них вполне реальные деньги.

Но главное заключается в том, что созданные после 2010-х годов игры рассчитаны на новое поколение с более рассеянным вниманием и меньшим запасом терпения, и потому каждый раунд содержит в себе одну миссию на очень короткое время, после чего игрок может перейти к следующему раунду или следующей игре. В старых же добрых играх вроде "Марио", "Легендарная лига", "Counter-Strik" и др. каждый раунд длится достаточно долго, содержит в себе немало вызовов и требует от игрока повышенного внимания и смекалки. Как выясняется, все эти качества рожденным в 1980-х годах куда более присущи, чем тем, кто появился на свет после 2000-го.

Среди людей в возрасте 65+ также замечено определенное повышение интереса к компьютерным играм, но все же не столь значительное, как среди 40-летних.

[nn]

Время великого шопинга

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий