Плохо хорошо

0

Такую формулу выдал Биньямин Нетаниягу на созванном 19 октября по требованию 40 депутатов специальном пленарном заседании Кнессета. Официальной повесткой дня была объявлена "пугающая неспособность премьер-министра справиться с кризисом в области экономики и здравоохранения"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Нетаниягу в своей речи не только отверг эти обвинения, но и подверг оппозицию резкой критике.

— Во всем мире оппозиция отложила в сторону политические разногласия, чтобы содействовать борьбе с эпидемией, — сказал премьер. — Это нормально: в час беды все должны подставить плечо во имя ее преодоления. Но у нас это не так. Оппозиция предпочитает вести политическую борьбу, используя эпидемию для разобщения общества в надежде выиграть пару голосов в опросах общественного мнения. Совсем недавно в этом зале раздавались крики о том, что никакой эпидемии нет, а если и есть, то она не опасна. Опасность, мол, выдумал Нетаниягу, на самом же деле в стране все в порядке. Сейчас вы говорите, что все плохо: эпидемия слишком опасна, а правительство ничего не делает. Вы уж сначала разберитесь между собой, как у нас все-таки обстоят дела — плохо или хорошо. А то получается "плохо хорошо"!

По словам Нетаниягу, в действительности борьба с эпидемией ведется достаточно эффективно: локдаун принес свои плоды, и статистика заболеваемости резко снизилась — перед введением карантина в Израиле ежедневно регистрировалось около 9 тысяч новых случаев заражения, сегодня менее тысячи. Решив избежать напоминания о массовых демонстрациях, премьер признал, что самая проблемная группа населения — ультраортодоксы, и в который раз за последние дни призвал их соблюдать все установленные ограничения и не открывать школы и иешивы.

Не упустил премьер возможности и подколоть ставшего, судя по опросам, его основным соперником лидера "Ямина" Нафтали Беннета, напомнив, что тот недавно голосовал за альтернативное правительство и был согласен, чтобы его возглавил Яир Лапид. "Тот, кто заключил союз с людьми, подобными Амиру Перецу и Ави Нисанкорену, не смеет читать нам мораль!" — парировала на это с места Айелет Шакед.

Глава оппозиции Яир Лапид начал свою речь с напоминания о том, как в 2016 году премьер обвинил оппозицию в абсолютном отрыве от происходящих в стране реалий.

— Возможно, тогда ты был недалек от истины, — признал Лапид. — Но сейчас в стране другая ситуация, и передо мной на трибуне стоял совсем другой человек, повторяющий те же слова. Это ты оторвался от реалий! Тебя ничего не интересует, кроме политики. Ради политики ты вновь и вновь идешь на уступки харедим и подвергаешь опасности других граждан.

В заключение Яир Лапид выразил уверенность в том, что Израиль не сможет победить эпидемию коронавируса до тех пор, пока во главе правительства находится Биньямин Нетаниягу. Тем более, напомнил он, что скоро начнется судебный процесс, на котором премьер обязан присутствовать, и это будет отнимать немалую часть его времени.

С не менее язвительной критикой в адрес премьера выступил и лидер НДИ Авигдор Либерман, назвавший его выступление "сказками Али-Бабы".

— Господин премьер, общественность вам не верит! Общественность вам не доверяет. Поэтому возьмите на себя ответственность, мы вежливо с вами попрощаемся, и езжайте себе спокойно домой — ключи в замке зажигания! — заключил Авигдор Либерман.

Брошенное Нетаниягу словосочетание "плохо хорошо" ("баса сабаба") широко обсуждалось в электронных СМИ и социальных сетях. Но, судя по всему, оно необычайно точно отражает нынешнее состояние израильского общества, которое совершенно сбито с толку: большинство граждан согласны с необходимостью соблюдения жестких ограничений для победы над эпидемией и это же большинство настаивают на скорейшем их снятии, считая чрезмерными или даже излишними.

Согласно опросу, проведенному профессором Камилем Фуксом по заказу 13-го телеканала, 64% респондентов израильтян считают, что введение карантинных ограничений было продиктовано политическими мотивами, и лишь 27% убеждены, что это были необходимые меры. 59% опрошенных не удовлетворены деятельностью премьер-министра в том, что касается преодоления нынешнего кризиса, 35% оценивают его деятельность положительно. 75% респондентов убеждены в опасности эпидемии и считают, что третий локдаун неизбежен из-за несоблюдения ограничений, и лишь 14% считают, что карантина больше не будет. 53% выразили неудовлетворение деятельностью премьера, 35% оценивают ее положительно.

Между тем, Нетаниягу остается самым популярным политиком: 36% участников опроса выразили убеждение в том, что именно он наиболее подходит на должность премьер-министра. 25% назвали в этом качестве Нафтали Беннета, 19% — Яира Лапида, 15% — Бени Ганца. 48% респондентов предпочитают досрочные выборы, 36% хотели бы, чтобы нынешнее правительство продолжало функционировать.

Что касается расстановки политических сил, то, согласно данным опроса, если бы выборы состоялись сегодня, "Ликуд" набрал бы 27 мандатов, "Ямина" — 24, "Еш атид — ТЕЛЕМ" — 21, "Объединенный арабский список" — 11, НДИ, "Кахоль-лаван" и ШАС — по 8, "Яадут а-Тора" — 7, МЕРЕЦ — 6 мандатов. Остальные партии не проходят электоральный барьер. Если опираться на эти цифры, то традиционный праворелигиозный блок с легкостью составляет коалицию из 66 мандатов. Однако при таких итогах выборов возможен и вариант создания коалиции без "Ликуда" и религиозных партий: "Ямина", "Еш Атид — ТЕЛЕМ", НДИ и "Кахоль-лаван" набирают 61 мандат. Понятно, что партии "Ямина" будет очень неуютно в подобной компании, но соблазн стать премьером может оказаться для Нафтали Беннета слишком велик.

Главный вывод, который следует из опроса, состоит в том, что израильское общество находится в крайне нестабильном состоянии, его настроение то и дело меняется, поэтому многое будет зависеть от того, когда именно грянут выборы. Ситуация в коалиции на первый взгляд выглядит крайне неустойчивой, и в последние дни то Габи Ашкенази, то Бени Ганц заявляют, что их терпение исчерпано. И если до конца месяца ситуация с бюджетом не прояснится, то они (цитирую) "пойдут другим путем": то есть либо на выборы, либо попытаются создать новую коалицию на базе нынешнего состава Кнессета.

Однако когда дело дошло до предложения Бецалеля Смотрича ("Ямина") о создании комиссии по расследованию конфликта интересов в работе судей (что категорически не устраивает "Кахоль-лаван") и предложенного депутатом, а в прошлом зам. начальника генштаба Яиром Голаном (МЕРЕЦ) формирования следственной комиссии по сделке о покупке субмарин (что уже не нравится "Ликуду"), обе партии быстро договорились о недопущении принятия этих инициатив.

Голосование по созданию комиссии о субмаринах, как известно, завершилось скандалом: предложение прошло со счетом 25:23. Во многом это стало возможным благодаря тому, что исполнявший обязанности спикера депутат Мансур Аббас ("Объединенный арабский список") объявил о начале голосования внезапно, в результате чего депутаты "Кахоль-лаван" в нем не участвовали, а "Ликуд" не успел согнать в зал достаточно своих депутатов (хотя количественно фракция превышает читсло голосовавших за создание комиссии).

Спикер Ярив Левин ("Ликуд") назвал все случившееся "вонючим трюком" и поставил на голосование вопрос… об отмене результатов голосования. Мотивировал он это тем, что многие депутаты не приняли участия в голосовании ввиду отсутствия, а часть не поняли, что происходит, тем более что голосование по данному вопросу должно быть поименным. Из-за сложившейся ситуации было прервано совещание кабинета по коронавирусу, и все министры поспешили в зал заседаний.

Оппозиция выдвинула ответное обвинение — заявила, что речь идет о "краже результатов народного волеизъявления". По словам представителей оппозиции, требование о поименном голосовании было выдвинуто главой коалиции Мики Зоаром ("Ликуд") уже после того, как оно началось. В знак протеста оппозиционеры не стали участвовать в повторном голосовании и покинули зал, выкрикивая "Позор!" и "Беззаконие! В результате поименного голосования предложение о создании комиссии было отклонено с результатом 44:0.

Депутат Тамар Зандберг (МЕРЕЦ) заявила о намерении подать в БАГАЦ иск против отмены результатов голосования. Юридический советник Кнессета сообщил, что проверит соответствие процесса голосования уставу парламента.

Как бы там ни было, ни "Кахоль-лаван", ни "Ликуд" явно не заинтересованы в немедленных выборах, вот и приходится сбавлять тон взаимных обвинений. Похоже, это понял даже председатель коалиции Мики Зоар, обычно не выбирающий выражений, а теперь вдруг заявивший, что станет работать над собой и изменит свой обычный (то есть откровенно хамский) стиль ведения дискуссии.

Основной проблемой нынешнего правительства остается борьба с эпидемией коронавируса, а главной головной болью — вопрос, как замедлить снятие карантинных ограничений, вызвав минимальное возмущение в обществе. Озвученные выше призывы премьера к той части харедим, которая игнорирует решения властей, судя по всему, пока остаются гласом вопиющего в пустыне. Трудно сказать, даст ли какой-то результат и угроза Юлий Эдельштейна добиться лишения финансирования самовольно открывшихся религиозных учебных заведений.

Национальный проектор по борьбе с эпидемией Рони Гамзо вновь подчеркнул: ослабление карантина не означает, что можно вернуться к обычной жизни. "Любые компромиссы очень быстро вернут страну к ситуации трехнедельной давности", — отметил он.

И все же, согласитесь, после снятия ограничения на удаление от места жительства более чем на 1000 метров и на поход в гости, с открытием национальных парков и пляжей дышать стало как-то легче. И хочется верить, что этот процесс продолжится, как бы непросто это ни было. Начало следующего этапа отмены ограничений запланировано на 1 ноября — в случае, если до тех пор количество новых инфицированных сократится до тысячи в день. На эту дату намечено также возобновление занятий в 1-4 классах школ и предоставление альтернативных медицинских услуг. Однако мы видели, какие тяжелые бои развернулись на заседании кабинета по коронавируса и вокруг формата возобновления учебы, и вокруг тех шагов, которые следует принимать на каждом этапе. Глава минфина Исраэль Кац и примкнувшие к нему министры от "Кахоль-лаван", как известно, предлагают изменить порядок выхода из карантина, поменяв местами второй и третий этапы: школы оставить закрытыми до середины ноября, а с 1-го числа этого месяца разрешить работу магазинов, учреждений и предприятий, принимающих посетителей, религиозных учреждений и циммеров.

Отдельной проблемой является вопрос повышения штрафов, налагаемых на учебные заведения и бизнесы, которые нарушают указания минздрава. Это требование было озвучено Юлием Эдельштейном и Рони Гамзу, поскольку, по словам первого, не должно быть ситуации, при которой соблюдающие все правила люди страдают, а нарушитель себя прекрасно чувствует. Национальный проектор предлагал увеличить максимальный размер штрафа с 5 до 50 тысяч шекелей, но юридический советник правительства Авихай Мандельблит совершенно справедливо заметил, что подобная санкция выходит за пределы полномочий полиции, и наложить штраф в десятки тысяч шекелей вправе лишь суд.

Но, вне сомнения, идея увеличения штрафов и применения санкций к нарушителям давно назрела — их следует наказывать шекелем за пренебрежение решениями правительства и здоровьем окружающих.

[nn]

Бесконечные выборы

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий