Бесплатный билет в Париж

0

Несладкой парочке, о которой речь пойдет ниже, предстоит отправиться из аэропорта имени Бен-Гуриона в аэропорт имени Шарля де Голля за казенный счет. Но ни Жильбера, ни Антона сей факт не радует

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Европол и полиции Израиля и Франции сообщили о существенном продвижении в расследовании деятельности израильского преступного картеля, с помощью мошеннических операций "заработавшего" в странах Европы сотни миллионов шекелей. Как ожидается, Израиль в ближайшие дни выразит согласие экстрадировать в Париж двух своих граждан, стоявших во главе этой преступной пирамиды — репатрианта из Франции Жильбера Шикли (55) и выходца из Украины Энтони (Антона) Лазаревича (36).

В течение полутора десятилетий и вплоть до недавнего времени мошенники проворачивали махинации, приносившие им миллионы евро. И все — это, не выходя из своих квартир в Тель-Авиве, Нетании и Ашдоде. Самым известным их трюком 2015 года стали телефонные звонки крупнейшим бизнесменам Франции и ряда других стран, в ходе которых Шикли представлялся министром обороны Франции Жан-Ивом Ле Дрианом и просил собеседников о "деликатной услуге" — пожертвовать несколько десятков миллионов евро на выкуп французских граждан, оказавшихся в плену ИГИЛ. Деньги следовало перевести на секретный банковский счет.

"Как вы понимаете, месье, я рассчитываю на вашу порядочность, и наш разговор должен остаться в тайне… — говорил Шикли. — …Да, месье, наш гражданский и человеческий долг — спасти этих людей, но если выкуп заплатит государство, нас обвинят в потворстве террористам… Боже упаси, чтобы это стало достоянием прессы! Нам нужно 55 миллионов евро… Да, уже диктую номер счета… Спасибо, месье. Франция вас не забудет!"

Бизнесмены держали данное слово, так что о том, сколько из них попали в эту ловушку, стало известно только в 2017 году. Среди жертв аферы были не только французские, но и турецкие бизнесмены. Например, духовный лидер турецких исмаилитов Ага Хан пожертвовал на выкуп захваченных ИГИЛ журналистов 20 млн евро, бизнесмен Инан Кирач — 47 млн евро.

В 2017 году Шикли и Лазаревич для обделывания своих финансовых дел приехали в Киев, где были арестованы по требованию Франции. Суд признал обвинения в их адрес справедливыми и экстрадировал в эту страну. Однако, уже находясь под судом, эта парочка сумела сбежать из страны в неизвестном направлении. Французская полиция начала поиски мошенников и вскоре вышла на их след в Израиле. Но израильские правоохранительные органы отнюдь не горели желанием сотрудничать с французскими коллегами. Они хорошо помнили отказ Франции выдать имевших двойное гражданство Арика Рубика и Клода Хайята, сбивших в Тель-Авиве насмерть Ли Зейтуни. А когда в 2016 году, отсидев всего год, Рубик и Хайят досрочно вышли на свободу, отношения с французами напряглись до предела.

Лишь после того, как выяснились истинные масштабы деятельности аферистов, и в дело вмешался Европол, была создана международная следственная группа. Однако члены преступного синдиката еще долго оставались на свободе (по большому счету, они находятся на свободе и сейчас) и продолжали осуществлять новые махинации.

Как оказалось, свои первые миллионы Шикли и Лазаревич заработали в 2007-2009 гг. на… Киотском протоколе. Напомним, что после подписания этого документа все страны получили квоты на выброс в атмосферу углекислого газа. Соответственно, такие квоты были введены для всех крупных компаний в каждой стране. За их превышение полагался крупный штраф, но если та или иная компания (или страна) не реализовала свою квоту до конца, то могла продать оставшуюся ее часть тем, кто оказался под штрафными санкциями. Как уже догадался читатель, Шикли и Лазаревич представили себя посредниками по продаже остатков квот и в этом качестве обратились к крупнейшим химическим концернам в Европе. Деньги за квоты и посреднические услуги надо было переводить в банки, расположенные в Тель-Авиве, Дубае, Гонконге, Бейруте и других точках мира. Основная часть этих сделок была фиктивной, то есть продавцы квот не получили денег, несколько же все-таки были реальными, но зато с них не были уплачены НДС и другие налоги на сотни миллионов шекелей.

И это было только начало! В последующие годы мошенники создали десятки фиктивных сайтов и фирм, с помощью которых выкачивали из самых солидных, имеющих огромные юридические отделы компаний не десятки, а сотни миллионов евро. Деньги переводились на счета банков в Восточной Европе (в основном, в Польше), в Китае и странах Юго-Восточной Азии.

Как минимум, еще один миллиард шекелей Шикли и Лазаревич заработали уже после начала пандемии коронавируса — "торгуя" несуществующими партиями масок и алкогеля, бриллиантами из каталогов солидных ювелирных фирм, аппаратурой для проведения тестов на вирус, а также заключив крупную сделку на якобы уже почти разработанное лекарство от коронавирусной инфекции. Афера проходила по старой простой, но безотказной схеме: была создана фиктивная фармакологическая стартап-компания с сайтом, в разработке контента которого участвовали репатрианты из Франции и СНГ, имеющие химическое, медицинское и фармакологическое образование, так что все выглядело вполне профессионально. В качестве сотрудников компании, якобы разрабатывающей лекарство от коронавируса, выступали не только вымышленные лица, но и несколько вполне реальных израильских ученых, понятия не имевших о том, как используются их имена. Обратись попавшиеся на удочку клиенты напрямую к ученым мужам через социальные сети — и обман был бы немедленно раскрыт. Но что потрясает — никто этого почему-то не сделал!.

К этому времени Жильбер Шикли уже был приговорен французским судом к десяти, а Энтони Лазаревич — к семи годам тюремного заключения. Но, как уже было сказано, израильская полиция не спешила ни с их арестом, ни тем более с экстрадицией. Чтобы заполучить мошенников в свои руки, Франция должна была очень хорошо попросить. И, разумеется, извиниться за инцидент с убийцами Ли Зейтуни и пообещать, что больше подобного не повторится.

Во Франции, кстати, Шикли и Лазаревич стали едва ли не народными героями. Их проделкам посвящено множество газетных статей, а недавно был снят и документальный фильм об их аферах, масштабы которых оказались таковы, что по их следам генеральная прокуратура Франции потребовала внести поправки в закон по борьбе с организованной и экономической преступностью.

Но следует понять: все эти "подвиги" были бы невозможны, если бы у них не было сотни подельников. В одиночку такие аферы провернуть невозможно. Картель включал в себя около 20 ближайших подельников Шикли и Лазаревича, которые были в курсе части афер, а также множество мелких исполнителей, которые вербовались, в основном, из испытывающих финансовые затруднения репатриантов из СССР-СНГ, живших в Ашдоде (где в последнее время проживал и Шикли), Бат-Яме, Нетании и других городах.

Пресс-служба полиции передала, что экономический отдел подразделения ЛАХАВ-433 сотрудничает со своими зарубежными коллегами и продолжает расследование по данному делу, но пока речь идет о подозрениях, часть из которых можно считать подтвержденными. И хотя расследование действительно в последнее время существенно продвинулось, пока ни о каких судебных шагах речь не идет. Это означает только одно: к окончательному соглашению об условиях экстрадиции Шикли и Лазаревича стороны пока не пришли. Но израильская полиция почему-то уверена, что их мошенническая деятельность пресечена, и эту главу дела можно считать закрытой.

* * *

Верховный суд отверг ходатайство юридического советника правительства Авихая Мандельблита, потребовавшего ужесточить условия ареста жителя Нетании Эйтана Бен-Симона Тайба, подозреваемого в афере, совершенной во Франции.

Тайб и четверо его напарников, все жители Нетании, были арестованы в июне. Согласно обвинительному заключению, подозреваемые собирались в квартире Тайба в разгар пандемии и организовали фиктивную продажу медицинского оборудования лечебным учреждениям во Франции. Афера по продаже несуществующих средств по защите от коронавируса принесла дельцам как минимум 188960 евро (сущие пустяки по сравнению с Шикли и Лазаревичем). Деньги, судя по всему, были переведены на банковские счета в Великобритании и Португалии, открытые по фальшивым документам. Согласно материалам дела, подозреваемые провели не менее 6700 бесед с целью продать фиктивное оборудование.

В августе Авихай Мандельблит подал прошение в окружной суд Иерусалима, требуя одобрить экстрадицию Тайба и его подельников во Францию, чтобы те могли предстать перед судом за мошенничество и отмывание капитала. Также юридический советник потребовал ужесточить условия содержания Тайба, который сейчас находится под домашним арестом в электронных наручниках, и поместить его в тюрьму до решения израильского суда об экстрадиции. Тайб в ответ заявил, что не представляет опасности для общества, никого никогда не грабил с ножом и пистолетом, а потому просит не менять решение суда об условиях его содержания под арестом. И Верховный суд принял сторону мошенника, а не юридического советника.

Кстати, в прошении юридический советник напомнил, что Тайб в прошлом уже привлекался властями Франции к суду за похожие преступления. Да и в Израиле его не раз арестовывали, и у него есть условный срок, который будет задействован, если подтвердится, что он замешан в преступлениях, подобных афере, в которой обвиняется сейчас.

[nn]

Тайна древнееврейских манускриптов

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий