Клеопатра говорила по-еврейски

0

Завоевавшая Голливуд израильская актриса Галь Гадот ответила на нападки в Twitter, но забыла упомянуть о тесных связях древнеегипетской царицы с еврейским народом

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

«СЛИШКОМ БЕЛАЯ» ДЛЯ ЕГИПТЯНКИ

Израильская актриса Галь Гадот, которая должна играть Клеопатру в новом одноименном фильме Патти Дженкинс, ответила сразу на все негативные комментарии, которые пользователи соцсетей стали писать после появления новости об этой ее роли. «Киноафиша» пишет, что в интервью BBC Arabic актриса заявила: она просто хочет «почтить память удивительной исторической иконы», вызывающей у нее восхищение. Также Гадот добавила, что Клеопатра была македонкой.

Галь Гадот. Фото: Wikipedia / Gage Skidmore

«Мы искали македонскую актрису, которая подошла бы на эту роль, но так и не нашли. А я очень увлечена Клеопатрой», – подытожила Галь.

О том, что Гадот снимется в роли последней правительницы Древнего Египта для студии Paramount, стало известно еще в октябре, напоминает jewish.ru. Узнав об этом, пользователи Twitter возмутились и выразили мнение, что на ее месте должна быть темнокожая актриса. Гадот призывали «одуматься и отказаться от роли», объясняя, что Клеопатра – не «какой-то выдуманный персонаж вроде Чудо-женщины или Русалочки» и что она «слишком белая» для этой роли.

«А дальше что будет? Белый Мартин Лютер Кинг?» – с негодованием поинтересовались пользователи соцсети.

Чернокожие Золушка и Офелия при этом борцов с кинорасизмом не возмутили.

Другие пошли еще дальше – напрямую обвинили актрису в «воровстве ролей, которые предназначены не для белых актрис».

«Твоя страна крадет арабские земли, а ты – чужие роли в кино», – написали под публикацией Гадот.

"Какому голливудскому кретину пришла в голову идея отдать роль Клеопатры бледной израильтянке, когда есть такие арабские красавицы как Надин Нджайм? Позор тебе, Галь Гадот, твоя страна крадет арабские земли, а ты – арабские роли", – написала пакистанская журналистка Самира Хан.

"Видать, Самира не знает, что Клеопатра была гречанкой. А невероятную красавицу Галь Гадот она называет "бледной". Удивительно, что способна сотворить с человеческим мозгом патологическая ненависть к Израилю", – ответила Хан австралийская журналистка иранского происхождения Рита Панахи.

Стоит отметить, что роль легендарной царицы на себя примеряли множество актрис (кстати, тоже белых), начиная от Теды Бары и заканчивая Моникой Белуччи, но самой известной «Клеопатрой большого экрана» считается Элизабет Тейлор. Фильм «Клеопатра» 1963 года, в котором Тейлор сыграла с Ричардом Бертоном, получил четыре «Оскара», но чуть не разорил 20th Century Fox: в процессе съемок бюджет картины вырос в 20 раз, и студии пришлось продать часть земли, чтобы расплатиться по счетам.

Идея нового фильма принадлежит самой Галь Гадот, которая не только перевоплотится в Клеопатру, но и будет исполнительным продюсером картины. Режиссером байопика станет Пэтти Дженкинс («Чудо-женщина», «Монстр»), в роли сценариста выступит Лаэта Калогридис («Остров проклятых», «Алита: Боевой ангел»).

 

НАГЛОСТЬ БОЕВЫХ КАКУНОВ

Как легко догадаться, особой критике подвергали израильскую актрису арабские пользователи соцсетей, прежде всего египетские. Мусульмане, некогда завоевавшие Египет и дискриминирующие реальных потомков автохтонов, коптов, без зазрения совести утверждают, что именно им принадлежат все права на историю страны Мицраим.

Ну а уж приписывать себе родство с македонской гречанкой Клеопатрой, это нонсенс и наглость. Впрочем, последнего боевым соцсетевым скакунам (или, точнее, какунам) не занимать.

Жаль, что в своем ответе Галь не упомянула, что Клеопатра свободно говорила на иврите, бывала в Эрец Исраэль и вообще весьма благоволила еврейскому народу.

Семь удивительных фактов о Клеопатре — и о ее отношениях с землей Израиля и евреями во времена Второго Храма, приводит просветительский сайт toldot.ru.

 

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ЕВРЕЙСКИЕ СОЮЗНИКИ

Клеопатра VII родилась в македонской греческой семье, которая в ту эпоху правила Египтом. Африканкой Клеопатра не была, но египетским языком свободно владела, став таким образом единственным македонским правителем, потрудившимся выучить язык той страны, которой он правил. Царицей она стала в 18 лет, разделив престол со своим братом Птолемеем XIII, за которого она позже вышла замуж.

Египет в то время был раздираем интригами и разорен многолетними гражданскими войнами. Под властью Клеопатры Египет также оказался втянутым в гражданские войны в Риме, открыто поддерживая римского диктатора Юлия Цезаря против его врага Помпея. В 48 году до н.э. брат Клеопатры выслал ее из страны, и она вступила в военный союз с Юлием Цезарем, который помог ей вернуться на египетский трон.

Еврейская община Египта процветала, и многие из сторонников Клеопатры VII были египетскими евреями. Историк Стейси Шифф, которая получила Пулитцеровскую премию за биографию Клеопатры, отмечает, что в Египте I века до н.э. евреи «были речными охранниками, полицейскими, армейскими командирами и высокопоставленными чиновниками» и ярыми сторонниками Клеопатры. Таких было 48 человек, и они сражались за нее во время Александрийской войны (в 47 г. до н.э.), в конце которой Цезарь предоставил им гражданство.

Читайте в тему:

Прекраснейшая для Себека и ее наследницы

В НАДЕЖДЕ ВЛАДЕТЬ ПРЕКРАСНЫМ ЯФФО

После того, как Юлий Цезарь утвердил Клеопатру на троне Египта, она решила отвоевать те территории, которыми ранее правили ее предки. Да и пустую казну надо было заполнять. Поэтому Клеопатра попросила Цезаря помочь ей присоединить к Египту портовый город Йоппа — сегодня он называется Яффо. Юлий Цезарь отказался, вместо этого даровав Клеопатре остров Кипр.

В 47 г. до н.э., посетив Египет, Цезарь оставил три римских легиона в египетском городе Александрия, чтобы помочь обеспечить безопасность Клеопатры на троне, и вернулся в Рим. Историк д-р Джоан Флетчер отмечает, что в то время Цезаря больше всего заботили отношения с еврейскими общинами региона.

По утверждению историков, выплыв из александрийской гавани, Цезарь не сразу вернулся в Рим. Нуждаясь в поддержке евреев в его предстоящей борьбе против сыновей Помпея, он поплыл вдоль побережья в Акко, чтобы вознаградить бывших сторонников Помпея Антипатра и Гиркана за их ценную помощь. Будучи представителем Рима, он подтвердил их режим, отдал им дань уважения, позволил им восстановить Иерусалим и передал им порт Йоппа (Яффо) — тот самый, который хотела заполучить себе Клеопатра.

Империи и царства восточного Средиземноморья были невероятно разнообразны и сложны, и еврейские общины этого региона играли ключевые роли, поддерживая (или наоборот!) местных правителей.

 

КЛЕОПАТРА, МАРК АНТОНИЙ И «ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЕВРЕЕВ

Клеопатра была с Юлием Цезарем в Риме, когда он был убит там 15 марта 44 г. заговорщиками, которые надеялись таким образом восстановить республиканское правление. Линия преемственности после смерти Цезаря была чрезвычайно сложной. Его двоюродный племянник (и приемный сын) Октавиан был наиболее вероятным наследником. Однако через год после смерти Цезаря римский генерал Марк Антоний стал тоже бороться за власть в Риме, и некоторое время царствовал вместе с Октавианом в составе второго триумвирата Рима, пока не порвал с Октавианом и не начал гражданскую войну в 31 г. до н.э.

Стремясь получить доступ к сказочному богатству Египта, Антоний обратился к Клеопатре, они сформировали союз и отправились в Египет, чтобы там объединиться в борьбе с силами Октавиана в Риме. В этот период Клеопатра одевалась, как египетская богиня Исида, а Антоний называл себя Дионисом и одевался как этот греческий бог.

Антоний и Клеопатра не только в трагедии Шекспира вершили людские судьбы, и их действия имели последствия для реальных людей — в том числе, для значительной еврейской общины в Египте в то время. Историк Стейси Шифф отмечает, что период правления Клеопатры дал начало «золотому веку» евреев в Египте. По оценкам тель-авивского музея Диаспоры, в первом веке нашей эры — всего через сто лет после правления Клеопатры — в Египте проживало до миллиона евреев; это была одна из самых больших, относительно безопасных, открытых и свободных еврейских общин.

Читайте в тему:

Путешествие в страну Большого Хапи

УВАЖАЕМЫЙ ГОСТЬ

В 39 году до н.э. Клеопатра VII принимает у себя уважаемого гостя: одного из римских тетрархов провинции Иудея по имени Ирод. Три года спустя Ирод получит повышение, будет провозглашен царем Иудеи и начнет терроризировать своих еврейских подданных. Ирод был параноиком, жестоким тираном, виновным в смерти многих равов и еврейских духовных лидеров. Но тогда, в 39 г. до н.э., это было еще далеко, и Ирод приехал в Египет в качестве… беженца!

Кочевые парфянские бойцы вошли в землю Израиля, истощив армию Ирода и его союзников. Ирод бежал из Иерусалима и укрылся вместе со своей семьей в крепости, которую он построил на вершине горы Масада. У Ирода не было слишком много друзей, так что его выбор — куда можно уехать из Иудеи — был невелик. Ирод отправился в Египет, к Клеопатре. И Ирод, и Клеопатра ранее были верны Помпею, а отец Ирода был союзником птолемейской правящей семьи Клеопатры.

Клеопатра предложила Ироду принять участие во вторжении в Эфиопию вместе с ней, но римский тетрарх отказался. После длительного визита Клеопатра, очевидно, пожелала, чтобы Ирод отправился восвояси и дала ему для этой цели корабль. Была зима, Средиземное море бушевало. Ирод потерпел кораблекрушение у берегов Кипра, и прибыл в Иудею только весной.

 

ПОБЕГ ИЗ ИЕРУСАЛИМА

В 36 году до н.э. Клеопатра была на пике своей власти. Она успешно восстановила большую часть империи своего отца и решила попутешествовать по своим недавно обретенным территориям. Клеопатра пустилась в дорогу в сопровождении грандиозной процессии, в которой выразились и ее любовь к роскоши, и артистическое чутье.

Посетив земли, в которых сейчас находятся Сирия и Ливан, Клеопатра повернула в Иудею, к Ироду, своему бывшему другу и союзнику, который теперь стал царем и деспотом.

Владения Клеопатры распространились до израильского города Иерихон, где Марку Антонию удалось захватить для нее территорию. Клеопатра теперь обладала пышными рощами бальзамовых деревьев, которые когда-то принадлежали Ироду. Теперь, во время своего визита, она предложила Ироду арендовать у нее эти самые земли за 200 талантов в год.

Это предложение стало поводом для гнева Ирода, хотя истинная причина его злости была в том, что Клеопатра открыто поддерживала его шурина Аристобула. Ирод, как известно, был идумеем и ненавидел свое происхождение за то, что оно не позволяло ему стать Первосвященником и проводить службы в Иерусалимском Храме. Когда Клеопатра предложила Ироду назначить Аристобула, потомка Хасмонеев, Первосвященником, подозрительный Ирод углядел в этом заговор и начал планировать ее убийство.

Клеопатре посчастливилось узнать о планах Ирода и бежать обратно в Египет со своей свитой. В отместку Ирод начал распространять слухи о том, что Клеопатра пыталась соблазнить его и захватить власть в Иудее.

 

КЛЕОПАТРА В ТАЛМУДЕ

Клеопатра несколько раз упоминается в Талмуде. Идет ли речь именно об этой Клеопатре или об одной из ее предшественниц — предмет спора. Но одно из упоминаний так подходит к характеру и наклонностям последней императрицы Египта, что почти наверняка относится именно к ней. Талмуд говорит об ужасных медицинских экспериментах, которые она проводила над беременными женщинами-заключенными:

«Поскольку ее служанки были приговорены к смертной казни, она воспользовалась этой возможностью и проводила над ними опыты…» (Нида 30б).

«Учитывая преобладание медицинских работников при дворе, — отмечает историк Стейси Шифф, — описание Талмудом медицинских экспериментов Клеопатры звучит достоверно. Однако Талмуд отверг научную ценность ее ужасных экспериментов. Рабби Ишмаэль, когда мудрецы привели ему в качестве доказательства своей позиции ее опыты, возмутился: “Я вам привожу аргументы из Торы, а вы мне — аргументы от глупцов?!”».

 

СМЕРТЬ И НАСЛЕДИЕ КЛЕОПАТРЫ

В 31 г. до н.э. Клеопатра и Марк Антоний объединили свои усилия, чтобы вступить в морское сражение в Актиуме, у берегов Греции. Корабли Клеопатры и Марка Антония потерпели поражение, и царская чета отступила в Египет. Октавиан последовал за ними, успешно атакуя их в Египте: ему удалось завоевать Александрию в 30-м году до н.э. и превратить Египет в одну из провинций обширной Римской Империи.

Легенда гласит, что, потерпев полное поражение, Антоний и Клеопатра приняли решение покинуть этот мир: Антоний заколол себя, а Клеопатра обняла ядовитую змею. Профессор Кембриджского университета Мэри Биэд сомневается, что легенда имеет под собой историческую основу: на самоубийство через змеиный укус трудно решиться и не так просто его осуществить. Скорее всего, Клеопатру убил Октавиан.

Ученые считают, что роскошь двора Клеопатры была очень преувеличена, да и вообще, в истории её жизни — как личной, так и политической — есть масса искажений, что неудивительно: ведь многое из того, что мы знаем о Клеопатре и Марке Антонии, было описано римским поэтом Плутархом, который преувеличивал восточную экзотику Клеопатры на потеху римских читателей.

Таким это наследие и пришло к нам: Клеопатра представляется нам восточной царицей, таинственной и чувственной. А вместе с тем, даже лишенная восточной экзотичности, последняя правительница Египта остается интересным персонажем. Это была замечательная сильная личность, жившая в противоречивую, сложную эпоху. Она была продуктом своего времени и играла важную роль на древнем Ближнем Востоке. И не будем забывать, что именно Клеопатра обеспечила еврейским общинам Египта свободу и безопасность, которые дали начало «золотому веку» евреев в Египте.

 

КАК ЖЕ ОНА ВЫГЛЯДЕЛА?

Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин, отмечает "Википедия".

Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Повреждённый бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), созданный после смерти Клеопатры по случаю брака Клеопатры Селены II, её дочери от Марка Антония, с царём Мавретании Юбой II, передаёт внешность Клеопатры в её последние годы; хотя иногда этот бюст приписывают самой Клеопатре Селене II. Клеопатре VII приписывают эллинистические бюсты, изображающие молодых привлекательных женщин с типично греческими лицами, но персоны, с которых делали бюст, точно не идентифицированы. Считается, что бюсты, изображающие именно Клеопатру VII, хранятся в Берлинском музее (см. заставку в начале статьи) и музее Ватикана, но классический облик заставляет подозревать идеализацию изображения.

Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой (наследственные черты Птолемеев). С другой стороны, известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом. Как пишет Плутарх, видевший портреты Клеопатры:

"Ибо красота этой женщины была не тою, что зовётся несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение её отличалось неотразимою прелестью, и потому её облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки её голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие…".

В то время как греки обычно пренебрегали воспитанием дочерей, даже в царских семьях, Клеопатра явно имела хорошее образование, которое, наложившись на её природный ум, дало превосходные результаты. Согласно историческим хроникам, ссылающимся на Плутарха, Клеопатра стала настоящей царицей-полиглотом, владея помимо родного койне (греческий язык эллинистической эпохи) также египетским (первая из своей династии приложила усилия для овладения им, может быть только за исключением Птолемея VIII Фискона), арамейским, геэзом (древнеэфиопский язык), древнеперсидским, древнееврейским (скорее всего, обиходным в то время Эрец Исраэль вариантом арамейского с заметными вкраплениями иврита) и языком берберов (народа, жившего на юге Древней Ливии). Её лингвистические способности не обошли и латынь, хотя просвещённые римляне, как, например, Цезарь, сами в совершенстве владели греческим языком.

 

ЭЛИШЕВА РАХЕЛЬ БЫЛА ПЕРВОЙ

Самая знаменитая кино-Клеопатра — Элизабет Элишева Рахель Тейлор. Ее приобретенное еврейство — тоже кость в горле тех, кому так неприятно решение Галь Гадот сняться в роли царицы.

Антоний и Клеопатра — Ричард Бартон и Элизабет Тейлор. Фото: Wikipedia / Courier-Gazette, McKinney

Как писал Давид Шимановский, готовясь к гиюру, Лиз много занималась с раввином Максом Нуссбаумом, регулярно посещала синагогу. Окунувшись в микву, предстала в «Темпл Исраэль» (Голливуд). В мае того же года в храме «Бет Шалом» рав Нуссбаум совершил бракосочетание под хупой Элишевы-Рахель с Эдвином Фишером, родившимся в семье эмигрантов из России. В 1961 г. актриса с мужем была на кинофестивале в Москве и для американских солдат, служащих при посольстве, исполнила песни на иврите. Власти Египта запретили въезд в страну иудейке, сыгравшей Клеопатру, а Лига арабских государств внесла ее в «черный список» и запретила показ фильмов с ее участием. Не афишируя обретенное еврейство, Элизабет последовательно причисляла себя к народу Книги. В документальном фильме «Геноцид» она сказала:

«Я глубоко сочувствовала страданиям еврейского народа во время войны. Меня влечет культурное наследие евреев».

И это не было голословной декларацией. Еще в 1959 г. Тейлор купила облигации Израиля на 100 тыс. долл., а в 1967-м на благотворительном вечере в Лондоне собрала 840 тыс. долл. в помощь еврейскому государству. И отменила визит в СССР из-за поддержки советскими властями арабских стран в Шестидневной войне. В 1975 г. она подписала письмо, осуждавшее антисионистскую резолюцию ООН, а в 1976-м, узнав о захвате террористами самолета с израильтянами в Уганде, предложила себя в качестве заложницы в обмен на их освобождение. Этого не понадобилось, но поступок актрисы высоко оценил израильский посол в США. Она не раз посещала еврейское государство, встречалась с его руководителями. В 1987 г. подписала обращение к Раисе Горбачевой с требованием выпустить из СССР евреев-отказников.

Да и похоронена была Элизабет Тейлор на калифорнийском кладбище Форест-лоун в полном соответствии с иудейским ритуалом в присутствии четверых детей, десяти внуков и троих правнуков покойной.

Так что даже в голливудской версии Клеопатра неразрывно связана с еврейским народом и уж никак — с народом, который желает всеми правдами и неправдами объявить себя наследником древней цивилизации.

Вновь Клеопатра — иудейка

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий