Хочу в премьеры!

0

Пока левые и правые призывают к единству, количество партий на обоих флангах израильской политики множатся со скоростью деления инфузории-туфельки

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

В полном соответствии с нашим прогнозом прогнозы лопаются, как мыльные пузыри, и все, что говорилось вчера, сегодня уже не имеет значения, а за все, что говорится сегодня, завтра на рынке не дадут больше 50 копеек в современной российской валюте. Вместе с партиями множится и число претендентов в кандидаты на пост премьер-министра, поскольку лидер почти каждой партии убежден, что отлично справится с этой должностью.

Для начала давайте просто посчитаем лидеров наших партий: Биньямин Нетаниягу, Гидеон Саар, Нафтали Беннет, Авигдор Либерман, Яир Лапид, Рон Хульдаи, Ницан Горовиц, Моше Яалон, Офер Шелах, Бени Ганц, Бецалель Смотрич, Айман Удэ — вот вам уже двенадцать. Вполне можно организовать правление по методу знаменитой сказки Волкова "Семь подземных королей": пусть каждый из лидеров правит по месяцу, а остальные 11 месяцев отдыхает, набираясь сил для следующей каденции. При желании, конечно, можно сократить число сменных премьеров до шести-семи, но тогда и времени на отдых после трудов государственных у них останется меньше.

Кстати, обратите внимание, что среди вышеназванных лидеров нет представителей "Аводы" (там пока, похоже, никто не знает, кто сейчас их председатель и зачем он вообще нужен), ШАСа, "Яадут а-Тора", нет создателя "Экономической партии" профессора Ярона Зелихи и главы партии "Ватикей-Исраэль" Дани Ятома. Да, на нашем политическом небосклоне за неделю, прошедшую со времени предыдущего выпуска "НН", произошло пополнение: бывший глава службы внешней разведки "Моссад", а затем депутат от "Аводы" Дани Ятом объявил о создании новой партии "Ватикей-Исраэль" ("Ветераны Израиля"). В сущности, речь идет о попытке возрождения партии пенсионеров "Гиль" ныне покойного Рафи Эйтана. Напомним, что состоящие в ней бывшие госслужащие и получатели гигантских пенсий заботились исключительно о себе и дозаботились до того, что раскололись на две партии.

Надо заметить, что Ятому удалось собрать впечатляющую команду небедных стариков: вторым его номером является профессор этики Аса Кашер, третьим — радиоведущая Пеэр-Ли Шахар, четвертым — экс-глава всемирной организации ВИЦО Ривка Лозовски. Партия явно собирается разместиться на левоцентристском фланге, где и без нее уже слишком тесно. По сути, за одного и того же избирателя намерены бороться "Еш атид" во главе с Лапидом, "Исраэлим" Рона Хульдаи, МЕРЕЦ, все еще безымянная партия Офера Шелаха, "Экономическая партия", "Авода" и "Кахоль-лаван". А тут еще и партия Ятома, и совсем свежеиспеченные "Демократическая партия Израиля" во главе с профессором Уди Шапиро и партия "Маан — ле идан хадаш" во главе с известным активистом арабского сектора Мухаммедом Дарауше.

В связи с этим Яир Лапид решил почистить свои ряды и отказаться от союза с Моше Яалоном и его партией ТЕЛЕМ, которую многие сторонники "Еш атид" подозревают в излишней правизне. Сообщив о разрыве с Яалоном, Лапид твердо заявил, что его партия — единственная сила, которая будет твердо противостоять идее распространения суверенитета Израиля на Иудею и Самарию, отстаивать либеральные ценности и бороться с религиозным диктатом. Этими словами он больно наступил на мозоль Авигдору Либерману, который тоже борется за либеральные ценности и отстранение ультраортодоксов от рычагов власти, и Рону Хульдаи, выступающего с аналогичными лозунгами.

И Хульдаи поспешил дать Лапиду отпор. Его монолог напоминал известную эскападу Паниковского в адрес Остапа Бендера, сделанную в разговоре с Шурой Балагановым. Хульдаи обвинил Лапида в том, что за пятнадцать лет в политике тот так ничего не и добился. Ну, а дальше можно вполне цитировать Ильфа и Петрова. Вернувшись в конструктивную колею, Хульдаи сообщил, что готов в ближайшее время оставить пост мэра ради места депутата Кнессета, и прибавил, что отнюдь не гонится за лидерством, для него главное — сменить режим, поэтому он готов занять в списке собственной партии второе место. Видимо, в качестве подтверждения этой его готовности партия "Исраэлим" выпустила плакат, на котором размещены рядом портреты Хульдаи и Нетаниягу и написано: "В стране есть только два (подлинных) лидера. Выбери своего!"

О том, что он тоже является частью так называемого левоцентристского лагеря, напомнил и Бени Ганц, который собирается продолжить предвыборную гонку во главе изрядно поредевшей партии "Кахоль-лаван". Сделанное Ганцем в понедельник специальное заявление воистину была речью не мальчика, но мужа — мужа, который сходил налево (то есть простите, направо), а теперь вернулся в семью с просьбой простить измену и впустить на законную жилплощадь.

"Я, генерал-лейтенант резерва Бени Ганц, солдат Государства Израиль, напрямую обращаюсь к вам. К вам, которые многие месяцы боролись за то, чтобы избавиться от Биби — человека, который держит всю страну за горло, чтобы избежать ужаса суда. К вам, кто верил в меня и был мной разочарован, — так Ганц начал свою речь. — Но тут началась эпидемия коронавируса, международный кризис, битва за человеческие жизни, за здоровье израильтян. И я, солдат Израиля, снова встал в строй. Я пожимал руку человеку, которого обещал заменить. Я пожимал руку серийному нарушителю обещаний. Я пожимал ему руку, потому что Израиль находился в состоянии войны, а я — солдат. Я ошибался".

В общем, невиноватый он — Биби сам к нему пришел. Пришел — и обманул. Его, Ганца, а вместе с ним и весь честной народ Израиля. И теперь он, Ганц, собирается "сражаться вместе с народом Израиля, чтобы вытащить нас из этого".

Закончил Ганц свою речь призывом к Лапиду, Хульдаи, Шелаху, Либерману и Горовицу найти точки соприкосновения и заявил, что ради объединения готов на уступки. Видимо, генерал имел в виду, что больше не претендует на высокий пост премьера по ротации. При этом он предпочел не заметить, что даже если объединение, о котором он говорит, состоится, ему не набрать более 35 мандатов, а это не намного больше, чем обещают одному только "Ликуду".

Лидер НДИ Авигдор Либерман, комментируя этот призыв, не без сарказма заметил: "Ганц, у нас уже была возможность сместить Биби, но ты выбрал кресло резервного премьер-министра. Все, что ты можешь сейчас сделать для страны, это объявить, что не баллотируешься в следующий состав Кнессета".

Это хороший совет, но Бени Ганца, похоже, в свое время так уверили в том, что он является подлинным лидером нации и единственным достойным кандидатом на пост премьера, что ему никак в этом не разувериться. А Либерман не упустил случая подчеркнуть, что НДИ не имеет никакого отношения к левоцентристам, что это правая партия, но ради свержения правительства Нетаниягу готова на самый широкий союз — от МЕРЕЦа до "Ямины". Что подтверждает, что с математикой у Авигдора все в порядке. Вот только как он собирается впрячь в одну телегу коня и трепетную лань, остается большим секретом.

Впрочем, и все остальные лидеры, к которым обращался Бени Ганц, предпочли либо отпустить в его адрес язвительные реплики, либо вообще не обратить внимания. И если прежде опросы давали "Кахоль-лаван" 4-5 мандатов, то после попытки "возвращения блудного попугая" показали, что партия не проходит электоральный барьер. Ганц снова допустил ошибку, и на этот раз, похоже, роковую для своей политической карьеры.

Еще одним вполне ожидаемым событием стало заявление лидера "Аводы" Амира Переца о том, что он не собирается баллотироваться в Кнессет нового созыва. Но, добавил Перец, он по-прежнему собирается служить обществу и способствовать преодолению разногласий между различными его слоями. Мотивы решения ветерана израильской политики понятны: внутри партии у него появилась серьезная оппозиция, да и по всем опросам у "Аводы" нет даже небольших шансов преодолеть электоральный барьер. В то же время Перец не скрывает намерений побороться за пост президента. Причем, не он единственный: среди возможных кандидатов в президенты называют Ицхака Герцога, Натана Щаранского и еще целый ряд бывших и нынешних политиков.

Без усов и вне политики

Лидер ТЕЛЕМ Моше Яалон, отправившись в свободное политическое плавание, стал спешно набирать новую команду. Помимо уже объявившего о присоединении к его партии экс-министра науки и космоса Изхара Шая, в нее вошли известный противник карантинов профессор Хагай Левин, один из лидеров митингов против Биньямина Нетаниягу Гонен Бен-Ицхак и адвокат Керен Меир-Рубинштейн вдобавок к депутатам Орли Фруман и Андрею Кожинову. При этом Яалону пришлось исключить из предвыборного списка адвоката Аймана Абу-Райе — как выяснилось, возбужденное против него дело по подозрению в даче взятки сотрудникам Земельного управления до сих пор не закрыто.

Яалон сообщил, что у него замечательные отношения с Гидеоном Сааром, поэтому ТЕЛЕМ непременно войдет в правительство, распространит суверенитет на Иудею и Самарию, проведет судебную реформу и уговорит харедим открыть магазины по субботам. Для этого требуется сущая ерунда — чтобы ТЕЛЕМ преодолела электоральный барьер. Впрочем, похоже, никто из членов списка Яалона в этом не сомневается. Более того: они заявляют, что он и есть лучший кандидат на пост премьер-министра.

Тем временем у другого "лучшего кандидата" на этот пост — лидера "Ямина" Нафтали Беннета начались мелкие неприятности, постепенно перерастающие в большие проблемы. Переговоры с лидером партии "а-Цийонут а-датит" Бецалелем Смотричем, требовавшим четыре места в первой восьмерке общего списка, явно застопорились, и вышедший из себя Смотрич нарушил данное ранее обещание воздерживаться до конца переговоров от контактов со СМИ. Он напросился на телеинтервью, в ходе которого заявил, что не верит в Беннета как в лидера и тем пуще не верит в утверждения, что партия религиозных сионистов не пройдет без него электоральный барьер — пройдет, и еще как! Спустя два дня Смотрич сообщил, что его партия идет на выборы самостоятельно, а заодно оповестил Беннета, что тот не имеет права использовать слово "Ямина" в качестве названия своей партии: "Ямина" — это название блока, принадлежавшее в равной степени каждой из его составляющих — партиям "Ямин хадаш", "Байт иегуди" и "Ихуд Исраэль". Сейчас Смотрич и Беннет ведут напряженные переговоры с лидерами "Байт иегуди", пытаясь перетянуть их на свою сторону.

Появление на политическом горизонте партии "а-Цийонут а-датит" означает, что у Нетаниягу появился еще один союзник, с которым "Ликуд" вполне может подписать договор об остаточных голосах. Но для этого, заметим, нужно, чтобы "а-Цийонут а-датит" преодолела электоральный барьер.

На этом фоне и прозвучали слова Авигдора Либермана о том, что он работает над созданием союза четырех партий — "Ямина" и "Тиква хадаша", "Еш атид" и НДИ, — подписавших договора о распределении голосов.

"Союз будет вести совместные переговоры, и я надеюсь, что к нам присоединятся другие партии. Мы обязаны сменить власть, и это не только вопрос "С Биби или без Биби", это вопрос о том, кто управляет страной. Премьер-министр стелется перед религиозными авторитетами, решает за правительство и за всех нас. Кто, в конце концов, управляет страной? Правительство или раввины? Нетаниягу цинично использует "корону", прививки, ШАБАК и демонстрации. Мы все — заложники его борьбы за выживание", — сказал Либерман.

В "Ямина" поспешили опровергнуть слова лидера НДИ. "Мы заняты разработкой программы трудоустройства 400 тысяч безработных, а не созданием мифических блоков", — заявили яминовцы, намекнув, что не хотели бы сидеть в одном правительстве ни с "Еш атид", ни с НДИ.

Да и Гидеон Саар, по оценке обозревателей, явно делает ставку на союз с религиозными партиями и уже затем со всеми остальными, а пребывание НДИ в одной коалиции с харедим пока выглядит проблематично.

Биньямин Нетаниягу, похоже, понимает, в какой сложной ситуации оказался, но без боя сдаваться не собирается. По всем опросам "Ликуд" остается ведущей партией страны, и игнорировать этот факт может только слепой. Впрочем, как известно, политическая слепота или близорукость — достаточно часто встречающееся заболевание среди тех, кто мнит себя потенциальным лидером нации, и это — одна из причин неожиданностей, которыми сопровождается оглашение результатов выборов.

А до выборов, кстати, осталось два с половиной месяца. Вроде бы всего ничего, но, как известно, в экстремальной ситуации время течет совсем по-другому, и даже минута может длиться вечность. Так что давайте не будем спешить с выводами. И помните: все, что говорится сейчас, завтра может оказаться абсолютно неверным. Впрочем, нет ничего нового под солнцем…


В среду, 13 января, Биньямин Нетаниягу посетил с рабочим визитом Нацерет — крупнейший арабский город страны. Премьера встречали несколько десятков демонстрантов с палестинскими флагами, пытавшихся с криками "Не дадим украсть арабские голоса!" преградить ему путь. Среди участников акции выделились бывшие и нынешние арабские депутаты, включая одиозную Ханин Зуаби.

Визит, безусловно, был не столько рабочим, сколько политическим. В своей речи премьер выразил благодарность тысячам врачей и медсестер из арабского сектора, которые наравне с еврейскими коллегами борются с коронавирусом. По словам Нетаниягу, он видит в израильских арабах интегральную часть израильского общества, чего не может сказать о депутатах "Объединенного арабского списка", защищающих интересы террористов куда более рьяно, чем собственных избирателей.

Напомним, что, согласно опубликованному недавно социологическому исследованию, в арабском секторе очень высоко оценили деятельность Нетаниягу по развитию там населенных пунктов и созданию новых рабочих мест, и свыше 10% израильских арабов твердо намерены голосовать за "Ликуд". Еще около 10% склоняются к такому выбору, что, безусловно, не может не вызвать озабоченности у политиков от арабских партий.

[nn]

Предвыборные распродажи

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий