Цфатские праведники

0

Из цикла "Шестое тысячелетие"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Марина МАГРИЛОВА

Рекомендуем изучить таблицы "Еврейские мудрецы, побывавшие на Святой земле" и "Последовательность событий в еврейской истории от Сотворения мира",
которые помогут вам ориентироваться в предлагаемом вашему вниманию цикле публикаций.

А-АРИ

В 1534 году в Иерусалиме родился Ицхак Лурия, знаменитый а-Ари. Его отец, р. Шломо Лурия Ашкенази, был потомком выходцев из Германии, а мать происходила из семьи беженцев из Испании. Дом, в котором Ицхак Лурия провел свое детство, и сегодня располагается в Еврейском квартале Старого города.

В этом доме а-Ари прожил первые 8 лет; вероятно, он помнил ибн Хабиба, главного раввина города. Про рождение удивительного ребенка, изменившего еврейский мир, рассказывают легенду. В семье долго не было детей, однажды Шломо Лурия задремал в синагоге после молитвы и увидел белого старца, который представился пророком Элияху, предсказал рождение сына и просил не делать обрезания ребенку, пока он не придет. Чудо рождения первенца вскоре произошло. В синагоге собрались все отцы уважаемых семейств Иерусалима, чтобы присутствовать на празднике присоединения к завету Авраама нового еврея, но Шломо Лурия чего-то ждал и не давал проводить обряд обрезания. Народ не понимает, из-за чего заминка, удивляется, начинает расходиться по домам. Все чувствуют себя неудобно, в первую очередь сам Шломо Лурия, однако он продолжает ждать. Был ли при этом главный раввин города, раби Леви ибн Хабиб? Видимо, да, причем, судя по расположению дома а-Ари, обрезание сына проводилось в ближайшей синагоге, синагоге Рамбана. Замешательство продолжалось до того момента, пока в юго-восточном углу синагоги Шломо Лурия не увидел фигуру белого старика, который ему кивнул, после этого Шломо Лурия наконец-то дал моэлю провести обряд обрезания сына.

Исчез никому не знакомый старый еврей так же неожиданно и незаметно для всех, как и пришел…

От себя добавлю, что за тридцать с лишним лет, прожитых в Израиле я много раз слышала истории о появлении пророка Элияху в критические моменты жизни того или иного еврея, я в эти истории верю и давно перестала им удивляться, так же как и многим чудесам, которые с нами здесь происходят.

В 1542 году, в возрасте восьми лет, а-Ари потерял отца; вместе с матерью ребенок едет в Каир к брату матери, Мордехаю Френсису, который управлял городской таможней.

Ицхак воспитывался в доме дяди, а достигнув возраста пятнадцати лет, женился на дочери дяди, своей двоюродной сестре. Позже, в Цфате, дочь а-Ари выйдет замуж за сына Йосефа Каро; между отцами жениха и невесты разница в возрасте была почти 50 лет.

Юный гений Ицхак Лурия учится в каирской иешиве под руководством главного раввина Каира р. Давида Ибн Зимры. С 18 лет, когда Радваз поднялся в Землю Израиля, Ицхак стал учеником нового раввина Каира, р. Бецалеля Ашкенази. Последние шесть лет из двадцати восьми, проведенных в Египте, р. Ицхак посвятил изучению книги Зохар. В этот период он вел жизнь отшельника на пустынном островке, посередине Нила, в общении с пророком Элияху, который обучал его тайнам Торы. Именно он, пророк Элияху, сообщил а-Ари о том, что пора ему отправиться в город Цфат, чтобы передать свои знания ученику по имени рабби Хаим Виталь.

Пока юный р. Ицхак Лурия (а-Ари) постигает тайны каббалы на необитаемом острове в дельте Нила, вернемся к мудрецам Цфата.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЦФАТА

«Золотым веком» Цфата считаются годы жизни в городе Йосефа Каро, с 1536 по 1575 годы. После изгнания из Испании и Португалии и длительных скитаний семья Каро обосновалась в Стамбуле. Гениальный мальчик Йоси рано женился и перебрался из Стамбула в г. Эдирне, где жила семья его жены. В 34 года во время эпидемии, вспыхнувшей в Эдирне, погибла жена р. Йосефа Каро и три его сына. Йосеф покидает город и во время странствий, знакомится со Шломо Молхо — одним из самых поразительных людей той эпохи. Шломо Молхо, урожденный Диего Пирес, происходил из семьи португальских марранов, сделал головокружительную карьеру и уже в 18 лет был личным секретарем короля и королевы Португалии! Под влиянием загадочного Давида Реувени, который колесил по Европе, как посол независимого еврейского царства в Хайбаре, Диего Пирес сам себе сделал обрезание, чуть не умер от потери крови, стал Шломо Молхо и убежал из Португалии в Рим.

В Риме Шломо заслуженно прославился как пророк, но вынужден был бежать от преследований в Турцию. В Салониках Шломо несколько лет учился в иешиве; по совету Йосефа Каро Шломо едет в землю Израиля, в Цфат.

«Три вещи покорили мое сердце в Цфате: синие небеса, синие стены домов и твои синие глаза!» — так писал в письме своей возлюбленной Шломо Молхо, причем любимой его, как говорят, была дочь самого р. Яакова Бейрава. Согласия на брак с евреем сомнительного происхождения — рожден в семье марранов, с сомнительным образованием и сомнительной репутацией пророка — р. Яаков не дал. Шломо Молхо вернулся в Рим, возможно, с целью доказать всем, и в первую очередь р. Яакову, что он достоин своей любимой, он хотел вернуться в Галилею победителем, ему верил и его ценил сам Папа Римский. Однажды Папа Римский уже спас его от костра. Однако новая встреча с Давидом Реувени, с которым Шломо не виделся уже несколько лет, который умел убедить сильных мира сего, в том, что он реальный посол независимого еврейского царства из Хайбара, что он послан Синедрионом этого царства за оружием к европейским монархам, решила все. Посол Давид Реувени и пророк Шломо Молхо вместе отправились в Германию, где их обоих арестовали, Шломо ждала смертная казнь, как вероотступника. В 1532 г. Шломо Молхо сожгли на костре, несмотря на попытки папы Римского его спасти. Р. Йосеф Каро восхищался р. Шломо Молхо и даже «завидовал» его высокой судьбе. Давид Реувени умер в тюрьме, но до наших дней частично дошли его дневники.

«Хеврута» (партнер по обучению) Йосефа Каро, р. Шломо Алькабец, рассказал, что еще до эпидемии чумы, во время их совместных занятий, им открывался «магид» (небесный посланник). Сам Йосеф Каро всю жизнь вел дневник, он сохранился и опубликован. Все разговоры с «магидом», которые происходили на протяжении 50 лет, записаны. Это тем более удивительно, так как Йосеф Каро вошел в еврейскую историю, как рационалист, законодатель, создатель кодекса Шульхан Арух, и вдруг — мистика, ночные разговоры с посланцем небес, романтика, лирика… Как-то все это уживалось в гениальном ученом.

Постепенно р. Йосеф становится одним из самых авторитетных раввинов Турецкой империи, он женится второй раз, причем его молодая жена происходила из семьи знаменитых каббалистов Испании.

В 48 лет, в 1536 году, следуя указанию «магида», р. Йосеф Каро поднялся в Землю Израиля. В Цфате годом раньше обосновался его друг и хеврута — р. Шломо бар Моше а-Леви Алькабец. Имя рава Шломо а-Леви любой соблюдающий еврей вспоминает как минимум раз в неделю, при наступлении субботы, причем, возможно, даже не подозревая об этом. Дело в том, что гимн встречи Субботы написал Шломо а-Леви. Этот гимн — акростих, первые буквы его строк гимна составляют имя автора — Шломо а-Леви, так что его имя буквально стало песней. Фразу «Леха доди ликрат кала, пней шаббат некабла» любые гости Израиля и ничего не соблюдающие светские израильтяне слышат регулярно в пятницу вечером в ресторанах отелей, именно с исполнения этого гимна начинается встреча царицы субботы. Фраза эта содержит семь слов, по числу дней недели, и 26 букв (на иврите), что равно числовому значению имени Бога. Суббота в этой молитве не случайно уподобляется невесте. По преданию, Суббота обратилась к Богу и сказала: «Все дни недели имеют пары, а я одна…» Бог ответил: «Твоя пара — народ Израиля!» Связь между Субботой и народом Израиля — такая же, как между невестой и женихом.

Шломо Алькабец был на 17 лет младше Йосефа Каро, но при этом он был «хеврута» (партнер по учебе), а не ученик знаменитого раввина. Посланца небес, «магида», они слышали вместе, во время совместных занятий. Именно после первого общения с «магидом», которое произошло в ночь Шавуот, сложился обычай бодрствовать и учиться в ночь праздника; с течением времени обычай, названный Тикун лейл а-Шавуот, был принят всем еврейским народом.

В 1535 году р. Алькабец прибыл в Цфат, он основал иешиву на горе Мерон. Наиболее выдающимся из его учеников был р. Моше Кордоверо (Рамак), впоследствии они породнились: Рамак женился на сестре своего наставника.

Раби Алькабец прожил долгую жизнь. Он пережил своего друга, Йосефа Каро, почти на десять лет. История его смерти достойна того, чтобы ее пересказать, возможно, это легенда, но эта история является прекрасной иллюстрацией того удивительного времени и всей эпохи. Итак, однажды, раби Алькабец пропал. Вышел из дома, шел в синагогу и по дороге исчез… Никакие поиски ни к чему не привели, пока однажды на местном рынке не был замечен арабский торговец с фруктами, которые на удивление созрели не по сезону рано. Умные евреи сразу что-то заподозрили, сообщили турецким властям, попросили проверить арабского соседа. Турки, как известно, с подозреваемыми не церемонились, араб быстро во всем сознался, рассказал, что увидел старого еврея, ему захотелось проверить, что он такое несет в руках, завернутое в материю (видимо, это был свиток Торы), еврей почему-то стал сопротивляться… ну и пришлось его убить… Быстро выяснилось, что в саду у этого араба, под деревом, которое дало плоды в неурочное время, зарыт убитый им 80-летний р. Шломо а-Леви Алькабец. Раввина перезахоронили на очень достойном месте еврейского кладбища рядом с его другом, Йосефом Каро, и с родственником, Моше Кордоверо. Первым на этом месте был похоронен умерший от чумы 48-летний Моше Кордоверо; созданный им кружок каббалистов возглавил новый учитель — прибывший в Цфат из Александрии знаменитый рабби Ицхак Лурия Ашкенази, а-Ари.

Марина Магрилова (более известная в репатриантских массах под фамилией Воробьева — глава компании Guide21, известный гид, автор многих статей о Израиле и соавтор двух путеводителей, руководитель программы «Израиль: еврейский взгляд»

 Продолжение цикла следует

«Лагерь Иегуды» в Иерусалиме

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий