Каждому – по крыше его, или Черная кошка из страны Тель-Авив

0

Черная кошка, воинственно и подобострастно наблюдавшая за снедью на столиках, притихла и вся превратилась в слух.  После краткого и авторитетного Беленького выходили юные и горячие

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Инна ШЕЙХАТОВИЧ

 

Время действия: вечер, локдаун.

Место действия: Тель-Авив, локдаун, крыша дома. Обстоятельства: молодежная тусовка под звездами.

Да, именно так: меня по случаю позвали на вечерний марафон стендапа  в самом динамичном и непредсказуемом городе. В городе, который и сам стендап, юность, толерантность и – сегодня!- земля, пробиваемая мускулами нового метротрамвая.

Вечер скатился из февральского светлого неба как шарик-парашютик. Синевой облицевал стены домов и автобусы-соглядатаи. Мы, я и мэтр скандалов, мастер экшена, переводчик, сатирик Марьян Беленький, пришли по указанному адресу. Марьян Беленький пришел (и уже не впервые)  выступать, я – поглазеть.

Мы прошли мимо роскошно переполненных мусорных баков и оседлавших велосипеды сфинксов-суданцев с выражением вселенской скорби на антрацитовых лицах.  По винтовой, интригующей лестнице поднимаемся на седьмое небо. На площадку, неярко освещенную и уже приятно гудящую и живую. Молодые и красивые участники и гости  общаются под музыку. Что-то непринципиально жуют. Чем-то неопасным запивают.

Сидят на подушках, низких диванчиках, на высоких стульях. На невысоком  подиуме  микрофон. Юноша в желтой куртке (цвет символический, из немецкого провидческого сериала «Тьма»?…) парит над полом. Тихо и без натуги что-то направляет. Ни суеты, ни командного тона. Это Дима Грубер. Он и его соратница Ирика все это цветение-вращение создали, намечтали почти полтора года назад. Я говорю «намечтали». Потому что о подобном новаторском культурно-коммуникационном пространстве они думали давно, Дима еще в своем этнически-родном далеком Иркутске нечто подобное организовал, и идея, принцип не исчез, не истаял под жарким солнцем исторической родины. Кто не рискует, как говорится,  тому не обломятся лозы…

Шум затих, на подмостки вышел ведущий – и все начали внимать. Внизу, по дороге мчались доставщики пиццы, полицейские машины и «амбулансы». Птицы, напуганные россыпью огней, метались на черном занавесе ночи. Огоньки тепло мигали. Марьян Беленький — как всегда причудливо –эксцентричный, креативно-нешаблонный Беленький чуть прошелся по основам (кратко рассказал  о своих заслугах и фактах биографии), представил лаконичную и четко сбалансированную программу.  Как аксакал. Как истинный стендапер.

Черная кошка, воинственно и подобострастно наблюдавшая за снедью на столиках, притихла и вся превратилась в слух.  После краткого и авторитетного Беленького выходили юные и горячие. И совсем необстрелянные, и чуть поопытнее. Как и положено в этом жанре, метали в зал неконвенциональную лексику и азарт неофитов. Публика  (зрители – слушатели приехали на крышу из самых разных уголков нашей огромной страны – из Бат-Яма, Хайфы, Иерусалима, Холона и пр.) принимала очень благожелательно. Слушала про то, что хорошо бы в  армию брать младенцев – и врагам смерть и ужас от орущих младенцев, и мамы смогут работать без проблем, без необходимости искать  место в садике или нанимать «бебиситтеров».  И про то, что сейчас в глазах мужа не  нежность и страсть, а один Навальный. И про локдауны, цены на съемное жилье, животрепещущие проблемы нашей политики.

Про очень многое шутили весело и грустно эти прекрасные выступающие, эти рыцари виртуозных пассажей с легкой, вроде сахарной пудры на пирожном, добавкой непристойности. Но как, скажите мне вы,  патологически правильные и уравновешенные посетители Фейсбука и смотрители телевизора, назвать то, в чем мы живем, пытаясь не сойти с ума и сохранить рассудок, дружбы, маски, семейные связи, интерес к культуре? Знаю, что мои верные читатели удивятся, узнав о моем походе на молодежный, совершенно безбашенно- андерграундовский,   неформальный, далекий от официоза на тысячи километров, слов, концепций вечер. Отвечу: это было правильно. Вечер был прекрасный. Удивляющий свежестью, уютом, нефальшивым энтузиазмом. Люди не могут не общаться – это такая простая и ясная формула, это залог душевного равновесия народа и нулевой статистики самоубийств. Сегодня, в феврале 2021 года, культура словно занесена песками.

Почти год нет живых концертов в залах. Нет «Габимы», «Хана» и «Гешера». Нет кинотеатров. Оперы и балета. Есть опасения получить штраф (платить–то из чего? Где взять эти деньги?) и начать забывать, кто такие  Феллини и Дали… Фланируют воинственные «пакахим», — и вселяют ужас, как орки в известном творении.   Дети не знают, для чего надо учиться, взрослые жалеют, что тратили время на учебу… Дикость и хамство некоторых СМИ зашкаливает. Политики играют в свои игры (вот уж это стендап так стендап!).

Молодые люди приезжают в страну Тель-Авив, —   мне рассказали, что вечера здесь проходят пять раз в неделю, их влечет новое-оригинальное, свежее, некосное, не покрытое плесенью. Это и теннисные турниры, просмотр и обсуждение хороших фильмов,  мастер-классы по психологии, половому воспитанию и тд. Есть стендап на английском. Концерты. Караоке. Занятия по основам живописи. Смысл всей это мозаики тем и форм – общение.  Хорошее настроение. Умный, наполненный досуг.  Неформальное участие, вовлеченность всех, такой “сrowd work”. Вечеринки и рукотворные, динамичные праздники. Что я хотела сказать? Организаторы Roof TLV (так называется это движение, место, инициатива) – молодцы. Пусть этого не скажет министр культуры и муниципалитет,   это говорю я.

Черная кошка, счастливая кошка из страны Тель-Авив пробегает по крыше. Микрофон открыт. Музыка и жевание в полумраке. И общение. Чтобы каждому стало вполне хорошо.

Марьян БЕЛЕНЬКИЙ | Эйх, хорошо в стране советской жить?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий