Как я не попал в тюрьму

0

Что такое Бутырская тишина

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Владимир ХАНЕЛИС

Из воспоминаний о докоронавирусной эре

 

— Эй, шофер, вези – Бутырский хутор,

Где тюрьма, — да поскорее мчи!

— А ты, товарищ, опоздал, ты на два года перепутал –

Разбирают уж тюрьму на кирпичи.

Песню эту Владимир Высоцкий написал в 1963 году. Но то ли он, то ли его шофер что-то перепутали – как 250 лет назад построили в Москве "Бутырский хутор", Бутырскую тюрьму, Бутырский следственный изолятор (СИЗО №2), легендарную Бутырку, так она, разумеется, большей частью перестроенная, и поныне стоит – ул. Новослободская, дом 45.

…Несколько лет назад, будучи в Москве, я узнал из интернета, что по пятницам в Бутырке не только, как поется в знаменитой песне, "пойдут свидания и слезы горькие моей родни", но и проводятся… экскурсии в тюремный музей.

Дождавшись пятницы я, добровольно отправился в эту, самую большую тюрьму российской столицы. Но сперва несколько исторических фактов.

Бутырка построена во времена правления Екатерины II на месте деревянного острога знаменитым архитектором Матвеем Козаковым.

Емельян Пугачев до казни в январе 1775 года содержался в цепях в подвале сохранившейся до наших дней тюремной башни ("Пугачевская башня").

Лев Толстой в 1884 году посетил в Бутырской тюрьме знакомого ему политзаключенного Егора Лазарева, который стал прототипом революционера Набокова в романе "Воскресение". Кстати, при советской власти в Бутырке сидела дочь Льва Николаевича.

В 1905-1910 годах в тюрьме содержались: террорист, убийца Великого князя Сергея Александровича, Иван Каляев; матросы с мятежного крейсера "Очаков"; знаменитая революционерка Мария Спиридонова (сюда же она вернулась после победы дела революции в октябре 1917-го); поэт Владимир Маяковский сидел в одиночке №103…

В 1908 году в тюрьме выступал знаменитый американский иллюзионист Гарри Гудини. За 28 минут, под восторженные крики заключенных, он, закованный в кандалы и цепи, сумел освободиться из специального транспортного "ящика", в котором арестантов перевозили из Москвы в Сибирь.

Сидел в "Бутырке" (1911-1917) Нестор Махно. Как и Феликс Дзержинский, он был освобожден во время Февральской революции.

Во время Большого террора в 1937-1938 годах в камеры размером 54-70 кв. метров, рассчитанных на 20-35 арестантов, запихивали 150-170 человек. Всего тогда в тюрьме, при лимите 1850 заключенных, одновременно содержались около 20 тысяч человек. (В 1984 году здесь находились три тысячи заключенных, в 1994 – восемь).

В 1930-1940 годы в этой тюрьме сидели: писатели В.Шаламов, А.Солженицын, Е.Гинзбург, поэт О.Мандельштам; ученый-конструктор С.Королев; композитор, автор сотен романсов, в т. ч. "Дорогой длинною", Б.Фомин… Перечислить даже самые известные имена узников Бутырки невозможно.

В фильме "Семнадцать мгновений весны" сцены в Главном управлении имперской безопасности (гестапо) снимали в Бутырской тюрьме.

В 1979 и 1982 годах в Израиле репатриант из Советского Союза, (с которым я был знаком) актер, театральный деятель, первый директор Краснознаменного Ансамбля песни и пляски Красной Армии Михаил Шульман, отсидевший в этой тюрьме больше года, а потом еще десять в лагерях, выпустил трехтомник "Бутырский Декамерон". Очень советую прочесть эту книгу, ставшую библиографической редкостью.

…Но вернемся к моему рассказу. Открываю дверь в своеобразный "предбанник"… В небольшом зале много народу. Несколько очередей. Одни стоят в очереди в Бюро пропусков, другие – в очереди на прием к начальству, третьи проходили в зал приема передач, четвертые – в зал для свиданий. Ну, я… Я искал музей.

Устав от поисков, я, с вопросом: "Где здесь музей? – стал обращаться к людям в этом "предбаннике". Одни промолчали, другие ответили, но их ответы я не могу напечатать, потому что они были непечатные; третьи злобно сплюнули; четвертые покрутили пальцем у виска… Стоявший в зале полицейский покрутил в руках дубинку и указал ею на дверь: "Обратитесь к начальнику". В тот день принимал начальник оперчасти.

В очереди к нему стояли пять-шесть человек. Очередь двигалась со скоростью 15-20 минут на человека.

Через час мужчина с интеллигентным лицом и военной выправкой, стоявший позади меня с толстой папкой в руках, обратился ко мне.

— Извините, у меня сегодня сын уходит на этап, а вам, как я понял, это все для развлечения… Не пропустите?

— Разумеется, пожалуйста, — торопливо ответил я.

…Еще через полчаса я вошел в небольшой кабинет. За столом сидел молодой майор в камуфляже. Он представился мне.

— Майор…

— А я…

— Паспорт, — тихим голосом сказал майор.

— Я бы хотел…

— Паспорт, — повторил майор, и взяв мой израильский паспорт, стал переписывать его данные в толстенную книгу. В такую, наверное, дьяк вписал имя Пугачева, когда его в цепях привезли сюда к тогдашнему начальнику оперчасти.

— Изложите просьбу, — таким же тихим, бесстрастным голосом продолжил майор.

Я изложил, что так мол и так, я – израильский журналист, прочел в интернете об экскурсиях в музей Бутырки, хочу посмотреть цепи Пугачева и башню, в которой он сидел.

…Майор искренне хотел мне помочь. Он стал звонить, спрашивать, говорил об израильском журналисте, об интернете, цепях Пугачева… Но, – кто-то из начальства был на Коллегии, кто-то ничего не знал об экскурсиях, кто-то вообще не хотел слушать майора.

— Пишите, — сказал мне майор.

— Что писать? (Как мне кажется сегодня, несколько растерянно произнес я).

— Заявление на имя начальника СИЗО-2 полковника Телятникова Сергея Вениаминовича. В заявлении укажите паспортные данные, место постоянного проживания в республике Израиль…

— У нас не республика, у нас государство Израиль, — тактично поправил я майора.

— Не знал, не знал, — удивился он и продолжил, — укажите цель приезда в Москву, адрес, по которому проживаете в городе. Изложите в заявлении свою просьбу о посещении музея, оставьте контактные телефоны. Вам позвонят и сообщат ответ на ваше заявление.

Я все написал, все изложил… Ну, а дальше Матросская*, то есть, извините, Бутырская тишина… Никто мне не позвонил.

…Выходя из Бутырки, я обратил внимание на плакат: "Тут больше, чем где-либо, нужно иметь доброе сердце". Автор этого изречения – Феликс Эдмундович Дзержинский.

ОТ РЕДАКЦИИ

С 1905 по 1913 год из Бутырской тюрьмы было совершено несколько побегов. В 1909 году (заключёнными под стражу подследственными) и 16 мая 1913 (каторжниками) планировались массовые, не состоявшиеся побеги.

В советское время о побегах не сообщалось.

В постсоветский период:

В 1992 году первый побег из «Бутырки» совершили двое подследственных.

В июле 1996 года первый побег женщины из «Бутырки» (Наталья Сорокожердева, 26 лет.). Через три дня была задержана на Дорогомиловском рынке Москвы.

1996 год — ещё 2 удавшихся побега (двое заключённых в прогулочном дворике отогнули решётку и через крышу по верёвке спустились на улицу. Их удалось задержать достаточно быстро).

24 марта 2000 года сбежал и позднее (через 5 дней) был пойман налётчик из Грузии.

В сентябре 2001 года из «камеры смертников» сбежали три особо опасных преступника с большими сроками заключения, проковыряв за несколько дней ложками цементный (в плохом состоянии) пол до коллектора, по которому и выбрались на улицу. Двоих задержали в Московской области через три недели. Третьего (Борис Безотечество) задержали только в апреле 2003 года.

В октябре 2001 года через решётку в комнате для свиданий совершил побег Иван Виноградов. Пойман через месяц.

22 марта 2010 года из-под стражи бежал 26-летний уроженец Белоруссии Виталий Островский, содержавшийся в следственном изоляторе по обвинению в серии краж. «Побег был совершён путём преодоления основного ограждения следственного изолятора во время конвоирования. Он оттолкнул конвойного и, словно прыгун-олимпиец, перемахнул через очень высокую решётку и колючую проволоку». Поймать беглеца по горячим следам не удалось. По свидетельству СМИ, бежавший был чемпионом по паркуру. Пойман спустя 2 года в Финляндии.

24 апреля 2010 года сбежал и был пойман в этот же день (на Зубовском бульваре, в Москве) ранее судимый, подозреваемый в насилии над несовершеннолетним, Василий Локалёв, 24 года. Локалёв выбрался из камеры, выдавив решётку окна. Затем, взобравшись на крышу изолятора, он спрыгнул с неё и покинул территорию учреждения.

 * "Матросская тишина" – неофициальное название Следственного изолятора (СИЗО) №1 в Москве. Находится на ул. Матросская Тишина.

Желтый остров прокаженных

РЕКОМЕНДУЕМ КНИГИ В.ХАНЕЛИСА

 "РОДИЛИСЬ И УЧИЛИСЬ В ОДЕССЕ". Материалы к энциклопедическому словарю), 570 стр. большого формата, около 5.000 персоналий. Стоимость книги: в Израиле – 99 шек.; в Европе, США и странах СНГ – $34,99.

 "В НАШЕМ СТРАННОМ ГОРОДЕ". Сборник мистических и фантастических рассказов. Стоимость книги: в Израиле – 55 шек.; в Европе, США и странах СНГ — $19,99.

 "НУ, АЛЬЦГЕЙМЕР, ПОГОДИ!". Замечания из жизни — смешные истории, байки, шутки". Стоимость книги в Израиле 49 шек.; в Европе, США и странах СНГ — $14.99.

 В цены входит пересылка.

 Для заказа обращаться: V. Hanelis, 11 Livorno str., apt. 31, Bat-Yam, Israel-59644, tel.\fax +972-3-551-39-65, e-mail – [email protected]

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий