Фалашмура и другие

0

4 декабря 2020 года в Израиль в рамках операции "Цур Исраэль" ("Твердыня Израиля") прибыли сто репатриантов из Эфиопии. Днем ранее репатриировались 316 фалашмура и ожидается прибытие еще сотни. Всего первая часть операции "Цур Исраэль" — 516 человек, но еще это не все

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Владимир МЕЛЬНИКОВ

 

В октябре прошлого года израильское правительство приняло решение о репатриации 2000 представителей общины фалашмура. Подготовили этот план министр алии и интеграции Пнина Тамано-Шата, глава Сохнута Ицхак Герцог и министр внутренних дел Арье Дери. Все они представляют три разные общины: Пнина Тамано-Шата — эфиопскую (фалашей и фалашмура), Ицхак Герцог – ашкеназскую, Арье Дери — сефардскую. Хочу обратить внимание, что Арье Дери, который всегда тщательно следит за въездом в Израиль людей, еврейство которых вызывает у него сомнение, приветствовал репатриацию фалашмура. Пнина Тамано-Шата в интервью радиостанции "Кан решет бет" заявила, что 10 тысяч человек в Эфиопии ждут воссоединения со своими семьями, и нужно как можно скорее привезти их в Израиль. У каждого здесь есть семья". Будем надеяться, что под словом "семья" подразумеваются только самые близкие родственники, а не вторая, третья и четвертая жена с детьми (не знаю, распространяется ли запрет рабби Гершома иметь более одной жены на восточных евреев и, в частности, на эфиопских).

В 2011 году в Израиле проживали 125,5 тысячи эфиопских евреев. В 2014 году их было уже 138,2 тысячи (по другим подсчетам 144,1 тысячи). К 2017 году численность эфиопских евреев в Израиле составила 148,7 тысячи человек, в к 2020-му перевалила за 150 тысяч. Политически это огромная сила.

Репатрианты из Эфиопии можно разделить на две группы — фалаши и фалашмура. Фалаши — это ев­рей­ская об­щи­на Эфи­о­пии, ведущая начало от легендарной цариц­ы Сав­ской. На них распространяется Закон о возвращении, правда, с некоторыми оговорками. Фалашмура – по одной из версий, потомки фалашей, насильственно крещенных в XIX-XX вв., по другой версии представляют собой смесь фалашей и эфиопов-христиан. На них Закон о возвращении, в котором сказано, что "евреем является любой рожденный от матери-еврейки и не перешедший в другое вероисповедание, а также принявший иудаизм", не распространяется. Фалашмура репатриируются в Израиль согласно решению правительства и обязаны пройти гиюр.

Хочу заметить, что правительство Израиля неоднократно заявляло об окончании привоза фалашмура, а потом принимало новую группу в качестве репатриантов. Вот и Пнина Тамано-Шата заговорила недавно о десяти тысячах фалашмура, оставшихся не пристроенными. Между тем репатриация — а может, просто эмиграция — фалашмура зависит от внутренней политики Израиля. Я сомневаюсь, что какое-либо правительство способно выдержать давление 150-тысячной общины, очень и очень настойчивой в своих требованиях. По оценке Сохнута, к 2000 году в Эфиопии оставалось 2300 фалашей. Данные же по фалашмура настолько неточны, что на них нельзя ориентироваться. Обычно называется цифра от 30 до 100 тысяч.

И все же положение не так безнадежно, как мне казалось раньше. Во-первых, юридический советник правительства Авихай Мандельблит указал, что у правительства нет полномочий на утверждение новой политики доставки членов данной общины, и потребовал разработки четких критериев этого процесса. Это государственный подход. Во-вторых, духовные лидеры эфиопской общины – кейсы — обратились к правительству и в рабанут с просьбой навести порядок в вопросе репатриации из Эфиопии. Они заявляют, что им известно, кто является потомками крестившихся евреев, именуемых фалашмура, и утверждают, что вместе с ними в Израиль приезжают христианские миссионеры, которые проводят повторное крещение. А христианская миссионерская деятельность в Израиле запрещена. Интеграция фалашей в Израиле происходит очень активно. Выросло новое поколение ортодоксальных раввинов эфиопского происхождения, которые придут на смену 60 кейсам, работающим в министерстве религии. Надеюсь, что это улучшит обстановку в общине.

Известно, что не только еврейская община Эфиопии подверглась принудительному крещению. Обратимся к Европе. Мараны — это насильно крещенные в XIV-XV веках евреи Испании и Португалии, которые зачастую втайне продолжали исповедовать иудаизм. И преследования их инквизицией были платой за двойную жизнь. В последующие годы мараны участвовали в колонизации Южной Америки. Там образовалась большая община маранов, которая постепенно распалась на три части. Первая смешалась с сефардскими евреями голландских колоний, вторая растворилась в католическом населении, представители третьей, формально оставаясь католиками, подпольно исповедующими иудаизм.

По данным на 2008 год (Лидский университет), 20% современного населения Испании имеют еврейские корни по мужской линии.

Исследователи из университета Сан-Пауло считают, что в Бразилии сейчас проживают около 35 млн потомков маранов. В последние годы некоторые из них проявили интерес к возвращению в иудаизм и репатриации в Израиль. Часть потенциальных олим уже прошла гиюр у местных раввинов, а в кнессете готовится законопроект об укороченной процедуре перехода в иудаизм. Таким образом, велика вероятность того, что сотни тысяч человек захотят репатриироваться в Израиль на правах фалашмура. И если духовный лидер ультраортодоксальных сефардов Овадия Йосеф поддержал алию фалашмура, то, возможно, его сын, главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф, поддержит репатриацию потомков маранов. Неожиданное вмешательство главного рабанута, заявившего, что бразильский гиюр "некошерен", — препятствие, которое, не сомневаюсь, преодолеют.

В мусульманском мире при всем унизительном положении евреев публичные переходы в ислам были ограничены. Первая волна исламизации среди бухарских евреев прошла в середине XVIII, вторая — в начале XIX веков. По данным англиканского миссионера, в 1844 году в Бухаре было 300 семей чала — евреев, принявших ислам. У бухарских евреев только перед Первой мировой войной отменили многоженство, так что семья могла состоять из нескольких десятков человек. Потомки бухарских евреев, принявших ислам, могут измеряться тысячами. С алией девяностных несколько десятков чала репатриировались в Израиль. Какой гиюр они проходили?

Жестокость, с которой проводилось крещение евреев в Польше и России, ничем не уступает жестокости испанской инквизиции. В основном, это происходило во время войн, когда выбор был невелик – смерть или крещение. Во времена Богдана Хмельницкого в Гомеле и Тульчине казаки принудили принять христианство несколько сотен евреев. По словам современника, в войнах Хмельницкого казаки убили тысячи евреев, а те, кто остался жив, целыми семьями обратились в православие. Иван Грозный в 1563 году при взятии Полоцка утопил 300 евреев, отказавшихся принять православие, остальных крестили и превратили в крепостных. Мне не удалось узнать, сколько всего евреев на территории Российской империи были насильственно крещены и где проживают их потомки. Хочется надеяться, что ученые смогут устранить этот пробел, и тогда мы узнаем много интересных историй.

Более или менее схожие процессы происходили с разными группами евреев, которых повсюду пытались ассимилировать. Там, где группа была малочисленна, ассимиляция шла быстрее. Можно, в частности,  еще вспомнить кантонистов, часть которых приняла православие. Сколько сегодня их потомков? И чем они отличаются от фалашмура или маранов?

Еще в середине XVIII века западноевропейское еврейство вело замкнутую жизнь в гетто и ни о какой массовой ассимиляции никто не помышлял. Великая Французская революция изменила правовое положение европейских евреев.  По всей Западной Европе евреи постепенно стали получать гражданские права и проникать во все области промышленности, сельского хозяйства, культуры, образования, юстиции, государственного управления и даже армии. Началась эра Просвещения и еврейской духовной ассимиляции. Еврей, чтобы сделать карьеру, мог не переходить в христианство, но ему требовалось хорошее знание языка и законов страны. При этом антисемитизм не исчез.

В Россию Просвещение пришло на 100 лет позже. Равноправие разом предоставило евреям широкие возможности в общественной жизни, но это требовало русификации. И как результат в XIX и ХХ веках еврейская интеллигенция растеряла свое историческое наследие. Ассимиляция считалась единственным решением еврейского вопроса. К возникшему движению сионизма многие политические и общественные деятели, включая евреев, отнеслись несерьезно.

В конце XIX века обер-прокурор Синода Победоносцев сформулировал будущее евреев России так: "Треть эмигрирует, треть переменит веру и треть погибнет".

Массовая ассимиляция русского еврейства прошла несколько этапов. Первый этап — с февраля 1917 года до начала 30-х годов. Открылись школы, техникумы, в вузах — еврейские факультеты, где преподавался идиш. Массовым тиражом издавались еврейские газеты, журналы и книги, появились еврейские театры. Но одновременно закрывались синагоги, хедеры, иешивы: иудаизм как религия преследовался, впрочем, как и другие вероисповедания. Изучение иврита было запрещено. Создалась странная ситуация: бурное развитие еврейской культуры на идише — и такое же бурное участие евреев в русской культуре, науке, политике.

Надо помнить, что общая грамотность в России составляла всего 21% (29% у мужчин и 13% у женщин), а у евреев в тот же период мужская грамотность была почти 100%, женская 50%. По-русски читали и писали 32% евреев-мужчин и 17% женщин. В 1920 — 1940 годы в СССР ощущался недостаток не только интеллигенции, но и просто грамотных людей, и евреи плавно закрыли эту брешь. Однако наличие большого количества евреев в системе государственного, технического управления раздражало русский народ, который не привык к нашествию нацменьшинств, особенно евреев, в систему государственного управления.

Сталин видел решение еврейского вопроса в полной ассимиляции, поскольку евреев, "живущих на разных территориях и говорящих на разных языках, нельзя считать нацией". Эти слова вполне соответствовали ленинскому пониманию национальной политики: "еврейская национальная культура — лозунг раввинов и буржуа, лозунг наших врагов". К тому же теоретики марксизма и социал-демократии Маркс, Каутский, Ленин и Бауэр считали ассимиляцию желательной и неизбежной. На самом деле это было отрицание многовековой еврейской культуры на многих языках и во многих государствах Европы, Азии, Америки. К середине 1930-х годов образование на идише было закрыто — Сталин хорошо понимал, что ассимиляция начинается с лишения народа собственного языка, истории и культуры.

Теперь понятно, что национальная ассимиляция — тупиковый путь. Русские евреи не только русифицировались, но и советизировались — отчасти добровольно, отчасти принудительно. Еврейская община СССР оказалась под двойным давлением: с одной стороны евреи-большевики, порвавшие с еврейством, с другой — государственный антисемитизм. И все же духовная ассимиляция имела лишь частичный успех. Алия последних пятидесяти лет показала, что большинство евреев готовы вернуться к своему духовному наследию. Согласно переписи населения в России в 2010 году, численность граждан, признающих себя евреями, составляла 156.801 человек. А где ассимилированные? Сколько их?  Кто позаботится об оставшихся в России ассимилированных евреях? Должно ли Государство Израиль и рабанут протянуть им руку помощи и создать для их репатриации такие же условия, как для фалашмура? Вот в чем вопрос…

[nn]

И кричалки, и вопилки…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий