«Киевский Нюрнберг»

0

Казнь осужденных нацистов 29 января 1946 года в Киеве: как это было

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Фото: ЦГКФФА Украины им. Г.С.Пшеничного

 

Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» и режиссер Сергей Лозница представляют документальный проект «Бабий Яр. Контекст».

Сергей Лозница работает над созданием документального фильма из архивных материалов, снятых в период с 1941-го (с момента вторжения нацистской Германии на территорию СССР) по 1966 год, когда был организован первый архитектурный конкурс на проект мемориала в Бабьем Яре.

Фильм будет состоять из 20-25 короткометражных эпизодов. Каждый эпизод — законченный сюжет, так или иначе связанный с трагическим прошлым Бабьего Яра. В будущем они войдут в экспозицию музея, также из них будет создан полнометражный документальный фильм.

В период с сентября 2020-го по сентябрь 2021 года эпизоды фильма будут опубликованы на онлайн-платформе Мемориального центра. С эпизодами, посвященными Киевскому процессу 1946 года, читатели НВ могут ознакомиться эксклюзивно в рамках спецпроекта «Бабий Яр. Контекст».

В рамках документального проекта «Бабий Яр. Контекст» вниманию читателей предлагается эпизод «R17/ Казнь осужденных на Киевском процессе»: Приговор по делу №1679 «О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Украинской ССР» был приведен в исполнение 29 января 1946 г. в Киеве. Публичная казнь состоялась на площади Калинина.

ИСТОРИЯ «КИЕВСКОГО НЮРНБЕРГА»

После окончания Второй мировой войны во многих странах Европы состоялись судебные процессы над нацистскими военными преступниками, которых удалось взять в плен или арестовать. Наиболее известный процесс, где на скамье подсудимых оказались главные нацистские преступники, проходил в Нюрнберге в ноябре 1945 — октябре 1946 годов. Одновременно с ним в Советском Союзе был проведен ряд процессов над преступниками «местного масштаба» — в Киеве, Николаеве, Риге, Минске, Смоленске и других городах. У сталинского тоталитарного режима, который вышел из войны победителем с наибольшими потерями и разрушениями, было две основные цели:

1) наказать нацистских военных преступников;

2) продемонстрировать гражданам СССР, что режим умеет быстро и строго наказывать виновных, канализировать общественный гнев на подсудимых и таким образом нивелировать реальные и потенциальные обвинения в свой адрес в многочисленных страданиях, испытанных людьми во время войны.

Подобные судебные процессы начались после Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев». Согласно указу, для виновных предусматривалось наказание в виде смертной казни через повешение или каторжных работ на срок 15?20 лет. Эти виды наказаний были уникальными для советской правовой системы, поскольку ни до, ни после того официально не вводились.

17-28 января 1946 года в столице Украины состоялся «киевский Нюрнберг» — судебный процесс над нацистами, осуществлявшими военные преступления во время оккупации Украины в течение 1941-1944 годов. Уголовное дело рассматривал военный трибунал Киевского военного округа под руководством полковника юстиции Т.Л.Ситенко. Государственное обвинение поддерживал генерал-майор юстиции А.А.Чепцов. Заседания проходили в Киевском окружном доме Красной Армии по улице Кирова (ныне — Центральный дом офицеров Вооруженных Сил Украины по улице Грушевского, 30/1). Под суд были отданы два генерал-лейтенанта, один генерал-майор, один оберштурмбаннфюрер (подполковник), а также военнослужащие низших званий — всего 15 человек.

КАЗНЬ ОСУЖДЕННЫХ

Военный трибунал Киевского военного округа признал всех подсудимых виновными в совершении массовых расстрелов, зверств и насилия над гражданскими лицами и военнопленными, разрушении городов и сел, ограблении населения и вывозе на принудительные работы в Германию. К смертной казни через повешение были приговорены 12 подсудимых: Пауль Шеер, Карл Буркхардт, Эккардт фон Чаммер унд Остен, Георг Хейниш, Оскар Валлизер, Георг Труккенброд, Вильгельм Геллерфорт, Эмиль Кноль, Фриц Беккенгоф, Ганс Изенман, Эмиль Иогшат, Вилли Майер. Осужденных казнили уже на следующий день после вынесения приговора, 29 января 1946 года на главной площади Киева — площади Калинина (сейчас Майдан Независимости).

Как отмечалось в газете «Правда» от 30 января: «Многочисленные трудящиеся, присутствующие на Крещатике, встретили исполнение приговора всеобщим одобрением».

Очевидец Валентин Терно, который тогда был 14-летним подростком, позже в своих воспоминаниях «Растрепанные воспоминания о странном детстве» написал:

«Ко времени нашего прибытия на площадь Калинина там уже собралась огромная толпа, жаждущая отмщения. Было много инвалидов войны. На площади, ближе к ул. Челюскинцев (Костельной) была сооружена большая виселица, разделенная деревянными подпорками на 6 частей. Около двух часов со стороны Крещатика появилось несколько открытых грузовиков. В каждом сидели 4 энкавэдиста сержантского состава. Машины остановились под виселицей… Сержанты подняли лежавших в кузовах осужденных немцев с надетыми наручниками…

При виде виселицы немцев охватил ужас: пепельно-серые лица исказила судорожная гримаса, несколько человек, что-то выкрикивая, забились в истерике, два офицера рыдали, под одним полковником появилась лужа. На фоне общего смятения поражало спокойствие молодого гауптмана (капитана).

На осужденных надели петли. По бокам каждого из них стояли охранники (по два на одного немца). Рядом с одной из машин, стоявшей в центре, появился советский офицер (кажется, полковник) и зачитал приговор. По чьей-то команде машины медленно тронулись с места. Осужденные повисли в воздухе, а охранники остались на машинах. Несколько мгновений немцы дергались в конвульсиях, затем обвисли.

Стоявшая над площадью мертвая тишина внезапно взорвалась от многоголосого крика. Ревущая толпа прорвалась сквозь конную милицию и ринулась на повешенных. Несколько инвалидов в слепой ярости молотили костылями еще теплые трупы. Спешившиеся милиционеры с трудом оттеснили разбушевавшуюся толпу".

Тела казненных немцев ночью были сняты сотрудниками спецслужб и тайно похоронены на спецучастке Наркомата государственной безопасности. Это была последняя публичная казнь в истории Киева и одна из последних в истории СССР.

 Исторический комментарий подготовил Владлен Мараев, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института исследования территории и ландшафта памяти Бабьего Яра при Мемориальном центре Холокоста «Бабий Яр»

"Новое время"

14-летний мститель

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий