Что бум грядущий нам готовит?

0

Кампания по вакцинации продолжается, уже забрезжил свет в конце коронавирусного туннеля, и экономисты с психологами пытаются предсказать, что будет, когда страна снова вернется к нормальной жизни

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Большинство сходится во мнении, что в первый месяц после снятия ограничений страну ждет потребительский бум. По модели экономиста доктора Ави Шнира, израильтяне ринутся в магазины подобно тому, как делали в перерывах между локдаунами. Возникнут очереди; люди станут покупать все без разбора, не обращая внимания на цены. Таким образом они попытаются компенсировать месяцы жизни в карантине, без возможности выйти на улицу, посидеть в кафе или ресторане или позволить другие развлечения. Кстати, кафе и рестораны тоже будут забиты; столики надо будет заказывать заранее, и это позволит владельцам заведений заметно поднять цены. Что, кстати, будет обосновано не только ростом спроса, но и желанием хоть как-то возместить потери в месяцы простоя.

Тратить беспорядочно деньги будут все: и те, кто никак экономически не пострадал от эпидемии и вследствие резкого сокращения расходов накопил определенную сумму, и те, кто потерял работу. У последней категории населения резко увеличится овердрафт на счету, финансовая ситуация станет хуже некуда — и тогда придет отрезвление. А у финансово состоятельных людей произойдет определенное насыщение,  поэтому за условным месяцем высокой покупательской активности последует ощутимый спад. Стабилизируется же ситуация на рынке одежды, товаров для дома, развлечений и т.д. лишь через три-четыре месяца, а возможно, и через полгода.

Стабильные прибыли сохранятся только у предприятий пищевой промышленности, которые в наименьшей степени пострадали от эпидемии. Тем не менее, цены на продукты питания будут ощутимо расти — в связи с ростом цен на муку и молоко внутри страны и с общим подорожанием кормов и готовых пищевых продуктов на мировом рынке. Последнее, разумеется, напрямую связано с эпидемией, и трудно сказать, когда цены вернутся к прежнему уровню, да и вернуться ли?

Изменятся и потребительские предпочтения израильтян. Скажем, по прогнозам, страх перед новой эпидемией и любыми вирусами приведет к тому, что сохранится и даже увеличится спрос на чистящие средства, гарантирующие 100% дезинфекции.

Заметные сдвиги произойдут в структуре потребления. К примеру, после бума в ресторанах и кафе многие израильтяне снова начнут заказывать обеды и ужины с доставкой на дом, хотя бы потому, что они за долгие месяцы эпидемии к этому привыкли. Это очень удобно, и друзей можно пригласить полакомиться ресторанной вкуснятиной. Так что владельцам кафе и ресторанов, возможно, придется поломать голову над тем, как вернуть клиентов за столики.

В еще большей степени эта проблема встанет перед спортивными залами и кино-комплексами вроде "Синема-сити". За время карантина израильтяне открыли для себя, что заниматься спортом можно, не выходя из дома, под инструкции роликов из Ю-Тьюба. Многие купили спортивные тренажеры, другие поняли, что заниматься в группе из трех-четырех человек под руководством тренера куда эффективнее, чем ходить в спортзал, а по деньгам получается почти то же самое. Что касается кино, то сейчас почти любой новый фильм можно заказать для домашнего просмотра, так чего ради тратиться на поход в "Синема-сити", стояние в очереди у кассы, не говоря уже о потерянном времени на дорогу и необходимости оплатить парковку?! А значит, владельцам кино- и спортзалов, да и многих других сервис-бизнесовпридется придумывать новые формы работы, чтобы выжить. Впрочем, они и сами уже поняли, что косметическими мерами бизнес не спасешь — как правило, надо менять саму его концепцию.

Что касается увлечения израильтян приобретением товаров по почте, то оно, по всем прогнозам, будет лишь нарастать. А магазины одежды, игрушек, бытовых товаров, соответственно, продолжат терять клиентов и прибыль..

Еще один момент: сохранится популярность заказа продуктов в интернете. Маркетологи давно подметили: любое потрясение в обществе приводит к росту тех, кто предпочитает такую услугу. Так, первый скачок в объеме заказов продуктов в интернете произошел в дни второй интифады, когда люди стали избегать походов в супермаркеты из опасения теракта. В дни эпидемии количество заказов в интернет-отделах супермаркетов увеличилось почти вдвое. Многие оценили, насколько это удобно и сколько времени экономит. Хотя следует отметить, что цены в интернет-отделах крупных торговых сетей зачастую заметно — на 10-15% — выше, чем на полках в реальном пространстве, и чем объясняется этот феномен, непонятно, ведь интернет-продажи экономят и место, и рабочую силу.

Самые острые споры между экономистами вызывают перспективы развития туризма. Нет никаких сомнений в том, что если в апреле-мае страна вернется к прежней нормальной жизни, то даже не сотни тысяч, а миллионы израильтян захотят куда-то съездить, просто… большинство не смогут это сделать. Во-первых, по той простой причине, что многие страны еще будут закрыты для туристов или обуславливать свое посещение такими требованиями, что ехать не захочется. Во-вторых, не исключено, что многие авиакомпании подымут цены. И это означает, что по меньшей мере до осени Израиль ждет бум внутреннего туризма. И бум цен.

Словом, жить без эпидемии, как говорится, хорошо. А хорошо жить без эпидемии еще лучше.

В целом, согласно большинству прогнозов, мировую экономику будет лихорадить до конца 2021 года. В этой ситуации госбанки всех стран, включая Израиль, продолжат нынешнюю политику сохранения низкой (а реально даже отрицательной) учетной ставки, ожидая существенного снижения уровня безработицы и стабилизации основных экономических показателей, а также пытаясь всеми силами сдержать инфляцию. Что будет происходить на израильской и мировой бирже, пока непонятно, но эксперты говорят, что тем, кто на ней играет, придется обращать больше внимания на географический фактор.

Вне сомнения, нынешняя экономическая неопределенность ставит многих перед очень непростым выбором. Например, в последние месяцы произошло заметное снижение цен на квартиры, и перед теми, кто заинтересован в покупке жилья, встала дилемма: нужно ли делать это сейчас? И что будет, если после взятия ипотеки один из членов семьи потеряет работу? Как ее тогда погашать? Ни один эксперт не станет брать на себя ответственность за ответы на подобные вопросы — каждый должен найти их сам, исходя из склонности к экономическому риску, знания личных возможностей и системы приоритетов.

* * *

2021 год, вероятнее всего, войдет в историю и как год резкого повышения цен на продукты питания. Первый признак уже на пороге: с февраля цены на сою на мировом рынке повышаются на 30%. Застрельщиком повышения стала Россия, резко взвинтившая налог на экспорт сои в Китай — главный мировой потребитель этого вида бобовых.

Любопытно отметить, что Китай считается родиной сои — эта культура выращивается там уже 4000 лет, в то время как остальные страны открыли для себя сою лишь в XIX столетии. Как Китай из одного из основных производителей сои превратился в ее импортера — загадка, но факт остается фактом. Однако стоит вспомнить, что соя является одним из базовых поставщиков растительного белка. Значительная ее часть используется для производства наполнителей для различного рода полуфабрикатов, а также соевого масла, которое пользуется популярностью во всем мире, включая Израиль. Наконец, именно соя лежит сегодня в основе почти всех продуктов, имитирующих мясные изделия.

Вслед за подорожанием сои ожидается рост цен и на другие виды растительных масел, в первую очередь, пальмового, главным производителем которого является Индонезия. Предсказывают взлет цен на зерновые и кормовые культуры на 11-13%, что неминуемо приведет и к подорожанию хлебобулочных изделий и мяса. Основную роль в подорожании отводят засухе, которая поразила Марокко, Алжир и ряд других стран-экспортеров зерновых. Правда, в Китае в прошлом году урожай пшеницы превысил все ожидания, и он увеличил ее экспорт. О некотором увеличении объема экспорта пшеницы сообщили также Индия, Россия, Канада и США, это дает надежду на то, что приведенный выше прогноз все же преувеличен. Добавим к этому, что мировые цены на сахар выросли в 2020 году на 10% и, вероятнее всего, продолжат расти.

Серьезный дефицит продуктов питания ожидается в этом году в Эфиопии (где, соответственно, наблюдается значительный рост членов общины фалашмура, претендующих на воссоединение с членами своих семей в Израиле), Эритрее, Джибути, Ираке, Судане, Йемене — всего в 45 странах.

Наконец, стоит обратить внимание на то, что с октября 2020 года стали стремительно расти цены на нефть со всеми вытекающими из этого последствиями.

Словом, нас ждут непростые времена. Нам неминуемо придется менять потребительские привычки и более экономно относиться к продуктам питания. Что, впрочем, уже давно пора сделать.

[nn]

Кражи эпохи коронавируса

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий