Хлоп! — и всё

0

О ликовании и расстрелах

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Хорхе СТ-ЖЮСТ, Монреаль

 

Ангола, 29 мая 1977 года. Клянусь, всё происходило на моих глазах. В тексте нет ни слова неправды, ни слова выдумки. Уже гораздо позже увидел в романе “Контроль» В. Суворова описание этого эпизода, почти слово в слово. Случайно, или ему кто рассказал о деле, не знаю. Но это присказка, а вот как дело было.

Идёт собрание офицеров, человек 500 присутствует, собрали из нескольких частей. А дело происходит в день, когда президент страны объявил о раскрытии антинародного заговора, об арестах военной верхушки, руководства СМИ, министров, секретарей обкомов, все они оказались агентами врага. Каждую минуту приходят вести о непрерывных арестах врагов народа и двурушниках. Никакой пощады, собакам — собачья смерть.

Собрание яростно поддерживает родную партию и курс на очищение её рядов от окопавшейся в партии нечисти.

Выступают офицеры — с каждым выступлением всё яростней звучит требование по заслугам наказать отщепенцев, к ногтю агентов госдепа и шпионов. Собрание длится уже часа три и завершаться не думает. А вдоль рядов сидящих на стульях офицеров (дело происходит на плацу) ходят молодцы в серой форме без опознавательных знаков, кого-то выискивают. Найдут — подходят, и тихонько так выводят. Человек тут же сжимается, когда его за рукав трогают, сдаёт оружие, и покорно бредет. Через минуты две — хлоп! — пистолетный выстрел за домами. Собрание вздрагивает и ещё ожесточенней аплодирует призывам расстрелять всех врагов народа.

Мужики, которые вывели предыдущего офицера, возвращаются, снова по рядам неторопливо бредут, выискивают очередного шпиона. Опознали, вывели (он сжимается, но больше никакой реакции), увели за дома, через минуту — хлоп! И ещё яростнее аплодисменты, еще бурнее овация, ещё восторженней кличи — «наказать изменников!»

Треть зала так вывели за несколько часов. Потом идут эти ребята, подходят к трибуне и пальчиком манят выступающего — мол, ну-ка, спустись, сынку. Он удивленно на себя показывает — «меня, что ли?» — «Тебя, тебя», вежливо кивают мужички. Ну, он спускается, пожимая плечами, его уводят. Хлоп! На трибуне следующий оратор требует сурово наказать отщепенцев.

Эта фантасмагория происходила на моих глазах (но я был в группе иностранцев, нас не стреляли, хотя страшно было, не скрою, даже нам, а мало ли, что в голову ребятам взбредёт).

Повторю, что позже эпизод был описан в романе “Контроль», где дело происходит в СССР, но очень похоже.

Вот думается мне, что многие искренне считают, бия себя в грудь и восклицая здавицы, что их простят, если вдруг что-нибудь эдакое начнётся. А всё равно — хлоп! — и всё. Лучшая политика — сиди тихо и не рыпайся, вот тогда, может, пронесёт. А может и нет.

Добавлю пояснения.

Вечером 28 мая президент Антонио Агостиньо Нето заявил по радио, что заниматься буржуазными выдумками — всякие там суды и трибуналы, это только время терять. Смертные приговоры изменникам можно и без суда выносить, руководствуясь революционным сознанием. Он повторил это же заявление через месяц публично где-то за границей (по-моему, в ООН, но не уверен). Не стеснялся товарищ президент.

До сих пор не раскрыты архивы КГБ, ГРУ, КПСС по этим событиям. Нет сомнений, что за противниками Нето стоял СССР. Заговорщиков возглавляли Нито Алвеш и еще один генерал, не помню фамилию. Алвиш был министром внутренних дел, членом Политбюро.

Расстреливали сотнями и тысячами тех, кто учился в СССР или был замечен в дружбе с советскими. Вроде бы, по радио Алвиш призвал народ подняться против сталинского режима Нето и восстановить истинный социализм, такой славный, как в СССР.

Но Нето оказался проворнее (кстати у него жена была из Баку. Он там в нефтяном ВУЗе учился).

Кубинцы подавили сопротивление этих просоветских элементов. Официально враги народа были расистами, агентами госдепа и ЦРУ, ну, как водится.

СССР по ходу дела понял, что свои проиграли, переметнулся на сторону Нето.

Патроны, кстати, берегли. Многих просто кидали в реки на корм крокодилам. Заодно многие стучали на соседей, на коллег. Уничтожали людей семьями. Десятки тысяч человек вырезали за месяца два, наверно. Сколько официально врагов народа убили, не знаю. Называют цифры от 80 до 300 тысяч (думаю, 80 тысяч ближе к истине). Вот такие-то дела.

Напомнили мне как-то и ещё об одной ужасно романтической фигуре этой истории: Сита Валлиш — юная индианка из семьи, жившей в Гоа, идеалистка, отправившаяся деколонизировать ангольский народ и сгинувшая в этой мясорубке. Википедия знакомит с подробностями о перевороте и о том, как её зверски пытали и убивали лучшие союзники великого Советского Союза, причём за любовь к великому Советскому Союзу.

О СИТЕ ВАЛЛИШ

Из Википедии

Сита Мария Диаш Валлиш (23 августа 1951, Кабинда — 1 августа 1977, Луанда) — ангольская коммунистка, активистка МПЛА. Выступала с ортодоксальных марксистско-ленинских и просоветских позиций. Была одним из лидеров Мятежа «фракционеров». При подавлении мятежа арестована, подвергнута пыткам и убита.

Родилась в семье выходцев из Гоа, принадлежавшей к верхушке среднего класса. В раннем детстве переехала с семьёй в Луанду. Поступила на медицинский факультет Университета Луанды. Затем переехала на учёбу в Лиссабон.

Сита Валлиш придерживалась коммунистических взглядов, участвовала в деятельности марксистско-ленинских групп. После краткого увлечения маоизмом перешла на просоветские позиции. Сотрудничала с Карлушем Бриту и Зитой Сеабра, которые в то время являлись активистами Португальской компартии.

Летом 1975 года, накануне деколонизации, Сита Валлиш вернулась в Анголу. Вступила в МПЛА. Поддержала провозглашение независимости и создание НРА под властью МПЛА и президента Агостиньо Нето.

Вышла замуж за генерала Жозе Ван Дунена, начальника генерального штаба вооружённых сил НРА (ФАПЛА). В браке имела сына, названного Эрнесто в честь Че Гевары. Возглавляла молодёжную организацию МПЛА, курировала в правительстве массовые организации. Принимала активное пропагандистское участие в гражданской войне на стороне правительства МПЛА.

Принятие Ситой марксизма-ленинизма было в духе интеллектуальной моды того времени. Она была не просто идеалисткой, но идеалисткой воинствующей. Она способна была отказаться от всего ради своих доктрин. Сектантский радикализм Ситы был сопряжён с ненавистью, принесённой в ставшую независимой Луанду. В этом отражалась та универсальная «уверенность», которой она жила.

Сита Валлиш и её муж Жозе Ван Дунен были сторонниками министра внутренних дел НРА Ниту Алвиша. Вокруг Алвиша сложилась группировка ортодоксальных коммунистов. Эти Nitistas резко осуждали «умеренный» курс президента Нето и генерального секретаря МПЛА Лусио Лары. Они требовали ещё большей централизации, ужесточения репрессий, ввода в Анголу не только кубинских, но и советских войск. Кроме того, Алвиш настаивал на повышении социально-политического статуса чернокожих за счёт мулатов и белых. Сита Валлеш отличалась особой активностью и упорством в пропаганде этих позиций.

С осени 1976 г. партийно-государственное руководство начало преследования Nitistas. Все они, в том числе Сита Валлиш, потеряли свои посты и оказались под угрозой ареста. Весной 1977 г. Нито Алвиш и его сторонники решились на упреждающий удар. 27 мая 1977 года начался Мятеж «фракционеров» — попытка государственного переворота в Луанде. Мятежникам удалось захватить несколько административных объектов и радиостанцию. Сита Валлиш активно агитировала население Луанды.

Однако уже к середине дня мятеж был подавлен силами кубинского экспедиционного корпуса. Последовала волна жестоких репрессий. Лидеры мятежа были схвачены органами госбезопасности DISA. Одни были убиты на месте, другие подвергнуты допросам и пыткам.

Среди арестованных была и Сита Валлиш. По имеющимся сведениям, её убивали с особой жестокостью, но она проявила большую стойкость. Через два с небольшим месяца после событий в Луанде 25-летнюю Ситу Валлиш расстреляли и сбросили в безымянную могилу.

События 1977 года, выступление Nitistas и судьбы его участников остаются в Анголе «табуированной» темой. Официальные оценки «фракционеров и убийц, совершивших попытку контрреволюционного переворота», остаются в силе.

Денис ДРАГУНСКИЙ | Целый Корвалан и сионист Канторович

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий