Кто ответит за штраф?

0

Недавно житель Иерусалима Лев К. получил от столичной мэрии штраф за неуплату парковки. Вы, конечно, скажете, что такое может случиться с каждым. Действительно, ничего необычного тут не было бы, если бы не одно обстоятельство: Лев оплатил стоянку с помощью аппарата "Изи-Парк" и штрафа никак не заслуживал

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Лев ПИНСКЕР

 

Система оплаты "Изи-Парк" действует почти всей стране и достаточно удобна: вы приобретаете абонемент компании, по мере необходимости пополняете на нем счет, и когда надо припарковаться на платной стоянке, лишь фиксируете время прибытия и адрес парковки, даете команду об оплате и устраиваете аппарат у окна автомобиля. Никаких наличных, квитанций и всего прочего. Муниципальному инспектору достаточно бросить взгляд на вашу машину, увидеть в окне работающий прибор "Изи-Парк" — и у него не должно возникнуть ни вопроса, ни подозрения. Однако в случае Льва К. это почему-то не сработало. Вернувшись на стоянку после непродолжительной отлучки, он обнаружил за "дворниками" требование об оплате штрафа за неоплату парковки, хотя "Изи-парк" показывал, что оплата произведена.

Платить наш читатель был категорически не согласен и позвонил в мэрию, чтобы прояснить недоразумение и отменить штраф.

— У меня на окне висел "Изи-парк", инспектор не мог его не видеть. Более того, он был обязан сфотографировать мою машину, и на фотографии должен быть виден прибор.

— Да, действительно, — согласилась сотрудница муниципалитета. — Фотография есть, аппарат на ней виден, но… это ничего не значит. По той простой причине, что мы не знаем, был ли включен ваш "Изи-парк". Может, вы повесили его выключенным. Или просто по рассеянности забыли включить — такое тоже бывает.

— Но ваш инспектор должен был обратить внимание, включен он или нет! А он был — включен!

— Вы должны это доказать. Принесите распечатку из компании "Изи-Парк", в которой будет зафиксировано, что ваша парковка в данное время и в данном месте была оплачена, и мы отменим штраф.

Но оказалось, что получить распечатку совсем не просто. Для начала Лев направился на ближайшую автозаправку, но там ему заявили, что с 1 января "Изи-Парк" начала постепенно сворачивать свою деятельность, и они с ней больше не работают. Продлить абонемент невозможно, но прибор продолжает действовать до полного расхода внесенной суммы. А с компанией они связаться не могут — отключен канал связи. На почте, куда в дни карантина, как известно, было непросто попасть, сказали, что в данный момент отсутствует сотрудник, который мог бы решить эту сложную проблему.

После долгих поисков выяснилось, что компания оставила всего по одному пункту обслуживания в четырех крупных городах страны, и в Иерусалиме таковой находится в районе Рамат-Эшколь, расположенном очень далеко от места жительства нашего читателя. Причем оказалось, что получить распечатку по электронной почте или факсу нельзя: на приемный пункт надо явиться лично и принести аппарат "Изи-парк". Делать было нечего, пришлось потратить немало времени на поездку и получение распечатки. Наконец, когда неопровержимое доказательство того, что парковка была оплачена, оказалась у него в руках, Лев К. снова позвонил в мэрию.

— Ну, вот и замечательно! — сказала служащая. — Теперь пришлите нам заявление с разъяснением инцидента и распечаткой — и штраф будет отменен!

Штраф на миллион

— В том, что штраф будет отменен, у меня нет никаких сомнений! — говорит Лев К. — Но кто оплатит мне потерянное время и нервы? Кто оплатит мне, уже далеко не молодому человеку, риск, которому я подвергался, направляясь в дни карантина в людные места?! Лично я не намерен оставлять это дело безнаказанным и собираюсь потребовать у мэрии компенсации за допущенную ошибку и причиненный ущерб. Сам я ивритом в достаточной степени не владею, но мой внук прекрасно справится с задачей. Неплохо, если бы такую компенсацию вычли из зарплаты инспектора, выписавшего мне штраф. Да и вообще, если бы чиновники знали, что несут персональную материальную ответственность за свои ошибки, то, думается, и ошибок было значительно меньше!

Последующие события, стоит заметить, показали, что далеко не все в мэрии Иерусалима обстоит так плохо, как могло показаться из-за получения необоснованного штрафа. Жалоба нашего читателя была принята, о чем его тут же известили, и он мог отслеживать в интернете ее продвижение на различных этапах. Спустя два дня — в поистине рекордные для бюрократической машины сроки — претензии Льва К. были признаны справедливыми, и штраф отменен. Но вопрос о том, как он может получить причитающуюся ему компенсацию "за причиненное неудобство", в мэрии попросту проигнорировали. А ведь если бы муниципальная инспекция работала так же четко, как отдел по рассмотрению жалоб и обращений, то не было бы и этой истории.

В заключение отметим, что Лев К. действовал в сложившейся ситуации необычайно грамотно. Куда больше граждан (причем не только выходцы из бывшего СССР, но коренные израильтяне) при виде штрафной квитанции теряются и, прочитав предупреждение, что в случае несвоевременной оплаты им грозит огромная неустойка, спешат выполнить требование мэрии. Логика таких действий понятна: куда дешевле заплатить и отделаться, чем доказывать, что ты — не верблюд. Судя по всему, на это изначально и рассчитано: муниципальные инспекторы зачастую заведомо выписывают необоснованные штрафы, уверенные в том, что большинство граждан их оплатит, не вступая в пререкания.

Доходы от штрафов за парковку в неположенном месте, неоплаченную парковку и другие нарушения уже давно составляют заметную часть бюджетов мэрий Тель-Авива, Хайфы и Иерусалима. При этом инспекторы получают бонусы к зарплатам в зависимости от размера собранных ими штрафов, то есть заинтересованы в их выписке напрямую. А если будет доказано, что штраф выписан необоснованно, то они никакой ответственности не несут. Известно также немало случаев, когда уже после оплаты штрафа люди пытались доказать его незаконность, и некоторые в этом преуспевали. Мэрии даже выражали готовность вернуть им деньги. Вот только обусловливали эту готовность такой бюрократической волокитой, что многие решали, что у них нет времени этим заниматься.

Что касается желания нашего читателя получить компенсацию от мэрии, то оно понятно и справедливо, но, увы, трудно реализуемо. Закона об автоматической выплате такой компенсации нет, значит, ее необходимо добиваться через суд по мелким искам — и тот, вероятнее всего, ее действительно присудит. Однако подача иска в суд тоже связана с немалой головной болью, приличным владением ивритом, оплатой судебного сбора. Дальше надо будет явиться на заседание, противостоять адвокату мэрии, а компенсация в любом случае будет небольшая. Причем если гражданин потратит на доказательство своей правоты личное время и деньги, то адвокат будет честно отрабатывать гонорар, который мэрия платит ему за счет тех самых средств, что получены в виде арноны и штрафов. То есть опять-таки за счет жителей города! При этом торопиться адвокату явно некуда. Скорее, наоборот: в его интересах всячески затянуть суд и добиться наименьшей суммы компенсации, чтобы повысить размер гонорара. И многие, понимая это, решают не связываться с подобными хлопотами.

[nn]

Голые и оштрафованные

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий