На суше и на море

0

Иран собственными руками и руками своих союзников и марионеток в Оманском заливе, Ираке и Йемене напоминает противникам, что отказываться от своих планов не собирается

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

25 февраля в 22:40 по израильскому времени в водах Оманского залива было атаковано судно-ролкер "Helios Ray", следовавшее из Саудовской Аравии в Сингапур с грузом автомобилей на борту. Корабль шел под флагом Багамских островов, хотя принадлежит зарегистрированной на острове Мэн фирме 74-летнего израильского бизнесмена Рами Унгера, одного из крупнейших отечественных импортеров автомобилей.

С самого начала все косвенные признаки и простая логика говорили о том, что за инцидентом стоит Иран, и в дальнейшем именно это заявляли израильские официальные лица, включая начальника генштаба Авива Кохави. Таким образом, террористическое нападение ознаменовало новый виток в тайном и явном противостоянии между Израилем и Исламской Республикой, которое иррадирует на весь ближневосточный регион и даже за его пределы.

СМИ сообщили об атаке лишь на следующий день, в пятницу. На снимках видно, что в обоих бортах судна выше ватерлинии образовалось по крупной рваной пробоине. Их характер в сочетании с известным по прошлому способом действий иранских диверсантов прозрачно намекали, что повреждения стали результатом срабатывания присоединенных к бортам взрывных устройств. Судя по расположению пробоин, мины "подвесили" не пловцы-аквалангисты, а сбросили с небольших катеров. Летом 2019 года, атакуя иностранные танкеры примерно в этих же местах, иранцы действовали именно так. Причем это отнюдь не оценочное суждение: однажды американским военным удалось заснять на видео диверсантов из иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) непосредственно за работой. Ряд израильских СМИ озвучили версию о попадании в судно ракет (или БПЛА-самоубийц), и отвергать ее до окончательных выводов экспертов не стоит. С другой стороны, ракетный обстрел сопровождается шумом и может выдать местонахождение стрелявших, причем даже задним числом. Кроме того, ракета может оставить улики в виде фрагментов, оказавшихся внутри корабля.

Исходя из результатов предыдущих атак такого рода, а также последствий нынешнего нападения, желания утопить судно или привести к потерям в составе экипаже не было. Целью нападавших было нанести судну повреждения и тем самым громко заявить: израильские суда не могут чувствовать себя в безопасности в международных водах, особенно в районе Персидского залива. В комментариях для наших СМИ по горячим следам владелец ролкера выразил сомнения в том, что иранцы умышленно атаковали именно израильский корабль. По его словам, дело, видимо, в противостоянии Ирана и США. На мой взгляд, это явная недооценка иранского руководства и КСИР. Сегодня при помощи открытых источников не представляет большого труда выяснить, в чьей собственности находится гигантское судно. Предположить же, что иранцы решаются на нападение, даже не удосужившись узнать, что выбрали мишенью, конечно, можно. Но уж больно это нелогично: поди знай, на чью мозоль ненароком наступишь…

После атаки "Helios Ray" направился в Дубай для устранения повреждений. Туда же из Израиля прилетела группа экспертов, призванная провести расследование на борту.

Из 28 членов экипажа никто не пострадал. На данный момент не сообщалось, были ли среди них израильтяне, имелась ли на судне охрана, а если да, была ли она вооружена. Но даже если охранники присутствовали, удивляться, что находясь на борту высоченного ролкера в темное время суток они не заметили небольшие катера, подошедшие под самый борт, не стоит.

Итак, Иран вернулся к откровенному терроризму вблизи своих берегов, и тегеранской "черной меткой" никак нельзя пренебрегать. Во-первых, ничто не мешает КСИРовцам повторить нападение, причем уже с куда большим ущербом. Во-вторых, даже такие "безобидные" теракты всерьез угрожают международному судоходству. Дело в том, что страховые полисы на суда могут существенно подорожать, а то компании и вовсе откажутся их страховать. Мы уже не говорим о более мелких "неудобствах", таких, как срыв рейсов, дополнительные расходы на охрану, нежелание экипажей работать в опасных местах и т.д. Но главное – во всяком случае, для нас, — состоит вот в чем: если не полагать наивно, что КСИР атаковал принадлежащее израильской компании судно случайно, значит, мы стали свидетелями поднятия Ираном планки в его противостоянии с еврейским государством. Как-никак, инцидент продемонстрировал готовность иранцев наносить удары по гражданским израильским целям в международных водах.

Оманский и Персидский заливы — отнюдь не единственные места, относящиеся к наиболее опасным в плане вероятности террора. Следующим в этом списке является Красное море, особенно в районе Баб-эль-Мандебского пролива. Чуть севернее его тянется территория, контролируемая проиранским шиитским движением йеменских хуситов. Они уже не раз атаковали здесь морские цели. Хуситы, среди прочего, располагают противокорабельными ракетами, дистанционно управляемыми катерами с взрывчаткой, БПЛА и, возможно, другими средствами. А их существенные козыри — узость Красного моря и протяженность побережья.

Тегеран обвиняет Израиль в гибели главы иранской ядерной (согласно имеющимся данным — военной) программы Мохсена Фахризаде. Не являются секретом и приписываемые Израилю многочисленные удары по иранским и проиранским силам в Сирии и, согласно данным иностранных СМИ, в других точках региона. Сколько-нибудь эффективного ответа за последний год Ирану дать не удалось. Неудивительно, что согласно оценкам в Иерусалиме и командовании ЦАХАЛа, в КСИР просто пылают жаждой мести. Вот Тегеран, похоже, и перешел к более агрессивной стратегии, причем, похоже, на всех фронтах, если исходить из того, что в последние недели участились ракетные обстрелы американских баз в Ираке и удары хуситов по объектам в глубине Саудовской Аравии, вплоть до Эр-Рияда.

Стоит напомнить, что в последние месяцы президентской каденции Дональда Трампа режим аятолл очень опасался американского удара — так сказать, на посошок — и проявлял сдержанность. Теперь, судя по всему, в Тегеране несколько осмелели и решили "попробовать на зуб" новую администрацию. Тем более что Вашингтон, демонстрируя желание договориться с Ираном по "ядерной сделке", проявляет очень холодное отношение к Саудовской Аравии и весьма прохладное к ОАЭ.


Хотя о наличии прямых доказательств причастности Ирана к нападению пока не сообщалось (что вовсе не означает, что таковых нет), в израильском руководстве никто не сомневается в "иранском следе". А раз так, немедленно зашла речь о возможном ответе, который, согласно источникам в Иерусалиме, был неминуем. Поскольку в результате атаки судна жертв не было, да и ущерб оказался незначительным, израильское руководство оказалось перед непростой дилеммой: как отреагировать, чтобы избежать нежелательной эскалации. Судя по публикации военного обозревателя газеты "Маарив" Таля Лев-Рама, на посвященном ситуации заседании сторонником решительного подхода выступил глава "Моссада" Йоси Коэн, в то время как глава генштаба Авив Кохави выступал за более умеренный. Так или иначе, поздним вечером 28 февраля сирийское официальное информагентство САНА сообщило, что в 22:16 израильская авиация "со стороны оккупированных Голан" нанесла ракетный удар в районе Дамаска. Вполне дежурно выглядело заявление о том, что большинство ракет перехвачены сирийскими ПВО.

Согласно ряду источников, на сей раз характер атакованных иранских целей в Сирии был иным, и данный удар стал реакцией на инцидент в Оманском заливе. Пока подробной информации о пораженных объектах нет. Между тем некая атака, если действительно является ответной, не должна быть рутинной, что может проявиться в месте удара, масштабах ущерба или хотя бы демонстрации неких новых для противника возможностей. При таком сценарии оппонент, вполне возможно, в дальнейшем дважды взвесит целесообразность своих действий, приведших к реакции. Например, многие израильские удары в Газе, осуществляемые в последние три года, нельзя считать полноценным ответом: существенного ущерба они не наносят и серьезным сдерживающим фактором не служат. Хочется надеяться, что в Сирии или другой точке Ближнего Востока иранцы дорого заплатили или еще заплатят за случившееся.


В ночь на 26 февраля на многочисленные обстрелы американских баз и посольства в Ираке отреагировали, наконец, вооруженные силы США. Целью удара стали объекты двух проиранских группировок — "Катаиб Хизбалла" и "Катаиб Сайед аш-Шухада" — на востоке Сирии. Событие знаменательно тем, что стало первым при администрации Джо Байдена. Несмотря на то, что в ходе осуществляемых боевиками обстрелов в Ираке были пострадавшие, в том числе и среди американцев, США медлили с ответом. Согласно источникам Вашингтоне, Пентагон предложил президенту несколько вариантов действий, и Байден выбрал самый умеренный. Дабы не обижать правительство Ирака, было решено ударить на территории Сирии, где тоже действуют ответственные за обстрелы группировки. Причем их, судя по всему, решили лишь "пощекотать" – сбросили семь бомб на цели в районе контролируемого шиитскими боевиками пограничного перехода у сирийского городка Аль-Букамаль. Именно в этом районе проходит сухопутный коридор из Ирака в Сирию, по сведениям иностранных СМИ, неоднократно навещаемый израильскими ВВС.

Источники в сирийской оппозиции поспешили сообщить о 17 убитых боевиках, однако последние признали лишь одного погибшего и несколько легкораненых, что по ряду признаков выглядит более реалистично. Кстати, согласно заявлению источников в самих группировках, объекты были по большей части эвакуированы ввиду длительного барражирования в небе американских БПЛА, что было воспринято как возможный предвестник воздушного удара. Что касается причиненного боевикам ущерба, то удар сложно назвать чувствительным. Правда, если исходить из критерия новизны, то налицо прецедент. Вопрос лишь в том, поймут ли намек иранцы и их подопечные, и если нет, как далеко Вашингтон будет готов зайти в будущем.


Пока же Джо Байден демонстрирует особую решительность в отношении главного союзника США среди стран Персидского залива и основного противника Ирана — Саудовской Аравии. Главной мишенью американцев является фактический правитель королевства, наследный принц, Мохаммед бин-Салман, который в опубликованном 26 февраля отчете американского разведсообщества был признан ответственным за убийство в 2018 году в Турции, журналиста Джамаля Хашогги.

Напомню, что Хашоги был противником бин-Салмана и беспрестанно критиковал его, в том числе и со страниц газеты "Вашингтон пост". В итоге его заманили в саудовское консульство в Стамбуле и убили сотрудники спецподразделения СА, которое, согласно американским данным, подчиняется лично наследнику престола и никак не могло действовать без его приказа. То, что за этим преступным и, не побоюсь этого определения, идиотским действием (здравомыслящему человеку должно было быть понятно, что благодаря современным техническим средствам, правда всплывет наружу) стоят саудовские власти, то есть бин-Салман, стало очевидно сразу. Однако администрация Трампа решила лишь пожурить союзника, а не портить с ним отношения. В данной связи уже давно готовый отчет разведки о роли бин-Салмана и его людей в убийстве засекретили. А Байден, пообещавший, что отныне подход к Эр-Рияду будет иной, решил снять гриф секретности. За участие в убийстве и нарушения прав человека не менее 76 саудовцев были подвергнуты различным санкциям. Сам наследный принц их пока избежал — согласно источникам в Белом доме, там понимают, что санкции против правителей стран являются последней мерой. К тому же Вашингтон не стремится испортить отношения с Саудовской Аравией вовсе, а только осуществить их "перезагрузку". Еще одна важнейшая претензия к саудовским властям в области нарушения прав человека — война в Йемене. Из-за нее на СА наложено частичное оружейное эмбарго, и, как говорится, то ли еще будет…

Нет сомнений в том, что убийство Джамаля Хашогги — отвратительное преступление. Однако новой администрации США важно не перегнуть палку. Пока же действия американцев дают основание полагать, что главная проблема региона — вовсе не Иран, а саудовцы. В любом случае, в Тегеране не могут не черпать оптимизма из наблюдений за прессингом Вашингтона на Эр-Рияд.

Кстати, саудовцы не перестают получать "передачи" и от собственно Ирана. Хуситы, которые не могут не нарадоваться на то, как замораживаются сделки по продаже оружия СА, а самих их вашингтонская администрация недавно исключила из списка террористов, в очередном порыве энтузиазма с дистанции около 900 км выпустили по Эр-Рияду баллистическую ракету иранского производства с отделяемой боевой частью. Согласно саудовским данным, "гостья" перехвачена, вот только ряд крупных обломков зенитных ракет упали в городской застройке, причинив ущерб.

Таким образом, Иран собственными руками и руками своих союзников и марионеток в Оманском заливе, Ираке и Йемене напоминает противникам, что отказываться от своих планов не собирается. Остается лишь дожидаться следующих ходов всех участников противостояния…

[nn]

Пакость от аятолл

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий