Латунная Орда

0

Как «лохонулась» великая империя

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Юрий ШАМНЭ

 

В Средние века идея о превращении свинца в золото не казалась такой безумной, как сегодня. И это легко объяснимо. Первые опыты в области химии были более чем многообещающими — смешанные определенным образом вещества меняли цвет, искрились, взрывались, улетучивались, росли, сжимались, источали необычные запахи…

Вывод напрашивался сам собой — почему бы и тусклому серому металлу не стать сияющим желтым? Вот и начались поиски реактива, способного совершить подобную трансформацию — мифического «философского камня».

Параллельно шли поиски «эликсира жизни», который тоже так и остался мечтой.

Не все было так плохо!

Именно алхимики, помимо всего прочего, пытаясь хоть что-то превратить в золото, изобрели… латунь. Вроде бы, незначительное событие, но… Гениальное по созданию криминальных схем того времени. Тут же жулики всех мастей стали печатать из латуни монеты, отличающиеся от золота только большей твердостью и покрытием патиной через некоторое время.

Но время – деньги, и если видишь деньги – не теряй времени.

Латунные монеты массово печатали, как ныне говорится, «в гаражах», и сбывали тоннами. Мало того, брали заказы на обеспечение государств «звонкой золотой монетой». Так, в особо крупном размере «лохонулась» Золотая Орда, сделав алхимикам Чехии большой заказ на изготовление золотых монет, отдав за это серебро. Мастера-исполнители выгодно продали серебро в Китай, который в нем постоянно нуждался, а заказ Золотой Орды исполнили в срок, доставили в пункт назначения и… испарились без следа.

Спустя недели, когда «золото» стало тускнеть, ордынцы стали чесать головы: от чего, к чему, кто виноват и что делать? Однако, чесание не спасло их от массового дефолта, за которым и сама Орда, в один миг ставшая из Золотой – Латунной, развалилась на более мелкие государства…

Кстати, именно тогда, по опыту «лохонувшихся» и появилась купеческая традиция пробовать золотые монеты «на зубок», на мягкость – золото, или твердость – латунь.

А в остальном, конечно, когда люди придумали себе новых кумиров и кумирни, процесс развития человечества сначала резко затормозился, а потом пошел в разные стороны. И до сих пор идет шараханье.

Кстати, финансовую систему Московского царства долгое время обеспечивали дирхемы и пулы, чеканенные в Рязани. Соответственно и язык легенд (надписей) на монетах был понятен каждому жителю. Одного понять не могу: зачем на рязанских монетах – пулах — штамповали стилизованный фаллос?

ИЗ ВИКИПЕДИИ

Татарский дирхем — серебряная монета Золотой Орды, известна в незначительном количестве на восточнославянских землях с конца XIII в. до первых десятилетий XV в. Их вес составлял 1,4-1,5 грамма. Подобно куфическим монетам, изображений они не имеют, хотя на них и встречаются рисунки в форме переплетённых сердец в центре монеты, орнаментальные рамки вокруг арабских надписей, содержащих имена правителей, год и место выпуска.

Были в обращении на территории средневековых южнорусских княжеств, (Новосильского, Елецкого, Рязанского и других), для чего на дирхемах делались надчеканки. На новосильских монетах была надчеканка в виде герба княжества — двузубца с крестом вместо правого зубца и еще одним малым крестом посредине, на рязанских монетах — в виде так называемой «бараньей головы» или «рязанской морды».

Такие монеты являются исключительной нумизматической редкостью. Так например, в настоящее время достоверно известно всего о пяти найденных татарских дирхемах с надчеканкой новосильского герба.

* * *

По мнению советского историка и ведущего специалиста в области нумизматики Ивана Спасского, происхождение названия монеты можно отнести ко временам Римской империи, когда в один из денежных кризисов порча серебряной монеты привела к такому её обесцениванию, что в обращение пошли мешочки с монетами. Их название — фоллис (лат. follis) — перешло к византийской медной и, несколько видоизмененное (фулюс, фельс, фелс), попало в монетные системы Ближнего Востока и оттуда в джучидское монетное дело.

Первые медные пулы были выпущены в 50-х годах XIII века на существовавшем до монгольского завоевания монетном дворе города Булгара с именем умершего халифа ан-Насир лид-Дина. В дальнейшем их чеканка производилась на более чем 20 монетных дворах разных частей Золотой Орды, крупнейшими из которых были Сарай, Гюлистан, Крым, Азак, Хорезм.

Внешне медные, как и серебряные монеты Золотой Орды оформлялись весьма однообразно, причем чеканенные в разных городах, они выглядели, за редкими исключениями, по-разному и были легко отличимы друг от друга. Золотоордынские пулы, как и монеты всех монгольских улусов, имели мусульманский облик. Легенда на монетах писалась с использованием арабского алфавита. Преобладали надписи на тюркском, персидском, арабском и уйгурском языках. В медном чекане, обеспечивающем местную сферу денежного обращения, мусульманские запреты на использование изображений большой роли не играли. Медные пулы несут на себе образы животных (например, льва, барса), птиц, всадника и др.

На монетах XIII — начала XIV веков помещалась тамга дома Бату как символ единства правящего рода. Тамга могла помещаться и на стороне, где было имя хана, и на противоположной.

Золотоордынские пулы чеканились на заготовках, изготовленных из разрубленных частей прута, откованного или вытянутого до определённого диаметра. После этого прут разрубался по разметкам и полученные таким образом заготовки плющились и отжигались перед наложением штемпеля. Толщина заготовки оказывалась неодинаковой. Один конец, на который приходился обруб, — толще, противоположный, на который приходились более сильные удары молотка — тоньше. В XIV веке вначале изготовлялись «чурки» — обрубленные с обеих сторон куски проволоки. После расплющивания места обрубов обрезались ножницами, что хорошо видно при осмотре края монет. Изображение наносилось путём чеканки штемпелями, которые изготавливались из стальных прутьев круглого сечения необходимого диаметра. Известны находки заготовок на Селитренном, Царевском и Водянском городищах в Нижнем Поволжье.

Стоимость меди в пулах была ниже их номинальной стоимости, то есть имел место их принудительный курс. В провинциальных городах Золотой Орды этот принудительный курс устанавливался, очевидно, местными властями и действовал только в нём. Поэтому местный провинциальный чекан не выходит в массовых количествах за пределы своего города. Будучи частично знаком стоимости, пулы не могли храниться долго. При такой практике постоянных смен меди в обращении они быстро теряли свою стоимость, если их не сдавали в казну. Поэтому очень мало кладов медных пул и поэтому их так часто теряли люди. Это объясняет большое количество находок медных пулов в культурном слое золотоордынских городов.

В подражание джучидским пулам в XV — начале XVI века аналогичные медные монеты чеканились в Москве, Твери, Новогороде и Пскове. При этом место чеканки обозначалось на самой монете: «пуло московское», «пуло тверское» и т. д. Денежные знаки имели незначительную ценность (60—70 пул равнялись 1 денге) и использовались для мелких расчетов.

Встречаются также дирхемы и пулы с изображениями двуглавого орла и даже некоего подобия магендавида.

Еврейская монета

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий