Не авиацией единой

0

Ведущаяся не один год "война между войнами" — оперативная деятельность ЦАХАЛа и спецслужб Израиля, направленная на предотвращение иранской экспансии в регионе и усиления террористических организаций, как правило, носит тайный характер. В большинстве случаев о боевых действиях мы узнаем от иностранных СМИ, из слухов и свидетельств с мест. Вот и на этот раз об израильском ракетном ударе, нанесенном по целям вблизи аэропорта Дамаска примерно в 22:35 16 марта, сообщило сирийское официальное агентство САНА

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Для последних месяцев подобная информация стала уже рутинной, как и то, что сирийское ПВО, по данным САНА, "сбило большинство ракет". В свою очередь оппозиционная мониторинговая организация SOHR, базирующаяся в Лондоне, чья информация во многих случаях опирается на слухи, заявила, что удару подверглись склады проиранских милиций. В данном контексте стоит отметить, что в предшествовавшие описываемому инциденту сутки три транспортных ИЛ-76 сирийских ВВС и грузовой "Боинг-747" связанной с КСИР авиакомпании совершили рейсы из Ирана в Сирию.

Между тем, воздушные налеты израильских ВВС в Сирии и иногда и других частях региона — это, по объективным причинам, видимая часть айсберга. "Война между войнами" действиями авиации не ограничивается, и в Израиле это особо не скрывают. Так, проводятся различные разведывательные и специальные операции, которые, в отличие от сбросивших бомбовой груз самолетов, следов не оставляют, или отставляют, но о них не всегда узнают.

Значительная доля направленной против Ирана и его союзников оперативной деятельности ЦАХАЛа приходится на долю ВМФ, хотя флот почти всегда остается в тени авиации. Косвенным свидетельством того, что моряки активно участвуют в "войне между войнами", являются награждения многих подразделений ВМФ, в частности, коммандос "13-й флотилии" ("Шайетет 13"), за успешные действия, остающиеся при этом под покровом тайны.

11 марта "Wall Street Journal" со ссылкой на осведомленные источники в США и на Ближнем Востоке сообщил, что с 2019 года Израиль не менее 12 раз атаковал в Красном и Средиземном морях танкеры или транспортные суда, направлявшиеся в Сирию. Все они были либо иранскими, либо несли иранский груз, в том числе оружие. Важно отметить, что если столь авторитетное издание публикует подобную информацию, можно практически не сомневаться: авторы статьи беседовали с компетентными источниками. В "Wall Street Journal" говорится, что Израиль, среди прочего, использовал морские мины (вряд ли под этим термином подразумеваются классические шарообразные мины с "рожками", используемые с давних времен). По американским данным, целью израильтян было нарушение поставок иранской нефти и оружия, а одна из атак проведена в феврале нынешнего года вблизи побережья Ливана.

Мины для диктатуры аятолл

Здесь необходимо сделать небольшое отступление.

До гражданской войны Сирия не только полностью обеспечивала себя нефтью, но и продавала ее за рубеж, что было важнейшей статьей валютного дохода режима Асада. В ходе войны часть месторождений пострадала, другая оказалась вне зоны контроля Дамаска. На данный момент львиную долю добычи сирийской нефти контролируют союзные американцам курды. Иными словами, находящийся под жесткими международными санкциями и имеющий мизерные собственные финансовые ресурсы Асад почти полностью зависит от поставок союзников. Иногда это Россия, в свое время даже Венесуэла, но в основном, конечно, Иран. Иранская нефть во многом и помогает режиму оставаться на плаву. Поставки в основном бесплатны или "в кредит", но те средства, которые Дамаск выплачивает за нее Тегерану, передаются наличными "Хизбалле". Благо, деньги — не баллистические ракеты, переправить их через границу в соседнее государство не представляет большого труда. Отсюда следует, что нарушение поставок иранской нефти сирийскому режиму рикошетом бьет по организации шейха Насраллы.

Почему об атаках иранских судов до сих пор никто не знал?

Ну, "никто" — это преувеличение, иногда информация все же просачивалась. Но иранцы предпочитают на данный счет не распространяться, считая проявлением слабости факт, что они не могут сразу же достойно ответить на атаки. К тому же по американским данным нападавшая сторона, как правило, действовала аккуратно: ни один корабль потоплен не был, вследствие взрывов не было ни пожаров, ни экологических катастроф. В случае с одним из атакованных в 2019 году иранских танкеров есть пример утечки нефти, но пока неясно, относится ли он к числу упомянутых 12 атак, приписываемых Израилю.

Фото: пресс-служба ЦАХАЛ | idf.il

Чего может добиваться Израиль такими ограниченными по масштабам действиями? Как уже было отмечено, нарушения процесса поставок иранской нефти и оружия в Сирию. Так, согласно статье "Wall Street Journal", минимум в двух случаях корабли не добрались до места назначения, а во всех остальных вернулись в Иран значительно позже. Кроме того, следование судов по короткому, но уязвимому маршруту через Красное море, Суэцкий канал и Средиземное море в сложившихся обстоятельствах оказывается опасным и нецелесообразным. В этих обстоятельствах иранцам, дабы успешнее скрывать поставки и избегать удара, периодически приходится посылать суда в обход африканского континента и далее через Гибралтар. Как раз в одном из таких рейсов иранский танкер был задержан за нарушение санкций британцами (после чего уже Иран задержал в Ормузском проливе английский корабль). Судно в итоге было отпущено и разгрузилось в Сирии. Но ведь если корабли идут в пункт назначения значительно дольше, то выигрывается время и повышаются расходы на их эксплуатацию, и этим не стоит пренебрегать.

Степень успешности тайных морских операций против иранских поставок в целом ясна не вполне, но очевидно, что нефть в Сирию все же поступает. Значит, речь, в лучшем случае, идет о неком частичном решении проблемы. Более жесткие атаки с высокой долей вероятности грозят скатыванием в эскалацию, что на данный момент Израиль не устраивает, да и международных скандалов не избежать. По сведениям ряда источников в Иерусалиме, после иранской атаки (которую Тегеран отрицает) на принадлежащий израильской компании транспорт "Helios Ray" в Оманском заливе, в военно-политическом руководстве страны проходили совещания, на которых обсуждалась возможность и мера реагирования. Часть участников выступала за снижение накала тайного морского противостояния, упирая на то, что эскалация может помешать вашингтонской администрации в выработке планов относительно Ирана и, следовательно, навредить Израилю. Сторонником умеренной реакции является начальник генштаба Авив Кохави, а более резкой — глава "Мосада" Йоси Коэн.

Кстати, судя по статье в "Wall Street Journal", при Трампе США относились к подобной деятельности Израиля с молчаливым одобрением. Что происходит на данный момент, пока неясно, но высказывается предположение, что препятствовать Вашингтон вроде не собирается. С другой стороны, нельзя исключать, что утечка информации, в результате которой появилась упомянутая статья, является намеком США на недовольство действиями Израиля.

Пока же 12 марта Иранская государственная судоходная компания сообщила, что принадлежащий ей контейнеровоз "Shahr-e Kord" был атакован с использованием взрывчатых веществ неподалеку от Сирии. Иранцы заявили о подозрениях в отношении Израиля, отсутствии жертв и нанесении незначительного ущерба — пострадали несколько контейнеров. Был ли инцидент звеном в серии нападений, о которых писал "Wall Street Journal", реакцией ли на случившееся с "Helios Ray", или не имеет отношения ни к тому, ни к другому? Вопрос пока остается открытым.

[nn]

Корвет на рейде

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий