Виртуозные и даже дерзкие по замыслу произведения итальянского и немецкого барокко прозвучат в ближайших концертах Иерусалимского Оркестра Барокко — 2 и 3 мая в Тель-Авиве и в Иерусалиме
С возвращением на сцены уже почти многолюдных и уже явно оживленных концертных залов после окончания карантинного периода в Израиле, Иерусалимский Оркестр Барокко продолжает знакомить публику с лучшими произведениями барочной музыки. В ближайшей концертной программе в начале мая оркестр представит произведения композиторов Бибера, Шмельцера, Розенмюллера, Кастелло, Вивальди и Джеминьяни — сочинения, раскрывающие само понятие музыки барокко в его изначальном смысле — странном, ином, выпадающем из общего ряда.
Само слово барокко (итал. Barocco) означает «причудливый», «склонный к излишествам», и, в то же время, барокко — это характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Композиторы эпохи барокко не стремились сочинять более сакральную и совершенную музыку, как их коллеги эпохи Возрождения, но творили такую музыку, которая обращается к человеческим эмоциям, со всеми их недостатками и ограничениями. Они писали музыку драматичную, конфликтную, искали новые способы выражения и смело экспериментировали. В эпоху барокко композиторы начали свой прорыв, свое путешествие за пределы границ, очерченных очевидностью. И по сей день многие их сочинения остаются необычайными по интенсивности своего выражения.
Так, и в нынешнюю программе Иерусалимского Оркестра Барокко включены неординарные пьесы, может быть даже экстравагантные — каждая для своего времени: от картин войны в музыке Генриха Игнаца Бибера, включающей сцену пьяного буйства в пабе, где напиваются солдаты, от особо «смелых» сонат Дарио Кастелло и Иоганна Генриха Шмельцера до музыки безумия («Ла Фолия») у Франческо Джеминьяни. Центральная роль в этой концертной программе отведена скрипке и фаготу, которые будут исполнять особенно виртуозные сочинения.
Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644 — 1704) — австрийский композитор и скрипач родом из Богемии. Учился у Иоганна Генриха Шмельцера. В 1660-х годах — музыкант на службе у князя-епископа Оломоуцкого. Около 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга, с 1684 — капельмейстер. Скрипач-виртуоз, что сказалось в его скрипичных сонатах.
Наиболее известен сборник его 15 сонат «Розарий» (ок.1676). Автор духовной музыки, инструментальных ансамблей, опер. По-видимому, Бибер является автором «Зальцбургской мессы», которая долгое время приписывалась разным авторам.
Иоганн Генрих Шмельцер (около 1623,Шайбс -1680, Прага) — австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Ведущий композитор австрийского барокко до Бибера.
Франческо Саверио Джеминьяни (1687, Лукка – 1762, Дублин) — итальянский скрипач, композитор, музыкальный теоретик. Учился у Алессандро Скарлатти и Арканджело Корелли. С 1711 года руководил оперным оркестром в Неаполе. В 1714 году как скрипач-виртуоз приехал в Лондон. Известен циклами своих concerti grossi и трио-сонатами.
Дарио Кастелло (Венеция, 1602 г. — Венеция 1631 г.) — итальянский композитор и скрипач периода раннего барокко, который работал и издавался в Венеции. Как композитор, он был поздним членом Венецианской школы и сыграл роль в преобразовании инструментальной канцоны в сонату.
Иоганн Розенмюллер (1615-1684) — композитор эпохи барокко, сбежавший из Германии в Италию из-за обвинения в мужеложестве. Его музыка пользовалась популярностью на родине, поэтому он стал одним из главных популяризаторов итальянского стиля в Германии. В новейшее время его творчеством заинтересовались только в конце прошлого века.
Что же касается названия программы — La Stravaganza – так называется сборник концертов, написанных Антонио Вивальди в 1712-1713 гг.
В этой концертной программе Иерусалимский Оркестр Барокко представит свой новый камерный орган-позитив, недавно привезенный в Израиль, который впервые будет использован оркестром в концертной программе La Stravaganza 2 и 3 мая.
La Stravaganza
Иерусалимский Оркестр Барокко
Давид Шемер — дирижер
Ноам Шусс — скрипка; Гилат Роткоп — фагот
В программе концерта:
Генрих Бибер. Battaglia
Иоганн Розенмюллер. Sinfonia Sesta in a (Sonate da Camera)
Иоганн Генрих Шмельцер — Соната для скрипки № 4
Дарио Кастелло — Sonata decima
Антонио Вивальди – Концерт ля минор для фагота с оркестром, RV 498
Франческо Джеминьяни — Ла Фолия (оркестровая обработка скрипичной сонаты оп. 5 No 12 Арканджело Корелли)
Воскресенье, 2 мая 2021 в 20:00 – зал «Цукер» (малый зал в Гейхал а-Трабут Тель-Авив), понедельник, 3 мая, 2021 в 20:00 – зал YMCA, Иерусалим
Для владельцев абонемента оркестра – вход бесплатный.
Цена для широкой публики — 120 шекелей. Для имеющих право на скидки — от 60 до 100 шекелей.
Вход в зал разрешен в соответствии с указаниями Министерства здравоохранения: наличие «зеленого сертификата», его предъявление при входе в зал, измерение температуры при входе в зал, обязательное ношение маски на протяжении всего концерта.
Подробности и покупка билетов
Фотографии предоставлены Иерусалимским Оркестром Барокко