Роман ГОЛЬД | Пятый сын или пятое колесо?

0

После трагедии на горе Мерон в русскоязычном сегменте израильского онлайн-пространства появились сотни комментариев, наполненных злобой и пренебрежением к ультраортодоксальной части израильского общества. Пляски на костях 45 погибших и сотен раненых не могли остаться незамеченными, и Facebook, что называется, закипел

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Кто-то обвинял “понаехавших гоев” в неуважении ко всему святому. Кто-то пытался доказать следы провокаторов от определенных партий. Кто-то отказывался верить, что это могли написать реальные люди.

Так, депутат Кнессета от партии НДИ Евгений Сова на своей официальной странице разместил пост "Гнилая трольчатина", где обвинил людей, возмущающихся потоком ненависти к жертвам трагедии, то ли в принадлежности к лагерю "бибистов", то ли в цитировании ботов, то ли в создании этих ботов, то ли во всем и сразу. Как один из тех, кто разместил эти отвратительные цитаты на своей странице, я принял слова Евгения близко к сердцу и провел небольшую домашнюю работу.

Пришлось открыть несколько десятков материалов о трагедии, размещенных как на сайтах популярных русскоязычных СМИ ("Вести", "9 Канал", "NEWSru", "Детали", "Курсор" и др.), так и на их официальных Facebook-страницах. Из обсуждений этих материалов я извлек 100 комментариев, так сказать, наиболее одиозных. Все комментарии были занесены в табличку, где указаны имя автора, ссылка на его профиль в Facebook, текст комментария, ссылка на источник (адрес статьи на сайте или поста на Facebook), а также, разумеется, сделан скриншот самого комментария. После этого я открыл профили всех авторов и вручную рассортировал их на предмет принадлежности к ботам.

Результаты вышли следующими: 100 людоедских комментариев были оставлены 84 пользователями, из которых 68 оказались реальными людьми, 12 — ботами, и еще 4 — ботами под сомнением. Еще раз: минимум 81% авторов — реальные люди, живущие в Государстве Израиль.

Одним из самых выдающихся персонажей оказался некий Валерий Танальский, о нем упомянул даже Евгений, как о примере "самого безобразного" бота. Вынужден огорчить уважаемого депутата: Танальский — не бот, а вполне живой и реальный человек из Нетании. У него аж 5 профилей в социальных сетях: Facebook (где он сейчас заблокирован), Twitter, Instagram, ВКонтакте и Одноклассники. Фотографии в этих аккаунтах совпадают, по некоторым снимкам видно, что они сделаны в Израиле, а из одного кадра следует, что Танальский владеет ивритом – весьма необычно для русскоязычных ботов. Три года назад Танальский работал в ресторане (также израильском), о чем снял видео, доступное на его странице. На все это "расследование" у меня ушло не более пяти минут. Неужели у депутата нет ни одного помощника, способного спасти слугу народа от неловкой ситуации?

Но что мы все о ботах да о ботах. О людях же интереснее. Например, Владимир, творческий человек, видеограф, смотрит на мир философски: "Ну как говориться на всё воля божья, видимо создателю надоели шляпы, решил сделать ребрендинг" (как и в остальных цитатах, орфография оригинала сохранена). А вот бухгалтер Маргарита видит во всем позитив: "погибшие может этого и хотели .прям в праздник в 12ночи в Святом месте ушли на небеса . Может наоборот порадоваться за них?". Счастливый отец двоих детей Александр тоже призывает не беспокоиться: "Не переживайте за них их забрал Машиях которого они ждали так долго. С ними уже все хорошо".

Многие утверждают, что подобную лексику используют только “завезенные Сохнутом гои”. Спешу их разочаровать: “Не жалко ни одного из пострадавших и погибших. Прежде всего мозги включать надо и заботится о себе самом”, — говорит пожилой Наум. “Наконец-то хорошие новости. Да, я рад, что дебилы сами себя калечат. Защитников этих мракобесов попрошу не беспокоиться и не пытаться обвинять меня в антисемитизме. Я так же рад когда мракобесы от других религий калечат себя и себе подобных при исполнении религиозных обрядов. Б…ь, 21 век на дворе, а они в средневековье застряли!” — восклицает врач Эдуард с аристократической еврейской фамилией.

А может, речь идет о деклассированных элементах? “Было бы по ком скорбить”, — удивляется Марина, инженер одного из наиболее респектабельных израильских технологических концернов. “Посмотрите на фото — это облако черной саранчи…”, — ужасается врач-радиолог Алекс. “Хотел бы посочувствовать, но че то не получается”, — констатирует фотограф Макс.

Наверное, это все электорат одной из трехбуквенных израильских партий, чья антирелигиозная риторика успешно конкурирует с партией “Шинуй”, о предвыборном ролике которой председатель БАГАЦа Аарон Барак заявил, что он сродни антисемитской пропаганде? И снова мимо. Среди авторов людоедских комментариев на страницы НДИ (партии или депутатов) подписаны не более 17%, что вполне коррелирует с популярностью партии на “русской улице”. 8% подписаны на "Еш Атид", а 4,5% — вообще на "Ликуд". Политические симпатии остальных комментаторов остались за кадром.

“Чего дома не сиделось…. ломанулись к костру прямо дети… лучше бы сериал посмотрели как все нормальные люди” — недоумевает школьный учитель Роман.

Нормальные люди… Где же я это слышал? Ну, конечно! На десятках русскоязычных эмигрантских форумов, от Брайтона до Берлина, от Варшавы до Торонто. Есть “мы” — “нормальные люди”, живущие или “по совести” (версия для более интеллигентной прослойки), или “по понятиям” (версия для всех остальных), но в любом случае, “правильно”. И вариантов (скорее, оттенков) этого “правильно” не существует, ведь правда может быть только одна. А значит, все, кто не вписываются в правильную картину правильного мира — враги. А в лучшем случае, “другие”. “Они” — не “мы”. “Они” не понимают вещей, очевидных для всех нормальных людей (нас). “Они” не ценят нашу тонкую душевную организацию. “Их” ценности наивны/неправильны/нуждаются в корректировке.

Русскоязычная эмиграция (включая репатриацию в Израиль), как правило, достаточно успешна по самым разным критериям. “Русские” в Израиле успешно абсорбировались как с экономической, так и с социальной точек зрения. Но культурная абсорбция застряла где-то между кулинарией и поп-культурой. Фундаментальный пласт духовной традиции, лежащий в основе еврейского государства, воспринимается большей частью русскоязычной алии как непонятный и не слишком приятный рудимент. С непонятными “ими” не хочется контактировать. "Их" нет смысла даже пытаться понять. Зачем разбираться с пережитками прошлого, которые оказались здесь “по недоразумению”? Зачем разговаривать с людьми, с которыми у “нас” нет ничего общего?

Это наша боль, наша проблема и наша вина. Вина — потому что государство практически не прилагало усилий для того, чтобы познакомить новых репатриантов с фундаментом еврейского мировоззрения. Сознательно или нет — тема отдельной дискуссии. Проблема – просто перечитайте комментарии выше, если вас еще не стошнило. Боль — потому что последствия этого ментального разрыва мы даже не способны оценить. На пасхальном седере рассказывают о четырех сыновьях: мудреце, простаке, злодее и не умеющем задавать вопросы. Их объединяет общий дом, и общая пасхальная трапеза. Но существует и пятый сын. Сын, который не пришел. Большая часть русскоязычной общины — наш коллективный пятый сын.

В 1937-м году, когда Бен-Гурион предстал перед комиссией Пиля, доказывая необходимость создания еврейского государства, лорд Пиль задал ему простой вопрос: “У арабского народа есть кушан (османский документ на право землевладения) на эту землю. У вас есть документ, в котором говорилось бы, что Палестина принадлежит вам?” Бен-Гурион понял, что он все еще держит в руках ТАНАХ, на котором приносил клятву перед комиссией. Он поднял его и воскликнул: «Вот наш кушан, вот наш документ! Это самая почитаемая книга в мире, и я полагаю, что британцы тоже относятся к ней с уважением. Эта страна должна принадлежать нам». Да, Бен-Гурион не ходил в синагогу. Но синагога, в которую он не ходил, была ортодоксальной. И это был его осознанный выбор, а не дань абстрактной традиции.

Еврейский народ на Земле Израиля всегда жил в диалоге. Правый Рехаваам Зеэви ценил левого Ицхака Рабина, а ультраправая Геула Коэн боролась вместе с ультралевой Шуламит Алони за освобождение советских евреев из “тюрьмы народов”. Несмотря на радикальные политические и мировоззренческие разногласия, у них было общее прошлое, они работали над общим настоящим, а значит, могли надеяться на общее будущее. На какое будущее надеемся мы? Вопрос остается открытым, но рано или поздно на него придется отвечать…

ФБ страница автора

Кидуш а-Шем, хилуль а-Шем…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий