Не ждали…

1

Прежде чем приступить к описанию событий операции "Страж стен" и действий террористов, начну с провала, допущенного ЦАХАЛом и ШАБАКом

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Незадолго до того, как ХАМАС 10 мая предъявил Израилю ультиматум а в 18:02 выпустил семь ракет по Иерусалиму и окрестностям, в системе безопасности исходили из того, что хамасовцы не желают эскалации в Газе и, тем более, крупномасштабных боевых действий. Мол, правящие в секторе исламисты направляют все усилия на разжигание страстей в Иерусалиме и, по возможности, в Иудее с Самарией. Эту концепцию не просто "скармливали" журналистам, но и руководствовались ею при принятии решений.

Но одно дело, когда выводы опираются на реальную разведывательную информацию, и несколько иное, когда их значительная часть базируется на сомнительных логических построениях. Мотивы врага необходимо изучать непрерывно, но нельзя быть уверенным, что точно угадываешь его предпочтения. И на этот раз, отнюдь не первый раз в истории арабо-израильского противостояния, такие рассуждения завели не туда.

Между тем, не надо было обладать возможностями АМАНа и ШАБАКа, чтобы еще на позапрошлой неделе понять: шансы на то, что ХАМАС идет к эскалации, очень велики. И дело даже не в том, что примерно двумя неделями ранее, 23 апреля, террористы выпустили по Израилю 36 ракет. Главным фактором стали недвусмысленные угрозы, озвученные командиром боевого крыла организации Мохаммадом Дефом — человеком, годами хранящим молчание. Если уж он в кои-то веки сподобился что-то пообещать, то вряд ли для того, чтобы прослыть болтуном…

В понедельник, 10 мая, отмечался День Иерусалима, и беспорядки на Храмовой горе и в столичном квартале Шейх-Джарах продолжались. Было очевидно, что обстановка взрывоопасна, и израильское руководство решило предпринять все возможное, чтобы ее разрядить. Первый шаг в данном направлении сделали еще перед выходными, разрешив доставить в Газу очередную порцию катарских наличных для раздачи местному населению, а утром 10 мая полиция ожидаемо перекрыла евреям доступ на Храмовую гору. Еще одним потенциально взрывоопасным событием считалось праздничное шествие "Танец с флагами", маршрут которого проходил через эпицентр напряженности — Шхемские ворота и мусульманский квартал Старого города. Генеральный инспектор полиции, командующий иерусалимским полицейским округом и министр внутренней безопасности выступали за сохранение первоначального плана шествия : они считали его правильным и были готовы обеспечить безопасность мероприятия. Однако Нетаниягу с согласия остальных членов кабинета решил иначе, и Шхемские ворота были вычеркнуты из маршрута. ХАМАС и участники столичных беспорядков получили небольшую, но очевидную победу, но этого им было мало. Мало оказалось и того, что ранее БАГАЦ по просьбе юридического советника правительства Авихая Мандельблита отложил заседание по делу о принадлежащих евреям домам в Шейх-Джарахе, откуда согласно предыдущему решению суда, должны быть выселены жители-арабы.

Ко второй половине дня стало ясно, что произошло что-то неординарное. ЦАХАЛ резко отступил от приведенной в начале статьи концепции. Территориальной дивизии "Газа" было переброшено подкрепление, включая спецподразделение "Маглан", а в 16:05 внезапно поступил строгий запрет на движение автомобильного и железнодорожного транспорта по просматриваемым из Газы дорогам и точкам, где можно "поймать" управляемую противотанковую ракету. Далее последовал еще ряд мер, включая отсрочку крупнейших за многие годы армейских учений. Стало ясно, что у сил безопасности есть информация о планах ХАМАСа, и в 16:45 это подтвердилось. Пресс-секретарь движения по кличке Абу-Обейда предъявил Израилю поразительный по наглости ультиматум: до 18:00 вывести полицию с Храмовой горы и из Шейх-Джараха и освободить всех арестованных участников беспорядков, в противном случае… Разумеется, ХАМАС не рассчитывал на выполнение требований, а собирался действовать. Судя по всему, руководство организации в Газе решило, что потенциал разжигания беспорядков в Иерусалиме, встретивших широкую симпатию в арабском и мусульманском мире, себя исчерпал (по одной из версий, в этом вопросе Мохаммад Деф взял верх над политическим лидером движения в секторе Ихъе Синуаром). Кстати, эта самая симпатия вкупе с проявленной многими странами, включая США, "озабоченностью насилием", несомненно, придали исламистам наглости и уверенности.

Те, кто думал, что мишенью традиционно станут прилегающие к Газе населенные пункты, просчитались. Целью стала столица Израиля. Одна из ракет была перехвачена "Железным куполом", другая разорвалась в населенном пункте Кирьят-Анавим вблизи жилого дома, которому был нанесен ущерб. Теперь о сдержанности Израиля уже не могло быть и речи. Утверждения о том, что начальник генштаба Авив Кохави хотел еще 23 апреля мощно отреагировать на действия хамасовцев, а Нетаниягу с Ганцем его остановили, не вполне верны. Сколько-нибудь чувствительный удар по ХАМАСу ЦАХАЛ мог и должен был нанести сразу, однако не сделал этого. В понедельник же, когда все успокоилось, Кохави предложил нанести "чувствительный удар", однако время было упущено, и одобрения со стороны премьера и министра обороны не последовало.

Итак, вечером 10 мая началась операция, получившая название "Страж стен", и уже сегодня можно говорить о беспрецедентно масштабных ракетных обстрелах Израиля.

Количество выпущенных боевиками ракет, а также относительно высокая точность попаданий стали для многих израильтян сюрпризом. После "иерусалимского дебюта" террористы "Исламского джихада" попытались поразить управляемой ракетой из ПТРК "Корнет" российского производства автомобиль, принадлежащий жителю Сдерота, нарушившего упомянутые выше ограничения на передвижение. Машина сгорела дотла, водитель, по счастью, отделался легким ранением. Сразу после этого начались массированные ракетные обстрелы Сдерота, окружающих Газу населенных пунктов и Ашкелона. Узкий кабинет министров по вопросам безопасности и внешней политики дал армии разрешение нанести по ХАМАСу удары, призванные значительно сократить военный потенциал организации и "Исламского джихада", и заставить их заплатить очень высокую цену (министр обороны Бени Ганц, на мой взгляд, несколько самонадеянно заявил, что за каждый день обстрелов ХАМАС будет отброшен на годы назад). С самого начала операции ЦАХАЛ атаковал — преимущественно с воздуха — многочисленные склады с оружием, мастерские по его производству, стартовые позиции ракет и другие объекты. Началась охота и на боевиков организации. Так как боевые действия инициировали именно ХАМАС с ИД, их люди оказались в выгодном положении во всем, что касается риска быть ликвидированными. Тем более что запуск ракет часто осуществляется либо из туннелей, либо при помощи часового механизма, поэтому очень непросто засечь тех, кто это делает.

В условиях, когда противник действует в одном из самых густонаселенных мест планеты и редко совершает ошибки, а ЦАХАЛ и ШАБАК стараются свести к минимуму жертвы среди мирного населения, возможность существенно проредить ряды террористов, нанося почти исключительно удары с воздуха, весьма невелика. В этом мы в очередной раз убедились с первых часов операции "Страж стен": к ночи 11 мая число жертв в Газе, согласно данным местного минздрава, составило всего 20 человек, включая детей. Судя по ряду признаков, не менее семи-восьми из них погибли от ракет террористов, разорвавшихся внутри Газы из-за неудачных запусков, а таких, по данным пресс-службы ЦАХАЛа было около 20%, то есть сотни единиц!

В первой половине 11 мая террористы сосредоточили усилия на Ашкелоне. ХАМАС прибег к тактике, призванной прорвать "Железный купол". Чтобы перенасытить ПРО, массированные обстрелы по городу велись одновременно из разных точек сектора. Вечером того же дня стало известно, что именно в этот тяжелый момент на несколько часов по техническим причинам вышла из строя система "Железный купол"…

Фото: пресс-служба полиции Израиля

Согласно данным ХАМАСа, в наиболее интенсивном огневом налете по городу за 5 минут было выпущено 137 ракет — цифра настолько поразительная, что в ее правдивости трудно не усомниться. В любом случае ракет было очень много, и это привело к ряду попаданий в дома. Две женщины — 52-летняя Нели Гуревич и 32-летняя сиделка из Индии Тахуния Сантуш — погибли, десятки получили ранения различной степени тяжести.

Ракеты рвались и в Ашдоде, где, к счастью, все ограничилось легкими ранениями и материальным ущербом.

Израильские ВВС нанесли удары по сотням объектов террористических инфраструктуры, проводились точечные ликвидации. 11 мая осуществлен успешный удар по квартире в многоэтажном доме, где находились три высокопоставленных террориста "Исламского джихада". В их числе — командир подразделения ракетчиков на севере Газы и брат командующего "северной бригадой" ИД Бахи Абу эль-Аты, ликвидированного осенью 2019 в рамках операции "Черный пояс". Стоит отметить уничтожение двух высоких чинов в разведке ХАМАСа: начальника отдела безопасности Хасана Каукджи и его зама, начальника отдела контрразведки Ваиля Исы (последний — родной брат заместителя командира боевого крыла организации, "правой руки" Дефа Маруана Исы).

Фото: пресс-служба ЦАХАЛ | idf.il

Однако в абсолютных цифрах потери террористов продолжали оставаться невысокими — считанные десятки. Правда, есть основания считать, что некоторое количество боевиков отборного хамасовского подразделения "Нухба" засыпало в разбомбленном ВВС туннеле.

Своего же рода "вишенкой на торте" стала совместная операция армии и ШАБАКа, проведенная утром 12 мая. В официальном сообщении пресс-службы она названа первой в своем роде — подобного определения я и не припомню. В ее рамках в Газе и Хан-Юнесе был уничтожен ряд боевиков ХАМАСа из числа верхушки генштаба организации, приближенных Мохаммада Дефа.

Инфографика: пресс-служба ЦАХАЛ | idf.il

Всего в ходе операции ликвидированы 16 террористов, среди них — одна из самых видных фигур в боевом крыле ХАМАСа, Басам Иса, командир бригады, ответственной за крупнейший город сектора Газу. Он также курировал производственный сектор в ХАМАСе. А также Жумаа Тхале, командир кибер-подразделения и ответственный за модернизацию ракет исламистов. Согласно ШАБАКу, он отвечал за НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Его уничтожение — тяжелый удар по потенциалу усиления ХАМАса.

Третий в списке Джамаль Збаде, глава отдела разработок в департаменте производства ХАМАСа. Согласно информации ШАБАка, он важнейший игрок во всем, что касается производства ракет. Збаде инженер, доктор наук, специализирующийся на аэродинамике, его роль в НИОКР ХАМАСА невозможно переоценить. Следующий — Хазэм Хатиб, глава инженерного отдела в производственном департаменте организации.

К среднему звену ликвидированных хамасовцев относятся Сами Радуан — начальник технического отдела в военной разведке и Валид Шамали — глава отдела промышленного оборудования в производственном департаменте.

В течение 11 мая ЦАХАЛ мобилизовал свыше трех тысяч резервистов, к сектору перебросили артиллеристские подразделения, силы 7-й танковой бригады и пехотной бригады "Голани". В рамках расширения банка целей было решено начать разрушение высотных домов, в которых отмечена активность террористов. Первое такое здание — 13-этажное "Хенадди" — разбомбили во вторник вечером. После чего ХАМАС и "Исламский джихад" пригрозили обстрелять Тель-Авив, если Израиль продолжит бить по многоэтажкам (удары ВВС осуществлялись лишь после того, как предупрежденные жители покидали здания). Примерно в 20:45 террористы выполнили угрозу: начался беспрецедентный за все время противостояния с ХАМАСом обстрел центра страны, продолжившийся всю ночь. На этот раз боевики использовали тяжелые ракеты дальностью от 75 до 120 км, стреляя залпами, чтобы затруднить их перехват. Той же ночью мощному удару впервые подверглась Беэр-Шева.

В результате взрыва ракеты в Ришон ле-Ционе погибла 63-летняя Лея Йом-Тов. В Холоне, где ракета угодила прямо в стоявший на центральной улице автобус, жертв удалось избежать лишь чудом. В Лоде погибли отец и дочь Ауад — 50-летний Халиль и 16-летняя Надин. Десятки человек получили ранения.

12 мая боевикам ХАМАСа удалось осуществить то, чего так опасалось командование территориальной дивизии "Газа" еще перед началом эскалации. В первой половине дня бронированный патрульный внедорожник типа "Давид", в котором находились бойцы 931-го батальона пехотной бригады НАХАЛ, на окраине мошава Натив а-Асара был поражен управляемой противотанковой ракетой. В результате погиб 21 летний сержант Омер Табиб. Его товарищ получил тяжелое ранение, а командовавший патрулем офицер — ранение средней тяжести. Эвакуация проходила под минометным огнем, в результате чего был легко ранен один из оказывавших помощь гражданских. В ответ на вопрос о случившемся командующий округом генерал Элиэзер Толедано высказался в том духе, что прокола не было — это война. К сожалению, с ним трудно согласиться. Логичных причин того, почему крайне уязвимая для подобного рода ракет машина с военнослужащими оказалась в месте, отлично просматриваемом из Газы, озвучено не было.

Попытки международных посредников привести к прекращению огня успеха пока не достигли.

Вечером 11 мая с краткими заявлениями для общественности выступили Биньямин Нетаниягу, Бени Ганц, Авив Кохави, и глава ШАБАКа Надав Аргеман. Никакой конкретики о целях операции и имеющихся планах, кроме того, что ХАМАС уже заплатил и еще заплатит высокую цену, граждане не услышали, и это, наверное, правильно: говорят, если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах…


И здесь мы переходим к самому главному. Еще в 2018 году стало понятно, что стратегия, которой Израиль придерживался с момента прихода ХАМАСа к власти в 2007 году, себя исчерпала. В упрощенном виде она заключалась в том, что Израиль наносит организации удары, чтобы добиться продолжительного перерыва в противостоянии. Но в Иерусалиме осознали, что операции, подобные "Несокрушимому утесу" от 2014 года, обходятся во всех смыслах слишком дорого, а ХАМАС остается там, где был, сохраняя или восстанавливая свой боевой запал. Очевидно, что для ликвидации ракетного потенциала боевиков необходима полная зачистка сектора, который после этого надо оставлять под своим контролем, иначе со временем окажется, что усилия потрачены впустую. Взятие Газы и свержение ХАМАСа потребуют значительных потерь, экономических затрат и осложнений на внешнеполитической арене. Если же говорить об условной операции "Несокрушимый утес-2"- то результатом будет всего лишь временное перемирие, добытое весьма дорогой ценой.

Упорно не прибегая ни к тому, ни к другом варианту, правительство Израиля четко показало все более наглеющему ХАМАСу, что не желает эскалации и наземной операции. Начались катарские выплаты и разнообразные экономические преференции для сектора в обмен на тишину. Однако было бы наивным считать, что исламисты удовольствуются мелкими подачками и откажутся от вооруженной борьбы, за которую, как они убедились, их не заставят платить слишком много. Болевой же порог у ХАМАСа и ИД весьма высок, пара сотен боевиков и мирных граждан для них не такие уж чувствительные потери, особенно если удается добиться от Израиля чего-то важного и (или) показаться победителем на палестинской улице.

Несмотря на множество нанесенных террористам ударов, их военный потенциал неуклонно рос. Как мы имели возможность убедиться, это и количество ракет, и более высокая их точность, и более совершенная методика применения. Сложилась абсурдная и совершенно неприемлемая ситуация: набравшаяся сил террористическая организация под надуманным предлогом буквально засыпает ракетами уже не только юг, но и центр (кстати, на время обстрелов были прерваны полеты из аэропорта им. Бен-Гуриона) и даже столицу Израиля. Это совершенно недопустимо! И очередное "перемирие" никак не должно быть хрупким и кратковременным. Террористов следует лишить либо ракетного потенциала, либо малейшего желания (надолго) идти на эскалацию.

На сегодняшний день второй вариант без сухопутной операции выглядит почти невыполнимым, хотя, конечно, еще можно попытаться. Например, посредством ликвидации руководителей политического и высших командиров боевого крыла в сочетании с нанесением существенного ущерба в других аспектах. И тяжесть удара должна быть очевидна для всех: для собственно "именинника", для населения Газы, для пристально следящих за происходящим Ирана и "Хизбаллы", наконец, для граждан Израиля. В противном случае эффект будет утрачен, более того, другие враги Израиля могут решить, что и им стоит испытать еврейское государство на прочность.

По результатам операции "Страж стен" ЦАХАЛа должен выглядеть победителем. Просто прекращение огня станет очередным и очень опасным шагом назад. Если же искомый результат в виде длительного перемирия на фоне существенного ослабления террористов не будет достигнут, то описанный выше проблематичный вариант — со свержением власти ХАМАСа в секторе — станет более чем актуальным.

P.S.
События развиваются столь стремительно, что сегодня мы не можем предсказать их ход. Надеемся, что на сей раз ХАМАС получит по заслугам так, что у него больше не будет желания наглеть и атаковать Израиль.

[nn]

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий